Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 20:00, дипломная работа
Цель написания данной дипломной работы – разработать пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек на основе анализа операций с использованием банковских платежных карточек филиала № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Скидель.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
– изучить историю возникновения, эволюцию и характеристику банковских платежных карточек;
– рассмотреть классификацию банковских платежных карт;
– описать виды платежных систем и организация расчетов с использованием банковских платежных карточек;
– раскрыть состояние и направления развития платежной системы Белкарт;
– проанализировать операции филиала № с платежными карточками: динамика и структура эмиссии, развитие инфраструктуры;
– проанализировать операции филиала с использованием банковских платежных карточек;
– обосновать проблемы расчетов посредством платежных карточек;
– предложить пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек.
Введение ………………………………………………………………………
1 Теоретические основы организации операций с платежными карточками ……...……………………………………………………………..
1.1 Банковская платежная карточка: история возникновения, эволюция и характеристика …………………………...…………………………………...
1.2 Классификация банковских платежных карт …………………………...
1.3 Виды платежных систем и организация расчетов с использованием банковских платежных карточек ……...………..............................................
1.4 Состояние и направления развития платежной системы Белкарт …….
2 Анализ проведения операций с использованием банковских платежных карточек (на примере филиала № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Скидель) ......................................................................................................
2.1 Операции филиала с платежными карточками: динамика и структура эмиссии, развитие инфраструктуры ………………………………………….
2.2 Анализ операций филиала с использованием банковских платежных карточек ……………..………………………………………………………….
3 Проблемы и пути совершенствования расчетов посредством банковских платежных карточек в Республике Беларусь ……………….…
3.1 Проблемы расчетов посредством платежных карточек .……………….
3.2 Пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек …………………………………………………………..
Заключение ...………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………..
Приложение А. Эмиссия банковских платежных карточек в филиале № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2010-2012 гг. ………
Приложение Б. Операции с использованием банковских платежных карт в филиале № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2010-2012 гг. ……………………………………………………...
Большинство специалистов утверждает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском бизнесе повсеместно.
Изначально универсальные карточки классифицировались на «Путешествия и развлечения» (Travel and Entertainment — Т&Е) и банковские. Компании American Express, Diners Club и Carte Blanshe выпускали первые карточки, предназначенные для оплаты ресторанов, гостиниц, так сказать для людей и бизнесменов, которые часто путешествовали. Банковкие карты были предназначены для обычных людей и имели потребительский характер. Сегодня таких различий в картах уже нет.
В 1951 году также началась интернационализация карточных операций, после того, как Diners Club выпустила свою первую лицензию. В этом же году в Британии стала выпускаться карта BHR. Эта карта не была банковской но оставалась универсальной. В 1695 году фирма, выпускавшая эту карту объединилась Rikskort, шведским конкурентом.
Европа также не осталась безучастной в конкуренции между карточными ассоциациями. В 1974 году МКА подписала соглашение с Access Card в Британии, совершив таким образом огромный скачок к этой гонке. Access Card в свою очередь являлась частью ассоциации Eurocard, поэтому после подписания соглашения ассоциации Eurocard стала сотрудничать с американской межбанковской ассоциацией МКА. По этой причине НБИ в 1976 году переименовала свою карту «BankAmericard» на существующую сегодня VISA», а в 1980 года такой же шаг сделала и МКА, назвав свою карту «MasterCard».
Eurocard и MasterCard наладили выпуск платежных карт совместно с фирмами Cirrus и Maestro. Это позволило расширить перечень предлагаемых видов услуг за счет возможности получения наличных в банкоматах. В 1992 году Eurocard International и платежная система Eurocheck соединилась в одну компанию Europay International.
Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, учредила компанию Eurocard International (Еврокард Интернэшнл) со штаб-квартирой в Швеции.
Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой AccessCard (ЭксессКард), которая входила в Ассоциацию Eurocard International. Так началось сотрудничество Eurocard International и американской МКА, выпускающей «Master Charge».
Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку «BankAmericard» на известную теперь всем «Visa» («Виза»). Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке более международное название «MasterCard» («МастерКард»).
В настоящее время самой крупнейшей платежной компанией является VISA Int. обслуживающая 60 % всех банковских карт. Второе место занимает Europay/MasterCard Int, обслуживающая 30 % рынка банковских карт. Остальные десять процентов разделили между собой другие международные организации.
Большинство платежных карт имеют определенный стандартом ISO 7810 (Идентификационные карты) ID-1 формат — 85,6 × 53,98 мм — и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты.
На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствуют логотип платежной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты.
На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — CVV2 — код или его аналог.
Карточка — это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг карточки также используются для получения наличных денег в банке или банкомате.
Носителем информации в платежной карте является магнитная полоса или микросхема. Карточка с микросхемой (chip card, smart card) была изобретена во Франции в 1974 г. и получила большое распространение в этой стране и за рубежом. Встроенная в карточку микросхема (чип) хранит информацию, которая записывается заранее, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность.
На основании записанных в чипе сведений сделка по карточке может осуществляться без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карточка сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, то авторизации здесь не требуется: если лимит превышен, сделка просто не состоится.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами в книге «Взгляд в прошлое» в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в 1920-е гг. Считается, что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс клаб), созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существовала посредническая организация, которая брала на себя проведение расчетов. Большинство платежных карт имеют определенный стандартом ISO 7810 ID-1 формат — 85,6 × 53,98 мм — и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты. На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствуют логотип платежной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты. На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — CVV2 — код или его аналог.
1.2 Классификация банковских
В соответствии со ст. 273 Банковского Кодекса Республики Беларусь «банковская платежная карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [8].
В данном определении хотелось бы отметить три основных момента:
В ходе развития платежных карт возникли разные виды платежных карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.
Банковские платежные карты изначально создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя - физическое лицо. И сейчас во всем мире платежные карты для банков, производящих процессинг кредитных карт - одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три главных направления использования платежных карт: для работы с клиентами банка - физическими лицами; для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов; карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты).
С точки зрения механизма расчета выделяют две системы.
- двусторонние карточки, возникшие на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.);