Международные кредитно-финансовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения, предметом - международный кредит и механизм его функционирования. Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений. Цель достигается через задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия "международный кредит";
Рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;
Описать Россию как одного из активных участников международных кредитных отношений;
Рассмотреть совокупный долг России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 104.85 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Условия и факторы развития международного кредита

Предоставление международного кредита предполагает выполнение ряда валютно-финансовых и платежных  условий. К таким условиям, как правило, относят: валюту кредита и валюту платежа, сумму, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.             Валюта кредита и платежа. Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен, так как неустойчивость ее ведет к потерям кредитора. На выбор валюты кредита влияет ряд факторов, в том числе степень ее стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов (например, контракты по поставкам нефти обычно заключаются в долларах США), степень инфляции и динамика курса валюты и др. Валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты (с конца 50-х гг.), международные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита. Например, "мягкие" займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны.       Сумма (лимит) кредита - часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику. Сумма фирменного кредита фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами (при краткосрочной ссуде). Кредит может предоставляться в виде одного или нескольких траншей (долей), которые различаются по своим условиям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрывает обычно до 85% стоимости экспортируемых машин и оборудования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными и гарантийными платежами импортера экспортеру.           Срок международного кредита зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законодательства; традиционной практики кредитования; межгосударственных соглашений. Срок кредита - важное средство конкурентной борьбы на мировых рынках.    По условиям погашения различаются кредиты:     * с равномерным погашением равными долями в течение срока;  * с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированных в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока); * с единовременным погашением всей суммы сразу;    * аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы кредита и процентов).             

Стоимость кредита. Различаются  договорные и скрытые элементы стоимости  кредита. Договорные, т.е. обусловленные  соглашением, расходы по кредиту  делятся на основные и дополнительные. К основным элементам стоимости кредита относятся суммы, которые должник непосредственно выплачивает кредитору: проценты, расходы по оформлению залога, комиссии. Дополнительные элементы включают суммы, выплачиваемые заемщиком третьим лицам (например, за гарантию). Сверх основного процента взимается специальная (в зависимости от суммы и срока кредита) и единовременная (независимо от срока и размера ссуды) банковская комиссия. По средне- и долгосрочным кредитам берутся комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирование средств (обычно 0,2-0,75% годовых). При проведении кредитных операций банковским консорциумом/синдикатом заемщик выплачивает единовременную комиссию за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы кредита) за переговоры, а также другим банкам за участие (0,2-0,5%).             Хотя международный кредит в известной мере развивается обособленно от внутреннего, а процентные ставки по нему не формируется непосредственно на базе процентов по внутреннему кредиту, в конечном счете, цена международного кредита базируется на процентных ставках стран - ведущих кредиторов. Однако в силу многофакторности ссудного процента образуется разрыв между национальными уровнями ставок.      Периодически происходит беспрецедентный рост процента и амплитуды его колебаний как следствие нестабильности экономики, усиления инфляции, колебаний валютного курса, "войны процентных ставок", отражающей конкурентную борьбу на мировом рынке.       С 70-х гг. практикуются плавающие процентные ставки, которые изменяются в зависимости от уровня рыночной ставки.    Важной характеристикой международного кредита является его обеспечение. К альтернативным видам кредитного обеспечения относятся: открытие целевых накопительных счетов; залог активов; переуступка прав по контрактам и т.д.            При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности (способности заемщика получить кредит) и платежеспособности (способности заемщика своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам). Поэтому одним из условий международного кредита является минимизация кредитных, валютных и других рисков, которым подвергаются кредиторы и заемщики.  Современный этап развития международных кредитных отношений начался в 1990-х годах. Новый этап либерализации капитала и возникновения новых рынков пришелся именно на этот период. Если США, ФРГ, Канада и Швейцария отменили контроль над перемещением капитала в 1970 году, что во многом увеличило международные кредитные операции, то остальные страны решились на этот шаг позже: Великобритания — в 1979-м, Япония — в 1980-м, Франция и Италия — в 1990-м, а Испания и Португалия — в 1992 году. К началу 1990 года благодаря политике стран «большой семерки», а также Международный валютный фонд, в котором эти страны имеют решающее слово, капитал получил полную свободу для распространения по всему миру. Традиционно главными кредиторами остаются Соединенные Штаты, Германия, Япония и Великобритания. Кроме того, к современным кредиторам примкнула Испания.            Современный этап развития международных кредитных отношений характеризуется тем, что кредиторами и должниками в основном выступают не правительства, как в 1980-х годах, а банки и компании.     Основной движущей силой развития международного кредита выступают «горячие деньги» («hot money»), представляющие собой форму ссудного капитала, целью которой является извлечение максимальной прибыли в короткие сроки с помощью вложений в высоколиквидные кредитно-финансовые активы. «Горячие деньги» стремятся уйти за границу при неустойчивости экономики, сопровождаемой инфляцией и обесценением денег. В свою очередь, инфляция способствует развитию различных форм валютной спекуляции на понижение курса валюты. Бегство капиталов может быть обусловлено также политическими причинами (например, перед угрозой Второй мировой войны или после убийства кандидата в президенты в Мексике в 1994 году).           Новая волна международного кредита была вызвана в первую очередь потребностями заемщиков, которые нуждались в финансировании своего развития. Новыми, быстро развивающимися рынками, требующими внешнего кредитования, стали страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия, Таиланд, Южная Корея), страны Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла), а также страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Грузия и т. д.).              Появление новых рынков было обусловлено как экономическими, так и политическими причинами. Развитие азиатского региона в 1980-х годах создало предпосылки для возникновения высоколиквидных и емких рынков Юго-Восточной Азии.  Многолетний профицит торгового баланса Японии позволил этому государству и иным азиатским странам инвестировать формирующиеся излишки в высокодоходные проекты, тем самым создавая потенциал для противодействия серьезным финансовым потрясениям. По-прежнему эти страны занимают достойное место в инвестиционном портфеле иностранного инвестора. Более того, вместе со странами Юго-Восточной Азии Индия и Китай являются локомотивами современной мировой экономики, способными завершить создание мирового финансового центра, не уступающего Лондону или Нью-Йорку.            В отличие от азиатских стран латиноамериканские государства оказались более уязвимыми финансовым кризисам, передаваемым большими потоками капиталов по каналам международного кредитования.  Влияние Соединенных Штатов на этот регион не позволило странам длительное время развиваться самостоятельно и являться заемщиками международного кредита не для поддержания функционирования существующей экономической системы, а для ее развития.          Валютный кризис в Мексике в 1994 году потребовал экстренного внешнего финансирования со стороны МВФ. Кредитная программа фонда по поддержке политики валютного комитета в Аргентине в итоге закончилась долговым и банковским кризисами в 2001— 2002 годах. И хотя светлые периоды экономического роста и финансового обогащения в этих странах становятся все короче, а промежутки финансовых кризисов и реализации программ по выходу из них все длиннее, Латинская Америка, исходя из своей географической близости к США, остается под геополитическим и экономическим влиянием Штатов и поэтому может всегда рассчитывать на финансовую помощь в сложных ситуациях.       Распад Советского Союза и образование новых государств в Центральной и Восточной Европе, а также Содружества Независимых Государств обострили проблему международного кредитования для становления приспособленных к рынку денежных, кредитных и финансовых систем. Необходимый капитал, который нельзя было полностью удовлетворить путем использования внутренних источников, мог быть предоставлен другими странами или международными организациями.       Восстановление торговых связей и формирование стабильных источников внутреннего финансирования позволили странам СНГ снизить темпы внешнего кредитования. В то же время страны Центральной и Восточной Европы активно использовали международные кредиты развитых европейских стран для достижения европейских стандартов экономического развития с целью вступления в Евросоюз. В результате часть стран Центральной и Восточной Европы влилась в Евросоюз, повысив емкость его рынка. Другие страны с переходной экономикой в свете международных кредитно-финансовых отношений оказались в тени Российской Федерации. Это объясняется тем, что Россия взяла на себя все международные финансовые обязательства СССР, а также смогла построить пусть спекулятивный, но дееспособный финансовый рынок. Этот рынок привлекает иностранных инвесторов своим количественным и качественным ростом. При этом качественное изменение финансового рынка России происходит параллельно с государственным вмешательством в финансовые и международные финансовые отношения.        Волнообразное развитие международных кредитных отношений обусловлено в целом эволюцией практики кредитных операций, генезисом экономической теории кредитного регулирования и динамикой политических процессов.           Необходимо отметить, что периоды 1950-х, 1960-х и 1980-х годов характеризовались относительной статичностью. Незначительные по объемам международные кредитные операции не сказывались на эволюции кредитных механизмов и инструментов. Важными факторами, способствующими развитию международного кредитования, являлись глобальная финансовая либерализация, перепроизводство, новые технологии и низкие процентные ставки.           Глобальная финансовая либерализация, наступившая в 1970-х годах, создала климат для развития и распространения международных кредитных отношений без ограничений. К концу 1995 года 35 развивающихся стран полностью открыли свои финансовые системы для иностранного капитала. Расширяющаяся приватизация способствовала более глубокой интеграции развивающихся стран в мировую экономику, что повышало их привлекательность для международного кредита. Значительную поддержку глобальной финансовой либерализации оказали международные организации. С начала 1980-х годов многие развивающиеся страны испытывали трудности перепроизводства, которые возникли из-за ограничений по выходу на мировые рынки. Решение этой проблемы было найдено странами Юго-Восточной Азии, которые переориентировали свои экономические системы с производства на финансовый сектор. Увеличение инвестиций в финансовый сектор потребовало дополнительных кредитных ресурсов, которые были доступны на мировом рынке ссудных капиталов.      Появившиеся новые технологии, особенно в сфере коммуникаций, значительно повысили скорость передачи финансовой информации, что сказалось на условиях международного кредита. С того момента, как был проведен трансатлантический телеграфный кабель, связавший в реальном времени Англию с Северной Америкой, начался новый этап в операциях финансовых рынков, которые по своей сути являются рынками информации. Если ранее передача информации из Лондона в Нью-Йорк занимала около трех недель, то в 1860-х годах время сократилось до одного дня, а к 1914 году период сократился до менее одной минуты. Развитие интернет-технологий, появление электронных площадок торговли ссудным капиталом, межбанковских систем SWIFT, FedWire, CHIPS (Clearing House Interbank Payment System), а также внедрение единых стандартов передачи финансовой информации (IAS — International Accounting Standards) упорядочили мобильность капиталов и способствовали ее повышению.  Еще одним фактором волнообразного развития международных кредитных отношений были процентные ставки. Низкие процентные ставки в развитых странах по сравнению с развивающимися стимулировали инвесторов искать альтернативные рынки для вложения своих капиталов.      Таким образом, процентная политика развитых стран способствовала росту международного кредита в страны с более высокими процентными ставками. Каждый прилив международного кредитования имел общие последствия, как для национальных, так и для мировой экономики. Во-первых, волны международного кредита сопровождались банковскими инновациями и изменениями в структуре кредитных систем. Во-вторых, рост международного кредита увеличивал денежную массу в стране, что способствовало динамичному экономическому развитию стран, регионов и в целом мирового сообщества. В-третьих, экономический рост, сопровождавшийся ростом цен и доступностью финансовых ресурсов, повышал инвестиционные аппетиты и приводил к спекуляциям. В-четвертых, спекулятивные операции повышали риск невозврата кредита, создавали условия для кредитных кризисов, тем самым сокращая международное кредитование и оборот международных рынков ссудных капиталов.          В целом международный кредит является возможным механизмом развития национальной экономики, и особенно реального сектора, в условиях дефицита внутренних источников. Он должен использоваться только для развития, то есть для расширенного воспроизводства, а не для поддержания функционирования отрасли, компании или начатого проекта. Также надо учитывать, что международный кредит является лишь дополнительным, а не основным фактором экономического роста, учитываемым на стадиях подъема или резкого спада экономики. И даже если кредит является международным, он остается кредитом. В его основе лежат экономические интересы, а политические оттенки лишь вторичны, характеризуя исключительно резидентство субъектов, которое стирается в условиях глобализации.   Таким образом, основой развития международного кредита являются выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйственных связей, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.      Из вышесказанного можно сделать вывод, что условия международного кредита зависят как от состояния экономики, так и от национального и мирового ссудных капиталов.         Таким образом, международный кредит получил широкое распространение во всем мире. Опираясь на сущность, принципы и функции международного кредита, используя многообразие форм и условий его предоставления, государства, а также бизнес активно используют его в своих целях.     

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Участие России в международных финансовых институтах

Интеграция России в мировую  экономику предполагает ее участие  в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики  страна не может без ущерба для  своих интересов оставаться в  стороне от участия в международных  финансовых организациях, которые созданы  на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений  между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.      В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития.          Международный валютный фонд (МВФ) – организация, созданная ООН для решения следующих задач: развитие сотрудничества государств-участников в вопросах денежной политики, стабилизация валютных курсов, расширение международной торговли, кредитование. Кроме того, МВФ традиционно занимается консультированием стран-должников, разрабатывает стандарты и собирает мировую экономическую статистику.    Международный валютный фонд был создан в 1947 году, а так называемая Хартия МВФ была подписана за три года до этого. МВФ - составная часть так называемой Бреттон-Вудской валютной системы, но сохранил свое значение и при Ямайской валютной системе, которая сделала основные мировые валюты свободно конвертируемыми по рыночному курсу. Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г.            Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены.    Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов.              Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка.           Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.        В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.            С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.        В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.  Таким образом, в условиях рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем. 

 

2.2. Россия – должник и кредитор      

Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она испытывала серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного) долга.  Россия-должник. К началу 2000 г, государственный внешний долг России составил более 158 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и был равен 113,4 млрд. долл. в ноябре 2004 г. [23]. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Если в 2000 г. этот показатель был равен 89%, то к 2005 г. – 34,7%. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на экономику страны. Однако на долговые платежи по-прежнему направляются большие суммы бюджетных средств.      Государственный долг России сформирован, во-первых, из внешнего долга Советского Союза, во-вторых, из нового российского долга. Долг СССР в основном образовался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд. долл. в начале 1992 г.          После распада СССР заключено соглашение о распределении долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986-1990 гг. Рассчитанная таким образом доля России составила 61,3%.        Однако только Россия, и то частично, обслуживала свой долг. Но согласно заложенному в соглашении принципу солидарной ответственности к России могли быть предъявлены такие же претензии, как и к другим странам. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг при условии перехода к ней прав на все внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил кредиторов, Россию и почти все бывшие союзные республики.         Трудности по выполнению долговых обязательств начались еще в 1990 г. В 1991 г. Внешторгбанк, осуществлявший обслуживание внешнего долга и выступивший монополистом в сфере международных расчетов, израсходовал на обслуживание долга не только все свои ресурсы, но и средства своих клиентов, как юридических, так и физических лиц. В 1992 г. все потенциальные ресурсы были исчерпаны, и из 16,7 млрд. долл. долговых платежей по графику реально на обслуживание долга было выделено 2,6 млрд. Долговые проблемы России стали решаться путем урегулирования долга с кредиторами, в основном на многосторонней основе. Официальные долги урегулировались через Парижский клуб, долги банкам - через Лондонский клуб.     В 1993-1995 гг. Россия через Парижский клуб урегулировала долг на сумму в 28 млрд. долл. на стандартных условиях. Суть их состоит в том, что урегулированию подлежит только сумма выплат на предстоящий год. В этом заключается практика "короткого поводка" западных кредиторов.  Практика урегулирования долга на более длительный срок применяется редко. Тем не менее, России удалось реструктурировать свой долг официальным кредиторам сразу в полном объеме на сумму 38 млрд. долл. Долг был реконструирован следующим образом: срок окончательного погашения был передвинут на 25 лет (по прежним кредитным соглашениям средние сроки – 10-15 лет), льготный период установлен в 7 лет (по сравнению с 3-6 годами). Если долг официальным кредиторам в соответствии с международной практикой урегулировался методом простой реконструкции, то в отношении долга банкам принято применять рыночные методы. Сущность их заключается в том, что долги, зафиксированные на банковских счетах, конвертируются в ценные бумаги, т.е. происходит секьюритизация долга.     Переговоры в рамках Лондонского клуба продолжались пять лет. В итоге долг, подлежащий урегулированию, был определен в сумме 323 млрд. долл. Урегулированная сумма долга членам Парижского и Лондонского клубов составила 67,3 млрд. долл. Она была эквивалентна 70% советского долга. Но при подобном урегулировании внешнего долга путем затягивания сроков погашения и применения рыночной ставки на должника возложены дополнительные расходы по обслуживанию долга.      Однако в результате кризиса 1998 г. Россия столкнулась с ситуацией, когда ей, оказалось, трудно обслуживать внешний долг и по новому графику. В 1999 г. были реструктурированы платежи в рамках Парижского клуба на текущий период. В 2000 г, с Лондонским клубом было достигнуто новое глобальное соглашение. Из 32 млрд. долл. задолженности было списано 11,68 млрд. долл. (36,5%). Оставшаяся часть долга из ценных бумаг конвертировалась в еврооблигации. Банки списали часть долга, но взамен ценных бумаг, не гарантированных правительством, получили суверенные облигации высшей категории. Должнику удалось списать часть долга, но взамен он повысил статус своих долговых обязательств.     Кроме советского долга, регулируемого на многосторонней основе по отработанным схемам в рамках Парижского и Лондонского клубов, России от СССР достался еще коммерческий долг внешнеторговых организаций, которые осуществляли в кредит централизованные закупки товаров за рубежом по поручению правительства СССР. Фактически этот долг был государственным, и в 1994 г. Россия подтвердила свои обязательства. Однако лишь в конце 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами". Этот долг оформлен в государственные облигации со сроком погашения в 2010 и 2030 гг. 

         Таблица 1

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 мая 2013 года

Категория долга

млн. долларов США

млн.

евро

Государственный внешний  долг РФ (включаю обязательства бывшего  союза, принятые РФ)

 

49837,4

 

38145,8

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

 

232,4

 

177,8

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

 

1096,1

 

839

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

968,6

741,3

Коммерческая задолженность бывшего СССР

22,2

17

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1854,6

1419,6

Задолженность по внешним  облигационным займам

34273,8

26233,3

Задолженность по ОВГВЗ

5,6

4,3

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11384,1

8713,5


 

Таким образом, фактически по всем долгам Советского Союза были достигнуты соглашения. В России завершился этап кризисного управления внешним  долгом, когда использовались такие  методы, как реструктуризация, рефинансирование, секьюритизация, частичное списание долга. На повестке дня стоит реализация программы управления суверенным долгом путем формирования его оптимальной структуры по составу валют, срокам, стоимости заемных средств. Такие системы действуют во многих развитых странах и осваиваются в некоторых развивающихся странах. Однако в России пока не сформирована даже институциональная структура такого управления долгом. В большинстве стран долгом управляют специальные долговые агентства. В России управление государственным долгом возложено на Внешэкономбанк.           Россия-кредитор. Советский Союз, правопреемницей которого по зарубежным финансовым активам стала Россия, предоставлял кредиты развивающимся странам в основном по идеологическим, политическим и военно-стратегическим мотивам. Перспектив возврата долгов от развивающихся стран практически нет. Следовательно, российская кредитная политика, направленная на использование зарубежных активов для покрытия расходов по обслуживанию внешнего долга, а также крупных взаимозачетов, оказалась несостоятельной. До 80% кредитов было связано с экспортом советского оружия. От подобных кредитов требовалась, прежде всего, политическая отдача, а не экономическая эффективность. Вместе с тем в ряде стран при содействии Советского Союза было построено много объектов, имевших большое народнохозяйственное значение. После прекращения "холодной войны" и распада Советского Союза в 1992 г. прежние стратегические цели исчезли. Но одновременно в России повысилась заинтересованность в возврате заемных средств ее должниками. Это породило идею взаимозачета путем обмена нашей задолженности Западу на долги нам со стороны развивающихся стран. Но при взаимозачете также требуется согласие должника.             Многие страны-должники просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.      Столкнувшись, с описанной ситуацией и будучи лишена возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Многие станы были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.           На страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.          В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд. долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.  В настоящее время Россия превратилась из государства – должника в государство – кредитора. Первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Всемирном экономическом форуме 27.01.2007 г. подчеркнул, что сегодняшняя Россия – это "другая страна". Она уже не нуждается в официальных кредитах и не добивается дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности. Россия становится активным участником позитивных процессов международного развития, в том числе применяя списание задолженности беднейшим странам, а также, что еще более важно, инвестируя в экономику этих стран.

 

2.3. Совокупный долг РФ

Общий (совокупный) долг РФ включает внешний долг, внутренний государственный  долг РФ, долг субъектов РФ и долг муниципальных образований РФ. Рассмотрим эти долги.  (см.Приложение 1)

         Таблица 2

Изменение величины внешнего долга РФ и его составляющих

Показатель

Сумма на 1 января, млрд. долларов

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Внешний долг,всего

В том числе:

 

257,2

 

313,2

 

463,9

 

480,5

 

467,2

 

488,9

 

540,6

 

623,96

Органы государств. управления

 

71,1

 

44,7

 

37,4

 

29,5

 

31,3

 

34,5

 

34,7

 

44,7

Органы денежно-кредитного регулирования*

 

10,95

 

3,93

 

1,91

 

2,76

 

14,63

 

12,04

 

11,55

 

14,78

Банки**

50,1

101,2

163,7

166,3

127,2

144,2

162,8

208,37

в т.ч. кредиты

34,5

67,8

113,2

124,7

89,3

90,0

   

Прочие секторы (предприятия,организ-ии)

124,96

163,4

261,0

282,0

294,1

298,2

331,6

356,1

В том числе:

- долговые обязательства

перед прямыми инвесторами  и

предприятиями прямого

инвестирования

 

12,2

 

21,1

 

24,9

 

30,9

 

45,7

 

63,2

 

84,7

 

108,1

-кредиты

98,7

117,4

205,9

236,1

232,1

218,6

227,9

232,0

Информация о работе Международные кредитно-финансовые отношения