Международный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Мировую экономику сегодня невозможно представить без международного кредита. В международных кредитных отношениях задействованы практически все страны, включая Россию. Кредит играет важнейшую роль в развитии международного товарооборота, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта. В этой связи приобретает актуальность привлечение иностранных кредитов с международного рынка капиталов или государственных внешних заимствований, основную часть которых в последние годы составляют международные кредиты.

Содержание работы

Введение................................................3
1. Международный кредит: сущность и основные формы...............4
2. Понятие международных финансовых потоков, мирового кредитного рынка..........................................................................................8
2. Основные международные финансовые институты и участие в них России.................................................................................11
заключение............................................................................23
Список литературы......................................................................24

Файлы: 1 файл

ДКБ международный кредит .doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. Ряд банков испытывает затруднения и терпит банкротство из-за потерь в валютных операциях.

Мировой кредитный рынок форма  организации международного движения ссудного капитала между странами, где формируются спрос и предложение па заемный капитал и взаимодействие кредиторов и заемщиков. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), а также фондовый рынок.

Мировой фондовый рынок - форма организации рынка, где производятся эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике происходит взаимный перелив капиталов между кредитным и фондовым рынками, а обычные банковские кредиты замещаются эмиссией ценных бумаг (процесс секьюритизации). Поэтому целесообразно различать сложившееся на практике понятно «финансовый рынок» в широком смысле (включаются все сегменты) и в узком смысле как фондовый рынок.

Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х годов XX века стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, принадлежащих нерезидентам стран - эмитентов этих валют (например, доллары на счетах иностранных банков за рубежом и в США).

Рынки золота - специальные центры торговли золотом, где производится его регулярная купля-продажа по рыночной цене. Таким образом, сложился круглосуточно функционирующий мировой финансовый рынок.

 

2. Основные международные финансовые институты и участие в них России

Вступление России в  международные финансовые институты еще в 1992 году было обусловлено постепенной интеграцией страны в глобализирующееся мировое хозяйство и его институциональную структуру, включающую многочисленные международные финансовые организации. Сферы их деятельности различны. Одни международные финансовые институты предоставляют кредиты, что открывает доступ странам-заемщикам па мировой рынок ссудных капиталов. Другие стали форумом для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендации по валютной, кредитной и финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор и распространение информации, выпускают статистические и научно-исследовательские издания по актуальным экономическим, в том числе валютно-кредитным и банковским, проблемам. Некоторые международные финансовые институты выполняют все перечисленные функции.

В России в условиях переходного периода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Они рассматривались в качестве стимула инвестиционного процесса и экономического роста. Но реальная действительность развеяла эти иллюзии.

Внешние факторы сыграли негативную роль в развитии кризиса 1998 г., показав  необходимость сбалансированного  подхода к привлечению внешних  ресурсов, их эффективному использованию.

Тенденции и этапы внешних заимствований. В СССР внешние ресурсы поступали в основном в двух формах: несвязанных банковских кредитов и экспортных кредитов, обусловленных определенными товарными поставками. Последние также предоставлялись в подавляющей массе банками. Осуществлялось также коммерческое (фирменное) кредитование, но эти потоки были невелики. Внешторгбанк практиковал размещение валютных облигационных займов, но эти эмиссии были незначительны. Советский Союз не вступил в члены международных финансовых организаций и не имел доступа к их кредитам.

Доступ к льготному официальному финансированию на двухсторонней основе открылся только после прекращения «холодной войны».

Прямые инвестиции не допускались  преимущественно по идеологическим соображениям. Об эмиссии корпоративных ценных бумаг не могло быть и речи, поскольку акционерных компаний не было. Таким образом, иностранное кредитование опиралось на банковский кредит в двух его формах - несвязанных валютных и экспортных кредитов.

После распада СССР зарубежные банки фактически свернули кредитование государственных институтов и поддерживали лишь слабые связи с частными российскими банками. Кредитование их считалось очень рискованным, и поэтому сверх ЛИБОР начислялся высокий спрэд (5-6%).

После вступления России в основные международные финансовые организации  в 1992 г. они, прежде всего МВФ, стали основными кредиторами на начальном этапе перехода к рыночной экономике. В 1955 г. на долю кредитов МВФ приходилось более 70% поступивших в Россию внешних ресурсов. Основным заемщиком выступало государство. В короткой истории международных кредитно-финансовых отношений современной России можно выделить несколько этапов. Первый - с 1992 г. до 1995 г. включительно. В это время Россия была слабо интегрирована в мировой финансовый рынок, и ресурсы поступали преимущественно в форме официального финансирования. Второй этап - период активной интеграции государственных и частных институтов в мировой финансовый рынок. Но уже в конце 1997 г. обозначились первые признаки глобального кризиса, кульминация которого наступила 17 августа 1998 г.

Третий этап - глобальный кризис и  выход из него (1998-2000 гг.) после завершения в 2000 г. реструктуризации российского долга Лондонскому клубу. Четвертый этап международных кредитно-финансовых отношений России относится к началу 2000-х гг. Благодаря начавшемуся экономическому росту они приобрели стабильность, международный кредитный рейтинг России повышается. Роль официального финансирования сведена на нет. Внешние ресурсы стали активно привлекаться главным образом частными заемщиками, государство прибегает к ним в ограниченных дозах и регулярно погашает свой внешний долг.

Участие России в международных  финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей. Признание уставов этих организаций предполагает приведение национального законодательства, в частности, банковского и валютного, в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами.

Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу, которая не всегда отвечает интересам страны. ВБ, предоставляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли. За внешней либеральностью условий кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему стран-заемщиков.

Рассмотрим основные  международные и региональные финансовые  организации.

Международный валютный фонд МВФ и группа Всемирного банка ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5% числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, и том числе США - 17,5%, 15 стран ЕС - 303%, Японии - 6,3%, России 2,8% (она занимает 10-е место по величине квоты - 8,1 млрд дол.), Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС. США располагают в ВБ 17% всех голосов, т.е. имеют столько голосов, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находятся в Вашингтоне.

Формирование ресурсов МВФ и международного банка реконструкции и развития МБРР различно. Квоты стран - членов МИФ оплачиваются полностью (около 25% СДР или свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 6,4% подписного капитала, а 93,6% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка па мировых рынках.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегаю к заемным средствам.

Основные задачи МВФ  заключаются в следующем:

- содействие сбалансированному росту международной торговли;

- предоставление кредитов странам-членам (сроком до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

- отмена валютных ограничений;

- межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированные в Уставе Фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями

- лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты

- Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Курс МВФ на ускорение  приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).

С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд дол. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд дол.) и резервного кредита (4,5 млрд дол.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относительно реформирования российский экономики не были выполнены.

Выдвигаемые Фондом жесткие  требования, официально призванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигали поставленной цели и усугубляли негативные процессы в стране-заемщице. Так, в соответствии с условиями первого кредита Фонда (1992 г.) в России была внезапно введена либерализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефляционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный «голод» и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условии, что повлекло за собой снижение его валютного курса и усугубило процесс «бегства» капитала. Постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой в России осуществлял представитель Фонда при Центральном банке Российской Федерации.

В условиях улучшения  макроэкономических показателей Россия отказалась от заимствований в МВФ  и погасила свою задолженность Фонду.

Однако сотрудничество России с МВФ сохраняет определенное значение с учетом его роли в регулировании  валютно-кредитных отношений.

Россия активно сотрудничает с группой Всемирного банка (ВБ), которая включает Международный  банк реконструкции и развития и четыре его подразделения.

В настоящее время  число стран - членов МБРР составляет  186. Уставный капитал - 190 млрд дол. Как и в МВФ, наибольшая подписка на капитал и число голосов принадлежат США (16,8 и 16,4% соответственно).

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляет не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в этом мировом инвестиционном банке и получить выход на мировой рынок ссудных капиталов.

Ретроспективный анализ показывает, что итоги первого десятилетия сотрудничества с ВБ свидетельствуют об определенной позитивной роли его кредитов в развитии экономики и кредитно-банковской системы России. За 1992-2001 годы ВБ предоставил России кредиты (11,3 млрд дол.) в трех формах:

1) бюджетозамещающие  (63%), сходные с кредитами Фонда,  в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались «угольные» (на реорганизацию угольной отрасли) или «социальные» (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались неэффективно, в основном на погашение бюджетной задолженности по заработной плате, других текущих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы;

2) связанные кредиты  на определенные цели - охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.;

3) инвестиционные кредиты  или гарантии, предназначенные для софинансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран. Например, Россия, Украина, Норвегия, США совместно кредитуют инвестиционный проект «Морской старт» под гарантию ВБ.

При кредитовании инвестиционных проектов ВБ оказывает помощь российским банкирам в подготовке сложной документации, совместно с российскими специалистами проводит анализ и мониторинг кредитуемых объектов. Российские банки используют опыт ВБ по организации проектного финансирования.

Информация о работе Международный кредит