Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
ель данной курсовой работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия "международный кредит";
2. Рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;
3. Описать Россию как одного из активных участников международных кредитных отношений
Введение
Глава 1. Международный кредит как экономическая категория
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита. Его роль в развитии производства
1.2 Формы международного кредита и их классификация
1.3 Условия международного кредита
Глава 2. Международные кредитные отношения Российской Федерации
2.1 Современные тенденции развития международных кредитных отношений России и этапы внешних заимствований
2.2 Россия - должник и кредитор
2.3 Участие России в международных финансовых институтах. Стратегия. Проблемы развития международных кредитных отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) [11, с.529] соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, и по количеству, и по стоимости акций она делит с этими странами 7-11 места.
МБРР так определял цель предоставления кредитов России: "Помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику"[11, с.530].
МБРР поводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов. С момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Период использования кредита составляет от шести до девяти лет (бюджетозамещающих кредитов на цели структурной перестройки – от одного до трех лет) (см. Приложение 2).
С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.
Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики, государственное управление и развитие частного сектора) (Приложение 3). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.
В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой Всемирного банка, особенно в целях развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.
Таким образом, в условиях
рыночной экономики Россия все активнее
участвует в международных
Одной из них является низкая
экономическая эффективность
Далее, в настоящее время
международные кредиты имеют
довольно высокую стоимость. Ежегодное
сокращение расходов федерального бюджета
по обслуживанию государственного долга
может быть достигнуто при досрочном
погашении части задолженности,
но в большинстве случаев
Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.
И наконец, анализируя исполнение
законодательно-нормативных
Для решения выявленных проблем в России разработана долговая стратегия в области государственного внешнего долга, согласно которой к 2008 году должны быть достигнуты следующие цели [20, с. 41]:
1.Повышение суверенного
кредитного рейтинга РФ для
поддержания стабильного
2. Осуществление внешних
заимствований в форме
3. Увеличение рыночной
составляющей в
4.Существенное сокращение
задолженности перед
Для достижения указанных целей следует прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.
Так, стратегия в области
взаимодействия с международными финансовыми
организациями будет нацелена на
существенное сокращение привлечения
новых кредитов и ускоренное погашение
имеющихся обязательств. А с 2008 года
принято решение полностью
Итак, без международных
вливаний экономика России развиваться
не может. Выход один: обеспечить эффективность
использования международных
Таким образом, мы рассмотрели
современные тенденции развития
международных кредитных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.
В данной курсовой работе международный кредит определен как экономическая категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.
Затем проанализирована динамика использования международного кредита в России. Было выяснено, что Россия является не только крупным заемщиком, но и кредитором. Россия выступает в качестве заемщика у развитых стран и как кредитор развивающихся стран. В связи с этим в нашей стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их неплатежеспособностью.
В настоящее время происходит
интеграция России в мировую экономику.
Она активно участвует в
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Кредиты МВФ России [11, с.515-520]
Дата предос-тавления кредитов |
Виды кредитов |
Сумма |
Период использования |
Сроки погашения |
Страновая квота, % |
Условия кредитов | |
млн. СДР |
млрд. долл. |
||||||
1992 г., 5 августа |
Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) |
719,0 |
1,0 |
5 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев |
16,7 |
Дефицит госбюджета до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц |
1993 г., 6 июля |
Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1078,27 |
1,5 |
Единовременно, в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года |
25 |
Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7-9% в месяц |
1994 г., 25 апреля |
Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1078,27 |
1,5 |
Единовременно, в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года |
25 |
Параметры макроэкономической
и финансовой стабилизации аналогичны
условиям предыдущего кредита; либерализация
внешнеэкономической |
1995 г., 11 апреля |
Резервный кредит (стэнд-бай) |
4313,1 |
6,8 |
12 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу |
100 |
Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11%ВВП до 6%); уменьшение кредита органам власти с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.; снижение инфляции до 12% в месяц. |
1996 г., 26 марта |
Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования |
6901,0 |
10,1 |
3 года |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу |
160 (первый год – 65%; второй год – 55%, третий год – 40%) |
Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в месяц, а в 1998 г. – до 6,9% в год |
1998 г., 20 июля |
Кредитный пакет: 1. Добавление к кредиту
в рамках механизма 2. Кредит в рамках механизма
кредитования дополнительных |
2313,1 3992,5 |
3,0 5,3 |
Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. |
1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу |
50 |
Осуществление антикризисной программы: финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; реформа налоговой системы и улучшение сбора налогов. Обмен ГКО на еврооблигации с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. Снижение темпа инфляции |
3. Кредит в рамках механизма компенсаци-онного кредитования. |
2156,6 |
2,9 |
Единовременно в полной сумме |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев |
50 |
Структурные реформы: решение проблемы неплатежей; реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства | |
Итого |
8462,2 |
11,2 |
190 |
||||
1999 г., 28 июля |
Резервный кредит (стэнд-бай) |
3300,0 |
4,5 |
17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. долл.) каждый |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу |
55,5 |
Введение новых налогов и повышение ставок действующих налогов; сохранение режима плавающего валютного курса; реформирование финансового сектора, реструктуризация банковской системы |
Общая сумма одобрен-ных дого-вореннос-тей о кредитах в 1992-1999 гг. |
25851,8 |
36,6 |
Приложение 2
Кредиты МБРР, предоставленные Российской Федерации
Дата утверждения |
Цель кредита |
Млн. долл. |
1992 г. 6 августа 24 ноября 17 декабря |
Реабилитационный Службе занятости и социальной защиты Содействие в осуществлении приватизации |
600,0 70,0* 90,0 |
1993 г. 17 июня |
Первый нефтяной реабилитационный |
610,0* |
1994 г. 17 февраля 19 мая 16 июня 16 июня 21 июня 29 июня 8 ноября 15 декабря |
Ремонт и содержание шоссейных дорог Развитие финансовых учреждений Осуществление земельной реформы Проведение Поддержка предприятий Второй нефтяной реабилитационный Управление окружающей средой Подготовка управленческих и финансовых кадров |
300,0* 200,0* 80,0* 240,0* 200,0 500,0* 110,0 40,0 |
1995 г. 16 февраля 7 марта 9 марта 25 апреля 2 мая 16 мая 6 июня 30 ноября |
Развитие проектного портфеля Жилищный проект Модернизация налоговой службы Чрезвычайный для ликвидации нефтяного загрязнения и уменьшения связанного с ним ущерба Повышение эффективности использования энергии Городской транспорт Второй реабилитационный Развитие стандартов |
40,0 400,0* 16,8 99,0 70,0 329,0* 600,0* 24,0 |
1996 г. 28 марта 30 апреля 7 мая 30 мая 4 июня 13 июня 27 июня 27 июня |
Ремонт мостов Развитие региональной социальной инфраструктуры Передача ведомственного жилья Развитие фондового рынка Медицинское оборудование Реализация проекта правовой реформы Структурная перестройка угольного сектора Проект содействия в реализации перестройки угольного сектора |
350,0* 200,0* 300,0* 89,0 270,0* 58,0 500,0 25,0 |
1997 г. 27 марта 29 мая 5 июня 5 июня 5 июня 5 июня 5 июня 5 июня |
Проект восстановления центра Санкт-Петербурга Гарантийная операция по проекту "Морской старт" Структурная перестройка экономики Инновационный проект в области образования Пилотный проект реформы здравоохранения Проект "Бюро экономического анализа" Проект содействия реструктурированию предприятий Проект содействия реформе
в электроэнергетическом |
31,0 100,0 600,0 71,0* 66,0 22,6 85,0** 40,0 |
25 июня 7 октября 18 декабря 18 декабря |
Структурная перестройка системы социальной защиты населения Содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения Структурная перестройка экономики (второй кредит) Структурная перестройка угольной промышленности (второй кредит) |
800,0 28,6 800,0 800,0 |
1998 г. 6 августа 22 декабря |
Структурная перестройка экономики (третий кредит) Совершенствование системы автомобильных дорог |
1500,0 400,0** |
1999 г. 13 мая 22 декабря |
Укрепление системы Проект реформы бюджетной системы на региональном уровне |
30,0 30,0 |
2000 г. 23 мая 13 сентября 21 декабря |
Пилотный проект по устойчивому лесоиспользованию Гарантийная линия для поддержки угольной и лесной отраслей промышленности Проект муниципального водоснабжения и канализации |
60,0 200,0 122,5 |
2001 г. 6 февраля 27 марта 24 мая 7 июня |
Проект "Московский городской транспорт" Проект реконструкции систем городского теплоснабжения Проект реформы системы образования Проект реконструирования Севера |
60,0 85,0 50,0 80,0 |
2002 г. 29 января 6 июня 24 октября |
Развитие бюджетного федерализма и реформирование системы региональных финансов Проект развития Федерального казначейства РФ Проект модернизации налоговых органов |
120,0 231,0 100,0 |
2003 г. 18 марта 4 апреля 22 апреля 15 мая |
Техническое содействие реформе
системы здравоохранения в Профилактика, диагностика,
лечение туберкулеза и ВИЧ/ Проект развития таможенной службы Проект экономического развития Санкт-Петербурга |
30,0 150,0 140,0 161,1 |
2004 г. 2 марта |
Проект "Информатизация системы образования" |
100,0 |
Всего |
59 займов |
13504,6* |