12 ноября отмечается праздник
- День работников Сбербанка России.
День работника Сбербанка
России отмечается с 1998 года. Дата 12 ноября
выбрана не случайно: 30 октября (12 ноября
по новому стилю) 1841 года император Николай
I издал Указ об учреждении в России сберегательных
касс «для доставления чрез то недостаточным
всякого рода людям средств к сбережению
верным и выгодным способом и для приема
небольших сумм на сохранение с приращением
процентов».
1.2. Современный Сбербанк
Сбербанк России является
крупнейшим банком Российской Федерации
и СНГ. Его активы составляют более
четверти банковской системы страны
(27%), а доля в банковском капитале
находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.).
По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.),
Сбербанк занимал 43 место по размеру основного
капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших
банков мира.
Основанный в 1841 г. Сбербанк
России сегодня - современный универсальный
банк, удовлетворяющий потребности
различных групп клиентов в широком
спектре банковских услуг. Сбербанк
занимает крупнейшую долю на рынке
вкладов и является основным кредитором
российской экономики. По состоянию
на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России
на рынке частных вкладов составляла
49%, а его кредитный портфель включал
в себя около трети всех выданных
в стране кредитов (33% розничных и
30% корпоративных кредитов).
Сбербанк России обладает
уникальной филиальной сетью и в
настоящее время в нее входят
18 территориальных банков и более
19 100 подразделений по всей стране. Дочерние
банки Сбербанка России работают
в Казахстане, на Украине и
в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять
5% долю на рынке банковских услуг
этих стран. В соответствии с новой
стратегией, Сбербанк России планирует
расширить свое международное присутствие,
выйдя на рынки Китая и Индии.
В целом планируется увеличить
долю чистой прибыли, полученной за пределами
России, до 5% к 2014 г.
Рассматривая международный
вектор как важнейшую составляющую
стратегии своего развития, Сбербанк
России осуществляет казначейские операции
на международном рынке и операции
торгового финансирования, поддерживает
корреспондентские отношения с
более чем 220 ведущими банками мира
и участвует в деятельности ряда
авторитетных международных организаций,
представляющих интересы мирового банковского
сообщества. Активная позиция и международный
авторитет позволяют Сбербанку России
наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические
запросы своих клиентов, привлекать на
выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых
рынков и соответствовать лучшей практике,
принятой в международном банковском
сообществе.
Акции Сбербанка России котируются
на российских биржевых площадках ММВБ
и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил
дополнительный выпуск обыкновенных акций,
в результате чего, уставный капитал увеличился
на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей.
Средний дневной объем торгов акциями
Сбербанка составляет 35% объема торгов
на ММВБ.
Учредитель и основной
акционер Банка — Центральный
банк Российской Федерации (Банк России).
По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему
принадлежит 60,3 % голосующих акций и
57,6% в уставном капитале Банка. Остальными
акционерами Сбербанка России являются
более 263 тысяч юридических и физических
лиц. Высокая доля иностранных инвесторов
в структуре капитала Сбербанка
России (более 32%) свидетельствует о
его инвестиционной привлекательности.
Надежность и безупречная
репутация Сбербанка России подтверждаются
высокими рейтингами ведущих рейтинговых
агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку
России присвоен долгосрочный рейтинг
дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством
Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг
депозитов в иностранной валюте “Baa1”.
Кроме того, агентство Moody’s присвоило
Банку наивысший рейтинг по национальной
шкале2.
В октябре 2008 г. Сбербанком была
принята новая стратегия развития
на период до 2014 г., в рамках которой
Банк нацелен на дальнейшее развитие
своих конкурентных преимуществ
и создание новых областей роста.
Совершенствование системы управления
рисками, оптимизация расходов и реализация
инициатив, направленных на повышение
эффективности деятельности, позволят
Сбербанку России доказать свою устойчивость
в текущих условиях нестабильности на
глобальных финансовых рынках, сохранить
лидерство в российской финансовой системе
и стать одной из лучших мировых кредитных
организаций.
Глава 2.1. Новые направления
деятельности Сбербанка и ожидаемые результаты
2.1. Основные направления
преобразований и стратегические цели
Сбербанка
Выполнение миссии Банка
и реализация сценария «модернизации»
требует существенной перестройки модели
ведения бизнеса, формирования качественно
новой технологической базы, изменения
менталитета сотрудников и внедрения
новых управленческих и мотивационных
механизмов.
Для достижения этих целей
дальнейшее развитие Банка будет сфокусировано
на четырех основных направлениях (или
основных «темах») преобразований, которые
предполагают значимые изменения во всех
областях его деятельности:
- Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка.
С практической точки зрения,
для того чтобы ориентация на клиента
не осталась лозунгом, Банк существенным
образом изменит очень многие элементы
своей работы, начиная от логики продуктового
предложения и создания внутри банка выделенной
вертикали продаж и обслуживания в рознице
и заканчивая новой моделью клиентской
работы в корпоративном блоке и изменением
процессов и процедур в бэк- и мидл-офисе3.
- Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего Банка. Это также потребует существенного развития информационных систем.
В результате используемые
системы не только смогут «справляться»
с масштабом операций Банка, но и позволят
Банку сделать масштаб своих операций
важнейшим источником формирования конкурентных
преимуществ. Наиболее очевидные проявления
этих изменений связаны с планами консолидации
бэк- и мидл-офисных функций, а также с
построением новых систем управления
кредитными рисками. Однако эти изменения
также весьма значимо затронут и бизнес-подразделения
банка, в частности в контексте построения
систем управления взаимоотношениями
с клиентами и поддержки клиентской работы
в корпоративном и розничном бизнесе.
- «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Банка. Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, — сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями. Для достижения этого третьим направлением изменений станет формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean4, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу вверх», создание в Банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а также изменение менталитета и ценностных установок сотрудников. Первым направлением работы Банка, которое будет затронуто этим процессом, станет организация работы розничных отделений и внутренних структурных подразделений (ВСП), однако поэтапно ПСС получит повсеместное распространение.
- Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений. При этом Банк понимает, что развитие его международного присутствия и повышение его значимости (не только с точки зрения размера, но и степени участия в мировом финансовом секторе) будет достаточно медленным и постепенным процессом. Это еще больше подчеркивает необходимость того, чтобы первые шаги на пути превращения Сбербанка из крупного национального в международный банк делались уже сейчас.
Реализация стратегии развития
позволит Банку укрепить позиции на российском
рынке банковских услуг и достичь финансовых
и операционных показателей, соответствующих
уровню высококлассных универсальных
мировых финансовых институтов. В рамках
стратегии Банк ставит перед собой цели
по четырем основным направлениям:
- Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
- Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
- Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
- Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной
за пределами России, до
5—7%, в том числе за счет дополнительных
приобретений.
Успешное достижение поставленных
целей будет способствовать росту рыночной
капитализации и выдвижению Банка в число
лидирующих финансовых институтов мира.
Приоритетные направления
развития бизнеса Сбербанка
Розничные клиенты
Основным направлением развития
розничного бизнеса станет переход
от предложения населению отдельных
банковских продуктов и услуг к формированию
комплексной модели взаимодействия с
клиентами, которая позволит удовлетворить
большинство их потребностей в сфере финансовых
услуг и обслуживать максимальную долю
транзакций. Ориентированная на клиента
модель бизнеса наилучшим образом позволит
Банку воспользоваться своими конкурентными
преимуществами: широкой клиентской базой,
в том числе на треть сформированной в
рамках зарплатных проектов, широкой сетью
точек продаж, сильным брендом и высокой
степенью доверия населения. Именно сочетание
комплексной модели работы с клиентами
с масштабом деятельности будет являться
источником конкурентного преимущества
Сбербанка в розничном бизнесе. Реализация
такого подхода обеспечит рост перекрестных
продаж и доходов темпами, опережающими
рынок, что позволит сохранить позиции
Банка на рынке вкладов и укрепить конкурентные
позиции на рынке розничного кредитования.
Розничная стратегия Банка
состоит из шести основных элементов:
- Интегрированное продуктовое предложение, построенное на базе расчетно-кассового обслуживания — текущего счета и дебетовой карты с расширенной функциональностью (автоматические платежи и транзакции, удобный доступ через все каналы), пакетирование «базового» продукта с другими на уровне ценообразования и функциональности, конкурентные предложения по другим значимым продуктам (потребительским и жилищным кредитам, кредитным картам и т.д.), развитии новых направлений (страхование, управление активами и т.д.).
- Интенсивное развитие всех каналов продаж и обслуживания («Сбербанк всегда рядом») — формирование полнофункциональной многоканальной системы обслуживания клиентов и изменение структуры транзакций за счет перевода большей части операций в автоматизированные каналы продаж и обслуживания. В частности, данное направление работ предусматривает:
- дифференциацию и оптимизацию форматов традиционных офисов (ВСП). В крупных городах — создание «флагманских» ВСП на базе наиболее удобных и хорошо расположенных филиалов с целью обеспечения требуемого качества услуг для наиболее активных и состоятельных клиентов. В сельских регионах — оптимизация количества и повышение рентабельности работы всех точек обслуживания;
- существенное увеличение количества банкоматов и платежных терминалов, развитие функциональности средств доступа к услугам Банка через удаленные каналы, включая Интернет и мобильную связь; формирование полнофункционального телефонного контактного центра, который станет не только точкой контакта с клиентом, но и каналом как входящих, так и исходящих продаж банковских продуктов и услуг;
- программу стимулирующих мер в области ценообразования и активной образовательной работы с клиентами для обеспечения перемещения существенной части транзакций из традиционных офисов в удаленные каналы;
- активное развитие каналов партнерских и корпоративных продаж (зарплатные проекты и др.) как приоритетных направлений по дополнительному расширению клиентской базы и глубины взаимоотношений с клиентом.
- Реализация новой модели работы ВСП на базе ПСС. Особенностью данного подхода является комплексное сочетание инструментов оптимизации процессов, поддерживающих постоянное совершенствование работы управленческих механизмов и технологических систем, а также изменение менталитета сотрудников Банка и их подхода к своей работе. В результате ожидается рост производительности труда на 50% и более, что высвободит ресурсы для улучшения качества обслуживания и более интенсивной работы с клиентами в области продаж банковских продуктов.
- Повышение качества обслуживания клиентов также предполагает сочетание изменений процессов и процедур, с одной стороны, и изменений в менталитете и поведении сотрудников Банка на основе адресных программ обучения совместно с процессом развертывания ПСС в ВСП — с другой. Банк внедрит систему мониторинга качества обслуживания и клиентского сервиса на основе обратной связи с клиентами, результатов «аудита» деятельности каналов продаж и обслуживания, данных информационных систем Банка и увяжет ее с системой мотивации и оплаты труда соответствующих категорий сотрудников.
- Построение систематического навыка продаж во всех каналах Банка и формирование «промышленных» навыков управления взаимоотношениями с клиентами и перекрестных продаж в рамках адресных кампаний. Реализация этих задач будет идти поэтапно, и в результате Сбербанк получит возможность создавать персонализированные предложения для каждого клиента, адресным и интегрированным образом доводить их до клиента через множество каналов и одновременно управлять тысячами маркетинговых кампаний, ориентированных на микросегменты клиентов.
- Во взаимосвязи с изменениями в области продуктов, каналов и качества обслуживания Банк планирует развивать и укреплять бренд, осуществив переход от существующего «инертного» доверия («Банк не обанкротится») к концепции «позитивного доверия» («Банк финансово устойчив, удобен, в нем не обманут, в нем справедливые условия, в нем хорошо обслужат, он поможет принять сложное финансовое решение исходя из интересов клиента»). Параллельно Банк рассмотрит вопросы обновления логотипа, визуализации бренда и внешнего вида точек продаж.