Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, курсовая работа
Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения, предметом - международный кредит и механизм его функционирования. Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений. Цель достигается через задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия "международный кредит";
Рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;
Описать Россию как одного из активных участников международных кредитных отношений;
Рассмотреть совокупный долг России.
1.3. Условия и факторы развития международного кредита
Предоставление международного кредита предполагает выполнение ряда валютно-финансовых и платежных условий. К таким условиям, как правило, относят: валюту кредита и валюту платежа, сумму, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков. Валюта кредита и платежа. Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен, так как неустойчивость ее ведет к потерям кредитора. На выбор валюты кредита влияет ряд факторов, в том числе степень ее стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов (например, контракты по поставкам нефти обычно заключаются в долларах США), степень инфляции и динамика курса валюты и др. Валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты (с конца 50-х гг.), международные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита. Например, "мягкие" займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны. Сумма (лимит) кредита - часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику. Сумма фирменного кредита фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами (при краткосрочной ссуде). Кредит может предоставляться в виде одного или нескольких траншей (долей), которые различаются по своим условиям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрывает обычно до 85% стоимости экспортируемых машин и оборудования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными и гарантийными платежами импортера экспортеру. Срок международного кредита зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законодательства; традиционной практики кредитования; межгосударственных соглашений. Срок кредита - важное средство конкурентной борьбы на мировых рынках. По условиям погашения различаются кредиты: * с равномерным погашением равными долями в течение срока; * с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированных в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока); * с единовременным погашением всей суммы сразу; * аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы кредита и процентов).
Стоимость кредита. Различаются
договорные и скрытые элементы стоимости
кредита. Договорные, т.е. обусловленные
соглашением, расходы по кредиту
делятся на основные и дополнительные.
К основным элементам стоимости кредита
относятся суммы, которые должник непосредственно
выплачивает кредитору: проценты, расходы
по оформлению залога, комиссии. Дополнительные
элементы включают суммы, выплачиваемые
заемщиком третьим лицам (например, за
гарантию). Сверх основного процента взимается
специальная (в зависимости от суммы и
срока кредита) и единовременная (независимо
от срока и размера ссуды) банковская комиссия.
По средне- и долгосрочным кредитам берутся
комиссии за обязательство предоставить
ссуду и за резервирование средств (обычно
0,2-0,75% годовых). При проведении кредитных
операций банковским консорциумом/синдикатом
заемщик выплачивает единовременную комиссию
за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы
кредита) за переговоры, а также другим
банкам за участие (0,2-0,5%). Хотя международный
кредит в известной мере развивается обособленно
от внутреннего, а процентные ставки по
нему не формируется непосредственно
на базе процентов по внутреннему кредиту,
в конечном счете, цена международного
кредита базируется на процентных ставках
стран - ведущих кредиторов. Однако в силу
многофакторности ссудного процента образуется
разрыв между национальными уровнями
ставок. Периодически происходит беспрецедентный
рост процента и амплитуды его колебаний
как следствие нестабильности экономики,
усиления инфляции, колебаний валютного
курса, "войны процентных ставок",
отражающей конкурентную борьбу на мировом
рынке. С 70-х гг. практикуются плавающие
процентные ставки, которые изменяются
в зависимости от уровня рыночной ставки. Важной
характеристикой международного кредита
является его обеспечение. К альтернативным
видам кредитного обеспечения относятся:
открытие целевых накопительных счетов;
залог активов; переуступка прав по контрактам
и т.д. При определении валютно-финансовых
условий международного кредита кредитор
исходит из кредитоспособности (способности
заемщика получить кредит) и платежеспособности
(способности заемщика своевременно и
полностью рассчитываться по своим обязательствам).
Поэтому одним из условий международного
кредита является минимизация кредитных,
валютных и других рисков, которым подвергаются
кредиторы и заемщики. Современный этап
развития международных кредитных отношений
начался в 1990-х годах. Новый этап либерализации
капитала и возникновения новых рынков
пришелся именно на этот период. Если США,
ФРГ, Канада и Швейцария отменили контроль
над перемещением капитала в 1970 году, что
во многом увеличило международные кредитные
операции, то остальные страны решились
на этот шаг позже: Великобритания — в
1979-м, Япония — в 1980-м, Франция и Италия
— в 1990-м, а Испания и Португалия — в 1992
году. К началу 1990 года благодаря политике
стран «большой семерки», а также Международный
валютный фонд, в котором эти страны имеют
решающее слово, капитал получил полную
свободу для распространения по всему
миру. Традиционно главными кредиторами
остаются Соединенные Штаты, Германия,
Япония и Великобритания. Кроме того, к
современным кредиторам примкнула Испания.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Участие России в международных финансовых институтах
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития. Международный валютный фонд (МВФ) – организация, созданная ООН для решения следующих задач: развитие сотрудничества государств-участников в вопросах денежной политики, стабилизация валютных курсов, расширение международной торговли, кредитование. Кроме того, МВФ традиционно занимается консультированием стран-должников, разрабатывает стандарты и собирает мировую экономическую статистику. Международный валютный фонд был создан в 1947 году, а так называемая Хартия МВФ была подписана за три года до этого. МВФ - составная часть так называемой Бреттон-Вудской валютной системы, но сохранил свое значение и при Ямайской валютной системе, которая сделала основные мировые валюты свободно конвертируемыми по рыночному курсу. Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г. Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены. Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов. Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл. В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований. Таким образом, в условиях рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.
2.2. Россия – должник и кредитор
Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она испытывала серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного) долга. Россия-должник. К началу 2000 г, государственный внешний долг России составил более 158 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и был равен 113,4 млрд. долл. в ноябре 2004 г. [23]. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Если в 2000 г. этот показатель был равен 89%, то к 2005 г. – 34,7%. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на экономику страны. Однако на долговые платежи по-прежнему направляются большие суммы бюджетных средств. Государственный долг России сформирован, во-первых, из внешнего долга Советского Союза, во-вторых, из нового российского долга. Долг СССР в основном образовался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд. долл. в начале 1992 г. После распада СССР заключено соглашение о распределении долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986-1990 гг. Рассчитанная таким образом доля России составила 61,3%. Однако только Россия, и то частично, обслуживала свой долг. Но согласно заложенному в соглашении принципу солидарной ответственности к России могли быть предъявлены такие же претензии, как и к другим странам. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг при условии перехода к ней прав на все внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил кредиторов, Россию и почти все бывшие союзные республики. Трудности по выполнению долговых обязательств начались еще в 1990 г. В 1991 г. Внешторгбанк, осуществлявший обслуживание внешнего долга и выступивший монополистом в сфере международных расчетов, израсходовал на обслуживание долга не только все свои ресурсы, но и средства своих клиентов, как юридических, так и физических лиц. В 1992 г. все потенциальные ресурсы были исчерпаны, и из 16,7 млрд. долл. долговых платежей по графику реально на обслуживание долга было выделено 2,6 млрд. Долговые проблемы России стали решаться путем урегулирования долга с кредиторами, в основном на многосторонней основе. Официальные долги урегулировались через Парижский клуб, долги банкам - через Лондонский клуб. В 1993-1995 гг. Россия через Парижский клуб урегулировала долг на сумму в 28 млрд. долл. на стандартных условиях. Суть их состоит в том, что урегулированию подлежит только сумма выплат на предстоящий год. В этом заключается практика "короткого поводка" западных кредиторов. Практика урегулирования долга на более длительный срок применяется редко. Тем не менее, России удалось реструктурировать свой долг официальным кредиторам сразу в полном объеме на сумму 38 млрд. долл. Долг был реконструирован следующим образом: срок окончательного погашения был передвинут на 25 лет (по прежним кредитным соглашениям средние сроки – 10-15 лет), льготный период установлен в 7 лет (по сравнению с 3-6 годами). Если долг официальным кредиторам в соответствии с международной практикой урегулировался методом простой реконструкции, то в отношении долга банкам принято применять рыночные методы. Сущность их заключается в том, что долги, зафиксированные на банковских счетах, конвертируются в ценные бумаги, т.е. происходит секьюритизация долга. Переговоры в рамках Лондонского клуба продолжались пять лет. В итоге долг, подлежащий урегулированию, был определен в сумме 323 млрд. долл. Урегулированная сумма долга членам Парижского и Лондонского клубов составила 67,3 млрд. долл. Она была эквивалентна 70% советского долга. Но при подобном урегулировании внешнего долга путем затягивания сроков погашения и применения рыночной ставки на должника возложены дополнительные расходы по обслуживанию долга. Однако в результате кризиса 1998 г. Россия столкнулась с ситуацией, когда ей, оказалось, трудно обслуживать внешний долг и по новому графику. В 1999 г. были реструктурированы платежи в рамках Парижского клуба на текущий период. В 2000 г, с Лондонским клубом было достигнуто новое глобальное соглашение. Из 32 млрд. долл. задолженности было списано 11,68 млрд. долл. (36,5%). Оставшаяся часть долга из ценных бумаг конвертировалась в еврооблигации. Банки списали часть долга, но взамен ценных бумаг, не гарантированных правительством, получили суверенные облигации высшей категории. Должнику удалось списать часть долга, но взамен он повысил статус своих долговых обязательств. Кроме советского долга, регулируемого на многосторонней основе по отработанным схемам в рамках Парижского и Лондонского клубов, России от СССР достался еще коммерческий долг внешнеторговых организаций, которые осуществляли в кредит централизованные закупки товаров за рубежом по поручению правительства СССР. Фактически этот долг был государственным, и в 1994 г. Россия подтвердила свои обязательства. Однако лишь в конце 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами". Этот долг оформлен в государственные облигации со сроком погашения в 2010 и 2030 гг.
Таблица 1
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 мая 2013 года
Категория долга |
млн. долларов США |
млн. евро |
Государственный внешний
долг РФ (включаю обязательства |
49837,4 |
38145,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
232,4 |
177,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1096,1 |
839 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
968,6 |
741,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
22,2 |
17 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
1854,6 |
1419,6 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
34273,8 |
26233,3 |
Задолженность по ОВГВЗ |
5,6 |
4,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11384,1 |
8713,5 |
Таким образом, фактически по
всем долгам Советского Союза были
достигнуты соглашения. В России завершился
этап кризисного управления внешним
долгом, когда использовались такие
методы, как реструктуризация, рефинансирование,
секьюритизация, частичное списание долга.
На повестке дня стоит реализация программы
управления суверенным долгом путем формирования
его оптимальной структуры по составу
валют, срокам, стоимости заемных средств.
Такие системы действуют во многих развитых
странах и осваиваются в некоторых развивающихся
странах. Однако в России пока не сформирована
даже институциональная структура такого
управления долгом. В большинстве стран
долгом управляют специальные долговые
агентства. В России управление государственным
долгом возложено на Внешэкономбанк.
2.3. Совокупный долг РФ
Общий (совокупный) долг РФ включает внешний долг, внутренний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и долг муниципальных образований РФ. Рассмотрим эти долги. (см.Приложение 1)
Таблица 2
Изменение величины внешнего долга РФ и его составляющих
Показатель |
Сумма на 1 января, млрд. долларов | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Внешний долг,всего В том числе: |
257,2 |
313,2 |
463,9 |
480,5 |
467,2 |
488,9 |
540,6 |
623,96 |
Органы государств. управления |
71,1 |
44,7 |
37,4 |
29,5 |
31,3 |
34,5 |
34,7 |
44,7 |
Органы денежно-кредитного регулирования* |
10,95 |
3,93 |
1,91 |
2,76 |
14,63 |
12,04 |
11,55 |
14,78 |
Банки** |
50,1 |
101,2 |
163,7 |
166,3 |
127,2 |
144,2 |
162,8 |
208,37 |
в т.ч. кредиты |
34,5 |
67,8 |
113,2 |
124,7 |
89,3 |
90,0 |
||
Прочие секторы (предприятия,организ-ии) |
124,96 |
163,4 |
261,0 |
282,0 |
294,1 |
298,2 |
331,6 |
356,1 |
В том числе: - долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования |
12,2 |
21,1 |
24,9 |
30,9 |
45,7 |
63,2 |
84,7 |
108,1 |
-кредиты |
98,7 |
117,4 |
205,9 |
236,1 |
232,1 |
218,6 |
227,9 |
232,0 |
Информация о работе Международные кредитно-финансовые отношения