Независимость Центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Независимость Центрального банка. Очевидно, что независимость — это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является стабильность национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства.

Файлы: 1 файл

4.docx

— 15.65 Кб (Скачать файл)

Независимость Центрального банка

Независимость Центрального банка. Очевидно, что независимость  — это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью  денежно-кредитной политики является стабильность национальной валюты. Стандартные  учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает  конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в  Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном  режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в  более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно  — а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, — то высокая  инфляция становится хронической. Межстрановые исследования показывают, что в странах с независимыми ЦБ инфляция действительно в среднем ниже. Впрочем, существуют и отдельные контрпримеры: английский Центральный Банк до недавнего времени был формально частью правительства, что никак не сказалось на разнице в инфляции между Великобританией и другими развитыми странами.

Впрочем, независимость  не означает бесконтрольности. В случае, когда ни законодательная, ни исполнительная власти вообще не вмешиваются в деятельность ЦБ, что побуждает сотрудников  Центрального банка заботиться об ограничении  инфляции? Если благосостояние сотрудников  ЦБ зависит от его прибыли, то, в  полном противоречии с существующим законодательством («получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России»), ЦБ будет заботиться именно об извлечении максимальной фактической (необязательно балансовой) прибыли, а не об устойчивости рубля. Как предоставить Центробанку необходимые стимулы, в то же время сохранив его независимость и избежав конфликта интересов? Наиболее эффективным решением в современной макроэкономике считается инфляционное таргети-рование (inflatin targeting): формально установленные границы, в которых ЦБ должен поддерживать инфляцию, и четко определенные требования к раскрытию информации. В случае серьезного отклонения от принятых целей, руководство ЦБ может быть, вообще говоря, уволено. Таким образом, инфляционное таргети-рование обеспечивает независимость ЦБ в его действиях, но и подконтрольность в выборе и собственно достижении целей.

В последнее время  все больше и больше Центральных  банков переходят к работе по этой схеме. Впрочем, есть и (важнейшее) исключение — Федеральная резервная система  США, цели деятельности которой законодательство определяет достаточно размыто. Как показывают исследования деятельности ФРС, де-факто различные председатели придерживаются примерно одной и той же политики, однако формально эта политика не задана. Многие американские экономисты критикуют эту систему за то, что она ставит экономику в слишком сильную зависимость от личных качеств человека, возглавляющего ФРС. Впрочем, это заставляет американскую политическую и профессиональную элиту особенно тщательно подходить к выбору председателя, так что, в конце концов, эту должность занимает исключительно квалифицированный экономист с огромным опытом работы и незапятнанной репутацией.

В этом смысле Россия очень похожа на Америку: в системе  с неопределенными целями денежной политики могущество председателя ЦБ сравнимо с возможностями премьер-министра. Впрочем, в России ситуация осложняется  тем, что, в отличие от развитых стран, даже если ЦБ независим от правительства, он может зависеть от частных лиц  и компаний или секторов экономики. В России нет дополнительных ограничений, гарантирующих, что Центральный  банк будет преследовать интересы не отдельных групп, а экономики  в целом. Более того, само сосредоточение в руках ЦБ и денежной политики, и регулирования банков способствует тому, что Центральный Банк склонен  поддерживать интересы банковской системы, даже если они идут вразрез с деятельностью  по ограничению инфляции. В США (как  и в Европе и в Великобритании) денежная политика и регулирование  банковской системы разделены. Если внимательно изучить историю  деятельности Банка России, то можно  обнаружить ряд эпизодов, когда ЦБ манипулировал инструментами денежной политики в интересах коммерческих банков. Поэтому при определении  будущего Центрального банка должен стоять вопрос о том, как обеспечить независимость ЦБ не только и не столько от правительства, но и от других экономических агентов.

Некоторые специалисты  предлагают простое решение: сделать  ЦБ независимым в осуществлении  денежно-кредитной политики, но поставить  под жесткий контроль правительства  его деятельность в области регулирования  банковской системы. Этот подход опасен в связи с тем, что нельзя быть «немного независимым». Зависимость  Центробанка от правительства в  вопросах регулирования банков приведет к торгу и в вопросах денежной политики: ЦБ может проводить инфляционную политику в обмен на уступки по банковской реформе (например, по схеме  приватизации госбанков). Поэтому нужно  либо сделать и эту сферу полностью  закрытой для правительства, либо, наоборот, полностью вывести ее из компетенции  ЦБ, создав для регулирования банковской системы и проведения банковской реформы отдельное ведомство.

Необходимо, впрочем, понимать, что независимость Центрального банка не заменяет разумной экономической  политики и бюджетной дисциплины. Центральный банк может изменить средство финансирования бюджетного дефицита (ограничивая возможности сбора  инфляционного налога), но не может  устранить этот дефицит. Хорошими примерами  того, что Центральный банк не в  силах решить бюджетные проблемы, являются Россия 1995—1998 гг. и Аргентина  во второй половине 90-х. ХХ в. И в России, и в Аргентине удалось снизить инфляцию, но хронический бюджетный дефицит привел к кризису. В конце концов, в долгосрочной перспективе Центральный банк не может влиять на реальные переменные, он может лишь бороться с инфляцией. И для этого ему нужна настоящая независимость, четкое определение целей и прозрачность для контроля над их достижением.


Информация о работе Независимость Центрального банка