Наличный денежный оборот в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- Определить понятия наличного денежного оборота и почему он так важен в экономике;
- Какие существуют принципы организации наличного денежного оборота и в чем заключается своеобразие и особенности организации наличного денежного оборота в России;
- Выявить основные существующие проблемы денежного обращения в РФ;
- Рассмотреть основные тенденции развития наличного денежного оборота.

Содержание работы

Введение 3
1. Налично-денежное обращение. 5
1.1. Понятие наличного денежного обращения. 5
1.2. Структура наличного денежного обращения. 6
1.3. Сфера применения наличных денег в РФ 8
2. Законы бумажно - денежного обращения. 10
2.1. Скорость обращения денег. 15
2.2. Наличное денежное обращение. 16
2.3. Безналичное денежное обращение. 20
3. Организация наличного денежного оборота. 27
3.1. Принципы организации наличного денежного оборота
в России. 27
3.2. Основы организации наличного денежного оборота. 28
3.3. Реформирование и развитие платежной системы. 33
Заключение 40
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 391.37 Кб (Скачать файл)

В последние годы, особенно с 1 января 2002г. наблюдается значительное уменьшение нологового бремени, однако уровень наличности в денежной массе  М2 остается достаточно высоким. [28]

В связи с изложенным необходимо рассмотреть методы организации  наличного денежного обращения  и их использование банками.

К основным методам относится:

  1. Установление банками обслуживаемым хозяйственным органов лимитов остатков касс и других кассовых нормативов (расходование средств из выручки, порядок и сроки сдачи денег в кредитное учреждение);
  2. Надзор за соблюдением условий работы с наличностью, в том числе вышеназванных нормативов;
  3. Контроль за своевременной выдачей денег на оплату труда.

Предлагается увеличение числа и классификации методов  регулирования налично-денежного  обращения в России - косвенные  методы, проводимые эмиссионным банком, как правило, через другие кредитные  учреждения - методы организации наличного  денежного обращения, перечисленные  выше.

Прямые методы,осуществляемые ЦБ РФ непосредственно:

  1. Определение и ограничение (регулирование), при необходимости, размеров централизованных подкреплений для операционных касс банков второго уровня;
  2. Ограничение кассовых остатков коммерческих банков - от предельного в прошлом до минимального допустимого в настоящее время. [4]

Рассмотрим использование  банками косвенных методов, которые  сдерживают перелив денег между  наличной и безналичнй сферами денежного  обращения.

Два косвенных метода организации  наличного денежного обращения  тесно связаны друг с другом - утвержденные банком хозяйствующим  субъектам лимит остатка кассы  и другие кассовые нормативы контролируются банками среди некоторых других вопросов в ходе кассовых проверок условий работы предприятий с  наличными деньгами. Таким образом, банки устанавливают норматив, а  затем сами его контролируют. Нарушения  условий работы с наличными деньгами (превышение лимитов остатков касс, расчеты между юридическими лицами свыше предельной допустимой суммы  и др.) выявляются в ходе кассовых проверок коммерческими банками  своей клиентуры, о чем банки  обязывались сообщать налоговым  органам.

Ослабление или полная отмена кассового контроля, что представлянтся возможным предложить на перспективу, при стабилизации налично-денежного  оборота сведет на нет также и  лимитирование кассовых остатков, и  установление других нормативов по работе с наличностью из-за отсутствия надзора  за их исполнением. Применение методов  организации налично-денежного обращения  в настоящее время производит противоречивое впечатление. С одной  стороны, - усиление штрафных санкций  к хозяйственным органам, а иногда и к коммерческим банкам; давленеие  на последние государственных контролирующих органов с целью активизировать эту работу: с другой, фактическое  ослабление использования спецефических  методов организации обращения  наличности, особенно в регионах с  избытком наличных денег.

Центральный банк РФ допускает  маневр хозяйствующих субъектов, устанавливая предельную сумму расчетов наличными  по одному платежу в один день, т.е. крупная сумма разбивается хозяйственными органами на несколько дней в рамках предельно допустимой - это, скорее, неудобство, чем ограничение. Указанием  от 14.10.2001 № 1050-У Банк России вернулся к единому предельному размеру расчетов с наличностью между юридическими лицами по одной сделке - 60тыс. руб., усложнив процедуру уклонения от норматива. Теперь общую сумму предполагаемой сделки можно разделить на несколько сделок по 60тыс. руб. каждая, заключая несколько договоров, и совершить несколько этих сделок уже в один день. Вместе с тем устранение дифференциации размера расчетов наличными деньгами, как и его резкий рост, могут говорить об ослаблении этого метода организации налично-денежного обращения на пути к его полной отмене.

Основная причина недостаточной  эффективности косвеных методов  организации - отсутствие заинтересованности коммерческих, порой частных, банков в осуществлении этой деятельности, которую раньше проводил Государственный  банк СССР.

С течением времени происходила  эволюция методов организации налично-денежного  обращения, их изменение, развитие, корректировка  отчетности и механизмов использования.

Это переход от контроля за расходованием фондов заработной платы по результатам выполнения производственных планов к надзору  за расходованием фондов потребления  в пределах заработанных средств  хозяйствующим субъектам, а позже - к тотальному наблюдению за выдачей  банками денег на оплату труда  всем предприятиям, организациям и  учреждениям, включая бюджетные, вплоть до его отмены. Это также отказ  ЦБ РФ от установления предельных норм расходования наличных средств хозяйственным  органами из выручки. Это введение государством финансовых санкций за нарушение  условий работы с наличностью  к хозяйственному органу и его  руководителю. Это разрешение коммерческим банкам наряду с финансовыми органами осуществлять кассовые проверки бюджетных  организаций.

Учитывая изложенное, думается, в перспективе, при стабилизации денежного оборота, в частности  сокращения доли наличности в денежной массе, а также ослаблении налогового режима (в последнее время, особенно с 2002г.), необходимо отменить использование  всех (прямых и косвенных) отечественных  методов организации наличного  денежного обращения как административных и не адекватных рыночным отношенеиям  и практически не используемых в  развитых странах.

Кроме того, методы организации  налично-денежного обращения введены  в действие в конце 1930-х гг. как  инструмент контроля за исполнением  кассовых планов, поэтому в связи  с ликвидацией последних отмена регуляторов была бы вполне логичной.

Напротив, усиление использования  методов как мера борьбы с уклонением от уплаты налогов - законное право  государства - носит из-за непоследовательности дискуссионный и декларативный  характер.

На мой взгляд, методы организации налично-денежного обращения  следует считать отечественным, специфическим, хотя и второстепенным, инструментом денежно-кредитной политики России.

Передача функций непосредственного  контроля за кассовой дисциплиной хозяйствующих  субъектов от коммерческих банков налоговым  органам, что ожидается в ближайшее  время, не изменит экономической  сути методов организации как  инструмента денежно-кредитной политики, так как они будут продолжать лимитировать и сдерживать перелив  безналичных денег в наличные и ограничивать использование наличности организациям  целом. [28]

3.3. Реформирование и развитие платежной системы.

Состояние платежных систем развитых стран Запада на современном  этапе характеризуется высоким  уровнем технической и технологической  оснащенности. Благодаря этому данные платежные системы соответствуют высшим стандартам скорости и надежности осуществления расчетов. Использование наработанного опыта в российской банковской практике позволит совершенствовать отечественную систему безналичных расчетов и вывести ее на качественно новый уровень. [12]

В отечественной банковской системе проблема специализированного  сервиса для различного типа платежей еще не получила широкого распространения, но, на наш взгляд, российские кредитные  организации могут, опираясь на зарубежный опыт, внедрить соответствующие банковские технологии в практику проведения безналичных  расчетов.

Опыт большинства стран  Западной Европы, США и Японии показывает, что там параллельно функционируют  системы валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополняют друг друга  и обеспечивают надежное функционирование платежной системы данных стран  путем ограничения кредитного и  системного рисков и сокращения потребности  в ликвидных средствах. Полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. [12]

Одной из последних новаций  в области удаленного банковского  обслуживания является мобильная система  платежей, превращающая беспроводные телефоны в кошельки мобильной коммерции. Она разработана европейским  объединением Mobey Forum (группой финансовых учреждений и производителей сотовых  телефонов). Для банков при разработке платежных систем, рассчитанных на мобильных клиентов, предпочтительным является подход, основанный на создании кошелька в виде сервера. [8,C.42] Это дает возможность проводить платежи на расстоянии. Подобная система подходит для массового рынка, она позволяет потребителю иметь возможность выбора, так как он не зависит от конкретного оператора или банка.

Указанные тенденции, безусловно, затрагивают и российскую банковскую систему, однако, как правило, с некоторым  опозданием. В то же время в российских банках как небольших структурах по сравнению с крупными западными  банками в известной мере легче  вводить инновации, потому что нет  такого сопротивления внутренней среды.

В последние годы со стороны  российских банков особенно возрос интерес  к call-центрам, когда все большее  число кредитных организаций  стало обращать внимание на розничный  сектор и всерьез занялось ритейлом. Ожидается, что в ближайшие годы отечественный рынок этих услуг  будет развиваться очень высокими темпами. [12]

Одним из направлений активного  внедрения инноваций в российскую банковскую практику является использование  интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг  рассматривается чаще всего как  дополнительный сервис банка, хотя многие клиенты не исключают возможность  полного перехода на интернет-обслуживание, если это будет для них выгоднее, чем традиционное. Распространенным является вариант позиционирования интернет-банка как вспомогательного офиса для оплаты текущих счетов. Он требует минимальных инвестиций. Банк может ограничиться относительно несложной системой безопасности, так  как текущие остатки по счетам будут небольшими, дополнительно  можно использовать схемы страхования  вкладов для минимизации oпeрационных рисков. [9, C.14]

По нашему мнению, будущее  интернет-банкинга в России тесно  связано с развитием розничного банковского обслуживания. Крупным  клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный  сервис и персональное внимание, а  уж затем интерактивность осуществления  всех необходимых операций. Что же касается мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в системе интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет  предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.

Однако можно также  отметить, что в настоящее время  в платежной системе России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.

Анализируя содержание нормативных  актов, изданных Банком России за период с середины 90-х годов по вопросам безналичных расчетов через Банк России, можно сказать, что установленные  правила осуществления расчетных  операций изложены без использования  таких понятий, как платежная  или расчетная система, система  перевода денежных средств, и ряда других терминов, связанных, например, со специализацией систем по крупным или розничным  платежам и применяемых для характеристики любой современной платежной  системы как единого целого. Ряд  понятий, таких, как безотзывность  и окончательность расчетов, достаточность  средств для исполнения платежа  и т.п., требует в современных условиях уточнений. [13]

Еще одним свойством действующих  правил, касающихся платежной системы  Банка России и не изменившихся в  течение последнего десятилетия, о  котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих  требования относительно организационных  структур, управляющих функционированием  платежной системы в целом  или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого  становится все более усиливающееся  противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и  реально выполняемых задач и  функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление  расчетов обслуживаемых клиентов практически  ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в  условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки  информации в процессе проведения платежей. [13]

Для повышения эффективности  функционирования платежной системы  Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее воплощен в весьма обширном перечне неоднократно переизданных и дополненных нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает правила осуществления отдельных операций:

  • правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;
  • правила внутрибанковских операций;
  • особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;
  • бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.

Логическим следствием отмеченных характеристик и свойств действующей  нормативной базы безналичных расчетов является ряд следующих принципов, определяющих новый подход к разработке нормативных документов в сфере  расчетов.

Один из ключевых принципов  — нацеленность на практический результат, поскольку в практике применения действующих нормативных актов  накоплено достаточно большое множество  вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это  предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных  документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных  актов в сфере расчетов свидетельствуют  о том, что, как правило, дата утверждения  отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.

Информация о работе Наличный денежный оборот в современной экономике