Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 12:19, контрольная работа
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
Важным фактором, определяющим условия развития банковской системы, стало введение новых требований по регулированию деятельности кредитных организаций со стороны банка России. Приближенная к международным стандартам регулирования банковской деятельности, Инструкция № 1 ставит банки, желающие укрепить свои позиции на финансовом рынке, перед необходимостью повышения профессионализма, разработки и строго соблюдения внутренних правил управления и контроля за своей деятельность.
Внутренний аудит, являясь первичной формой банковского контроля, стал основой всей системы управления коммерческими банками. В сочетании с другими элементами системы управления: прогнозирование, анализом, стимулированием контроль обеспечивает комплексность в управлении.
Создавая прозрачное информационное поле, внутренний аудит способствует более глубокому и обоснованному анализу деятельности банка, созданию справедливой и эффективной системы стимулирования. Это соответствует общепринятым международным стандартам управления коммерческими банками.
Целенаправленная долговременная политика развития коммерческого банка подразумевает также создание условий для внедрения новых видов банковских услуг. В настоящее время особенно актуальны такие услуги, как лизинг, траст, факторинг. Они должны помочь решить проблемы неплатежей, создания цивилизованного рынка ценных бумаг, оживления инвестиций. Реальность их внедрения во многом зависит от подготовленности коммерческих банков, как в части наличия профессиональных кадров, так и финансовых ресурсов. Создание таких предпосылок во многом зависит от успешной работы службы внутреннего аудита.
Становление службы внутреннего аудита помогает решить и другую важную для банковской системы проблему. Обладая значительной независимостью, имея прямой выход на руководство банка и Совета банка, а также контакты с внешним аудитом и Центральным банком, внутренний аудит способен предотвратить ошибочные решения, которые могут повлечь создание финансовых проблем для банка.
Будучи системой экономического управления (включающей совокупность принципов, методов и приёмов управления), он становится существенным этапом в развитии банковской сферы деятельности.
Аудитору для подтверждения достоверности финансовой отчетности такого хозяйственного субъекта как коммерческий банк, нельзя (экономически невыгодно и физически невозможно) просмотреть всю документацию и проверить все хозяйственные операции банка. Единственным выходом для аудиторов является применение различных выборочных проверок. Другого пути обеспечить высокое качество работы в приемлемые сроки по разумной цене сегодня не существует.
В аудиторской практике, как зарубежной, так и отечественной, применяются две основные методики выборок - методика качественного выборочного наблюдения и методика количественного выборочного наблюдения.
Качественное выборочное наблюдение наиболее эффективно при документарной проверке, когда целью проверки документа является ответ на вопрос правильный он или нет. К такому типу документов в коммерческом банке относятся платежные документы (особенно кассовая документация), кредитная документация (особенно залоговые документы), юридические документы, например обязательства банка, вытекающие из данных им гарантий третьим лицам и другие документы. Определить заранее все возможные типы документов, с которыми встретится аудитор в конкретном коммерческом банке затруднительно. Это зависит от организационной структуры данного коммерческого банка, методов управления банком и его внутренним документооборотом, практики отношений банка с его клиентами, которые у каждого банка имеют свою специфику. Задача аудиторской проверки, организованной по методу качественного выборочного наблюдения, заключается в оценке частоты появления определенного признака, на основании которого данный банковский документ можно признать неправильным (ошибочным, недостоверным). Такой тип аудиторской проверки еще называют аудитом на соответствие.
Количественное выборочное наблюдение позволяет получить измеряемую в определенных единицах количественную оценку какого-то признака в проверяемой финансовой документации банка или банковской отчетности. Эту оценку можно измерять, сравнивать с заранее установленными значениями, распространять на весь объем документов, на которых производилось выборочное наблюдение, строить ее динамику во времени и т.д. Такой тип аудиторской проверки еще называют аудитом по существу.
К каждому из двух вышеперечисленных типов выборочного наблюдения можно применять как статистические, так и нестатистические методы построения аудиторской выборки. Спецификой бухгалтерского учета в хозяйственных субъектах является то, что учет ведется в стоимостной оценке. Это позволило разработать новый метод выборочного наблюдения, ориентированный, прежде всего на проверку финансовой документации и отчетности, объединяющий достоинства качественного и количественного методов выборочного наблюдения. Такой метод выборочного наблюдения получил название монетарного выборочного исследования.
Метод монетарного выборочного наблюдения, сочетая методики количественного и качественного выборочного наблюдений, позволяет оценивать ошибки, содержащиеся в банковской финансовой отчетности в денежном выражении, включая варианты оценок верности (неверности) проверяемого качественного признака. Важнейшим преимуществом монетарного выборочного исследования является соблюдение принципа репрезентативности - любая денежная единица, проверяемой финансовой отчетности, имеет равновероятные шансы быть отобранной для проверки. Методика построения монетарной выборки является основным инструментом при планировании аудиторской проверки коммерческого банка.
Аудитор, занимающийся банковским аудитом, подтверждает достоверность годовой публикуемой отчетности, состоящей из двух основных форм и одной дополнительной формы банковской отчетности. Основными формами годовой публикуемой отчетности являются баланс кредитной организации и отчет о прибылях и убытках.
Главнейшим критерием достоверности любой финансовой отчетности, включая банковскую отчетность, является критерий существенности, который обычно имеет количественную характеристику - уровень существенности.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации - это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий - уровень существенности.
3. МЕТОДИКА АУДИТА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аналитический учёт в банках ведётся на основании денежно-расчётных документов. Они поступают в коммерческие банки от хозяйствующих субъектов, от других банков, а также составляются в самих банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить её законность, осуществить перечисление средств или их зачисление по поручению владельца. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учёта и контроля, образует банковскую документацию. Банковская документация является предметом серьёзного и глубокого изучения аудиторами. Они позволяют проверить банковские операции с точки зрения законности, достоверности, реальности банковских технологий.
Знание банковской документации и умение её «читать» является необходимой предпосылкой успешного аудита. Применение стандартных документов облегчает контроль аудиторов за содержанием операций и правильностью их отражения в бухгалтерском учёте.
С особой тщательностью аудиторами проверяются кассовые документы: объявления на взнос наличными денег в кассы банков; приходные кассовые ордера; квитанции в приёме денег. Все эти документы относятся к приходным кассовым документам. К расходным кассовым документам относятся денежные чеки на получение наличных, расходные кассовые ордера.
В ходе аудиторской проверки необходимо также установить действующую в банке систему доступа к секретным сведениям и мерам безопасности. Доступ к конфиденциальным документам осуществляется на основании списка исполнителей на документе, который подписан руководителем банка или руководителем подразделения, отвечающего за охрану конфиденциальности. При этом необходимо проверить, соблюдаются ли необходимые условия охраны конфиденциальности. Из всей банковской документации должны быть выделены строго конфиденциальные и особо конфиденциальные документы. В нормативном документе банка о порядке доступа к конфиденциальным сведениям должны быть определены технологии доступа и к компьютерной информации (включая магнитные носители, программы, файлы и т.п.).
В ходе аудиторской проверки аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности банка, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы.
В обязанности аудитора входит проверка последовательности осуществления кассовых операций. Общий принцип, на котором базируется осуществление кассовых операций в коммерческом банке, состоит в том, что кассир выполняет операции по приёму и выдаче наличных денег только на основании распоряжения учётно-операционного работника, оформленного приходными и расходными кассовыми документами.
Именно в обязанности учётно-операционного работника входит проверка законности оформления кассовых операций. При проверке правильности организации и оформления кассовых операций по поступлению наличных денег аудитор должен иметь в виду следующее: основанием для приёма наличных денег в приходную кассу служат только два вида приходных кассовых документов: объявление и приходный кассовый ордер.
Основной акцент аудитор делает на анализ банковских документов.
В зависимости от объёма кассовых операций и количества аудиторов первичные документы подвергаются либо сплошной проверке, либо выборочной проверке. Если проводится выборочная проверка, то желательно охватить все документы хотя бы за один квартал.
Осуществляя проверку документов, аудитор обращает внимание на соблюдение установленных правил заполнения кассовых документов, наличие всех необходимых реквизитов и подписей, соответствие указанных в документах сумм цифрами и прописью, выявляет случаи подчисток в кассовых документах.
При аудите бухгалтерского учёта надо, прежде всего, иметь в виду, что учёт и отчётность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными Центробанком.
Банки публикуют в печати свои годовые балансы и отчёты о прибылях и убытках после подтверждения достоверности предоставленных сведений независимой аудиторской службой. К сожалению, публикуя в печати годовые балансы, многие коммерческие банки произвольно группируют статьи баланса, не соблюдают единообразие, а, следовательно, и содержательную сторону публикуемых отчётов, что мешает их грамотному осмыслению. При аудиторских проверках обращается внимание на правильность составления ежедневных балансов. Обязательно должны быть сверены остатки по счетам аналитического и синтетического учёта. При проверках соблюдения правил ведения бухгалтерского учёта и порядка оформления денежно-расчётных операций часто выявляются многочисленные недостатки и небрежности, и даже недостоверность баланса.
Целью аудиторской проверки в части постановки бухгалтерского учёта в коммерческих банках является проверка и подтверждение достоверности и реальности бухгалтерской отчётности и, прежде всего баланса банка. Одновременно состояние бухгалтерской работы проверяется и с другой стороны - с точки зрения соответствия применяемых методов ведения учёта действующим нормативным документам и банковскому законодательству.
Аудиторы также проверяют правильность расчётов нормативов ликвидности, установленных Центральным банком, анализируют финансово-хозяйственную деятельность банка, тем самым проверяют не только качество работы бухгалтерского персонала, но и менеджеров банка с точки зрения правильности выбранной тактики и стратегии банка по поддержанию своей ликвидности, защите от кредитных и других банковских рисков, повышению доходности банка.
При оценке состояния бухгалтерского учёта с точки зрения соответствия его организации действующим нормативным документам и банковскому законодательству тщательно проверяется организация в банке аналитического и синтетического учёта. Основными формами аналитического учёта в банках являются: лицевые счета, картотеки документов, операционные журналы. По каждому балансовому и внебалансовому счёту синтетического учёта открываются лицевые счета аналитического учёта по видам учитываемых средств, ценностей с
подразделением по их назначениям и владельцам.
Аудиторская проверка лицевых счетов организуется в основном с целью определения дебетовых сальдо по счетам, выявление нереальных, недостоверных оборотов, а также документов, которые послужили основанием для записей по счетам с отклонениями от принятого порядка их оформления. При этом проверяется, как банки организуют контроль за законностью совершаемых операций по существу операций и по форме, как организована банковская безопасность, какие используются формы защиты банковского документооборота, исключающие возможность проникновения в него фальшивых документов.