Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа
Главной целью исследования в моей работе является рассмотрение системы банковского страхования вкладов в целом, анализ зарубежного опыта организации и функционирования этой системы а так же основные направления и перспективы ее развития в России.
В своей курсовой работе я поставила ряд задач, которые необходимо рассмотреть:
рассмотреть основные понятия, и виды системы страхования вкладов;
проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;
рассмотреть основные направления развития системы страхования вкладов в России и способы ее совершенствования.
Введение ………………………………………………… ……………………… 3
1. Система страхования банковских вкладов…………………………...……...5
2. Два подхода к страхованию банковских вкладов:
2.1. Обязательное страхование вкладов……………………….……………10
2.2. Добровольное страхование вкладов……………………………………16
3. Опыт развитых стран в построении системы страхования банковских вкладов……………………………………………………………..……………..19
Заключение ………………………………………………..……………………. 29
Список литературы……………………………………………......……………. 33
Приложение …………………………………………………………………….
Эффективность функционирования системы защиты вкладов зависит от многих факторов. Как показывает мировой опыт, деятельность институтов страхования вкладов и ее совершенствование осуществляется с учетом реформирования специальных институтов надзора и реструктуризации банковской системы, а также усиления аудита банковской деятельности. Только благодаря тесной координации этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы.
Обязательным условием нормальной работы банков является наличие систем поддержки их функционирования. Такие системы имеются практически во всех зарубежных странах с исторически сложившейся рыночной экономикой и выполняют две взаимосвязанные функции:
1. обеспечивают финансовую поддержку банков, оказывающихся в трудных финансовых ситуациях, на грани неплатежеспособности;
2. защищают вкладчиков от полной потери их сбережений путем выплаты страхового возмещения по вкладам.
Таким образом, удается избежать массового изъятия вкладов населением.
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны имеют системы гарантирования страхования банковских вкладов.
В целом системы страхования банковских вкладов сводятся к двум типам: американская и германская.
В 1933 г. была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Это - квазиправительственный орган, созданный Конгрессом США для страхования вкладов после того, как в связи с экономическим кризисом 1929 г. примерно 9 тыс. коммерческих банков прекратили свою деятельность. Убытки вкладчиков с 1929 г. до принятия Закона о банковской деятельности 1933 г. составили приблизительно 1,3 млрд. долл. В связи с этим главной задачей ФКСВ стало восстановление доверия населения к банкам путём создания обоснованной, стабильной и надёжной банковской системы с помощью страхования вкладов в банках и усиления контроля за их деятельностью со стороны правительства. При рассмотрении вопроса о конституционности создания и функционирования ФКСВ, Верховный суд США заявил: “Право формировать (банковскую) систему и создавать (банки) несёт в себе неизбежно право сохранять и защищать их. Реализуя это право защиты и охраны, конгресс создал агентство правительства, ФКСВ, чтобы способствовать обоснованности банковской деятельности и помочь правительству, освободив его от фискальных операций. Это очевидное намерение, реализованное в форме страхования вкладов, было направлено на то, чтобы предотвратить нападки вкладчиков на банки, сохранить платёжеспособность застрахованных банков и, таким образом, держать открытыми каналы торговли и коммерческого обмена”. И если в 1934 г., в момент введения, страхование вкладов производилось на сумму до 2,5 тыс. долл., то через почти пятьдесят лет страховая сумма было повышена и сегодня она составляет 100 тыс. долл. по вкладу на счёте. В настоящее время в системе страхования вкладов в США в рамках ФКСВ участвует 10779 коммерческих банков [см. 15].
Управление ФКСВ доверено Совету директоров, состоящему из трёх человек. Одни из них – Финансовый контролёр, а двое других (в т.ч. и директор) – назначаются Президентом США сроком на шесть лет. Управление Совета корпорацией напоминает управление частным предприятием. ФКСВ существует на доходы, получаемые за счёт выплат застрахованных банков по своим вкладам. По имеющимся оценкам, они составляют 1/12 от 1% вкладов банка.
Несмотря на то, что страхователь стремится в первую очередь обеспечить защиту вкладчиков, а не учреждений, ФКСВ, тем не менее, оценивает учреждения, которые она страхует, - их надёжность, обоснованность и управленческие кадры. Зарегистрировавшись в органах штата или федеральных органах, банк должен получить от ФКСВ страховой сертификат и показать предшествующую деятельность и опыт руководства, способность удовлетворять потребности общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСВ, банк не может начать свою деятельность.
ФКСВ не регистрирует уставы учреждений, однако она во всё возрастающей степени контролирует не только средства учреждения, но и разрешение новых видов деятельности, одобренных властями федерации или штатов. Это создаёт некоторое противоречие, как и положение ФКСВ о страховании квазибанков (т.е. финансовых учреждений, которые могут принимать вклады, но не являются традиционными банками). Здесь необходимо отметить, что благодаря большой и настойчивой работе Председателя и Совета ФРС в 1987 г. Конгресс США практически исключил возможности создания квазибанков, на которые не распространяется банковское законодательство. В дополнение к этому Закон о равенстве при конкуренции в банковском деле 1987 г. дал новое определение понятия “банк”, что, безусловно, резко ограничило возможность создания “якобы-банков”.
Как и Служба Финансового контролёра (СФК), ФКСВ осуществляет надзор по антитрестовским вопросам, а также за учреждениями, зарегистрированными штатами, проводит ревизии платёжеспособности и деятельности по доверительной собственности, исполняет законодательство о потребителях и о ценных бумагах, организует проведение инспекций и принуждает застрахованные банки к исполнению своих обязательств. В США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. Здесь возможны три способа: помощь непосредственно кредитному учреждению, испытывающему платежные затруднения; содействие в слиянии этого учреждения с другим устойчивым банком; оказание помощи компании, которая уже контролирует или будет контролировать неплатежеспособный банк. Санация банковских учреждений, как и других предприятий, рассматривается за рубежом лишь в качестве средства, позволяющего повысить эффективность использования финансовых и других ресурсов, и потому обычно сопровождается реструктуризацией. Она, как правило, предусматривает совершенствование организационной структуры; упорядочение филиальной сети; концентрацию на тех сферах деятельности, которые приносят наибольшую прибыль, и отказ от других; высвобождение работников и т.д. Вопросы замены руководства решаются при этом в разных странах неодинаково. Если в США, например, смена руководства коммерческого банка является нормой, то в Швеции и Финляндии данная мера осуществляется реже, что отчасти объясняется тем, что одновременное возникновение проблем у многих кредитных учреждений рассматривается там в качестве аргумента в пользу “невиновности” руководства отдельных банков, и отчасти тем, что в небольших странах ощущается дефицит высококвалифицированных руководящих банковских работников.
Основная нагрузка по решению организационных вопросов, касающихся банкротства кредитных учреждений, ложится на системы депозитного страхования (СДС) стран, где они функционируют. Так, в США после объявления банка банкротом ФКСВ, как правило, назначается управляющим его имуществом. Она действует при этом как доверительный собственник в отношении затронутого банкротством имущества в пользу кредиторов. ФКСВ проводит оценку имущества, реализует активы обанкротившегося банка, удовлетворяет требования кредиторов и ликвидирует банк. При этом преимущественное право на удовлетворение своих требований имеют массовые вкладчики. Возврат вкладов осуществляется в течение трех-пяти рабочих дней после закрытия банка. Выплаты производятся наличными или переводом вклада в другой банк – член ФКСВ. При выборе второго варианта ФКСВ стремится продать за определенное вознаграждение застрахованные вклады ликвидируемого банка другому устойчивому в финансовом отношении учреждению, которое действовало бы как агент ФКСВ по их выплате.
В дополнение к исполнению ФКСВ и коммерческие банки, зарегистрированные на территории штато тесно связаны между собой в решении вопросов о слиянии, открытии филиалов и рассмотрении других вопросов деятельности банков. ФКСВ также контролирует взаимосберегающие банки – сберегательные учреждения, застрахованные ФКСВ, - и осуществляет их ревизии совместно с ФРС и СФК. ФКСВ имеет собственные стандарты капитала, которые часто используются также, как и стандарты СФК и ФРС. При активах около 19 млрд. долл. депозитный фонд составляет менее 1,2 % от общей суммы застрахованных вкладов.
ФКСВ (также, как и Федеральная корпорация по страхованию ссуд и сбережений – ФКССС) имеет право прекратить страхование вкладов, что, в конце концов, приводит к банкротству учреждения, по отношению к которому оно применяется. Процесс о прекращении страхования может быть возбуждён страховыми агентствами по следующим основаниям:
1. учреждение занимается неосновательной или небезопасной с точки зрения законодательства США практикой;
2. учреждение находится в небезопасном или неосновательном положении и не может продолжать свою деятельность;
3. учреждение нарушило закон, правила, инструкции или распоряжение, или какое-либо условие, установленное в письменной форме соответствующим страховым фондом в связи с одобрением ходатайства или иной просьбы, или
4. учреждение нарушило подписанное соответствующим агентством письменное соглашение.
Несмотря на то, что процессы о прекращении страхования того или иного учреждения в США относительно редки, эта мера применяется для ситуаций, когда финансовое положение учреждения серьёзно ухудшается (или ухудшилось) и другие способы решить возникшую проблему не дают желаемых результатов. В этом случае основному распорядительному органу учреждения предоставляется до 120 дней для оздоровления положения, если только страховое агентство не вынесет определения, что эта отсрочка резко увеличивает страховой риск. В таком случае для достижения поставленной цели может быть установлен минимальный срок в 20 дней.
Если страховая корпорация определит, что проблема решена неудовлетворительно, она должна направить уведомление о своих намерениях не менее чем за 30 дней до прекращения страхования вкладов этого учреждения. Затем судья по административным делам проводит слушания и выносит рекомендательное для агентства решение. Если работники соответствующего агентства определят, что существует основание для прекращения страхования, и оно не было устранено, может быть издано распоряжение о прекращении страхования, устанавливающее дату прекращения. Такие распоряжения могут быть пересмотрены в судебном порядке с применением процедур, обычно используемых для пересмотра действий агентства по принудительной реализации права.
Учреждение, страхование которого прекращено, должно направить своим вкладчикам уведомление. Вклады в этом учреждении, имевшиеся на дату прекращения, за вычетом последующих изъятий, остаются застрахованными в течение двух лет после прекращения страхования. Однако вклады, принятые после даты прекращения страхования, не страхуются.
Организация страхования банковских вкладов в США, может, и не является идеальной, тем более, что она не претендует на исключительную полноту и комплексность, но все же положительных моментов здесь достаточно. Вместе с тем, их детальное изучение и критический анализ позволят, более последовательно, обстоятельно и осторожно формировать подобную систему и в банковской сфере. .
Опыт ФКСД используется в системах страхования вкладов в банках Канады, Великобритании и Японии.
Второй тип распространен в Западной Европе и основывается на германском опыте. Там существуют государственная и частная системы гарантий вкладов, которые отличаются как списком банков-участников, так и объемом компенсации.
В отличие от Германии в большинстве других стран «недострахованные» суммы можно получить только после банкротства банка. Такие доплаты предусмотрены, например, в Америке, Великобритании, Японии, Франции
С 19 февраля 1982г. в Великобритании начал действовать Фонд обязательного страхования банковских вкладов. Он образован на основе законодательного распоряжения органов власти, является самостоятельным юридическим лицом. Вклады всех без исключения банков страхуются, кроме отдельных филиалов иностранных банков. Еще одной особенностью данного фонда является страхование вкладов только в фунтах стерлингов, находящиеся на счетах в Великобритании. Максимальный размер страхового возмещения для одного вкладчика определен в 100% до 2 000 фунтов стерлингов и 90% от 2 000 до 33 000.
Во Франции Фонд депозитного страхования называется "механизм солидарности" и управляется Французской ассоциацией банков. "Механизм солидарности" охватывает все банки, находящиеся на территории Франции, включая и филиалы иностранных банков. Не подпадают под страховую защиту депозиты зарубежных отделений французских банков, межбанковские депозиты и вклады в иностранной валюте.
В Японии существует корпорация по страхованию депозитов с 1971 г. Ею управляют комитет, куда входят также управляющий Банком Японии и представители частных банков. Участие в системе страхования депозитов является обязательным для всех городских банков, валютных и сберегательных банков, а также кредитных кооперативов. Система закрыта для местных отделений иностранных банков. Страховое возмещение выплачивается из фонда, который образуется из ежегодных взносов в размере 0,008% застрахованных депозитов банка. Компенсация вкладчикам выплачивается только в том случае, если их депозиты были выражены в иенах.
В Венгрии страхование распространено также на вклады юридических лиц.
В Эстонии власти произвели основательный пересмотр банковской системы, закрыв еще в 1992г. три проблемных банка и создав на их базе новый Северный эстонский банк. Вкладчики закрытых банков получили лишь частичную компенсацию.
Ряд стран стремится защитить мелких вкладчиков, но при этом требуют, чтобы крупные вкладчики сами отслеживали состояние своих банков. И здесь два противоположных подхода используется. Один из подходов – это распространять страхование на всех вкладчиков, но при этом предоставлять достаточно низкий уровень защиты. Другой подход заключается в том, что уровень защиты более высокий, но те вкладчики, уровень грамотности которых предполагается более высоким, в системе гарантирования вкладов не участвуют.
В основном в большинстве стран мира стараются придерживаться обязательной формы участия банков в системе страхования. Средства системы формируются за счет отчислений коммерческих банков с учетом риска проводимых ими операций. В случае недостатка средств системы для полной выплаты по вкладам, государство часто оказывает временную финансовую поддержку на условиях обязательной возвратности выданных средств.
Таким образом, можно сказать, что все экономически развитые страны имеют сейчас систему защиты банковских вкладов.
Изучив моделей защиты банковских вкладов в зарубежных странах можно выделить следующие принципы ее эффективной организации:
- защита мелких вкладчиков;
- система защиты банковских вкладов не должна создавать необоснованных преимуществ для отдельных субъектов банковской системы, то есть должна сохраняться конкурентная среда;
- важным фактором является организация финансирования путем выплат компенсации при наступлении неблагоприятных последствий для вкладчиков и неисполнения банками своих обязательств;
- возможность значительного сокращения количества банков, не вступивших в систему страхования банковских вкладов и преобладание значительного количества иностранных банков на российском рынке банковских услуг.
Часть данных принципов уже осуществляется в нашей стране, но несомненно нам есть что взять из многолетнего опыта экономически развитых стран.
Заключение
Анализ зарубежного опыта функционирования и отечественной практики формирования систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и по дальнейшему совершенствованию и развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации.
1. Разнообразие применяемых в мировой практике систем страхования депозитов, с одной стороны, дает возможность для выбора наиболее оптимального из вариантов, но с другой, - осложняет такой выбор. В России вопрос о необходимости введения системы страхования вкладов поднимался неоднократно, и был подготовлен ряд проектов.
Необходимость совершенствования системы страхования вкладов в России является необходимостью, которая:
- будет способствовать дальнейшему оздоровлению банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему;
- повысит доверие клиентов за счет их уверенности в возврате своих средств;
- расширит ресурсную базу коммерческих банков и улучшит её структуру, что обеспечит и соответствующий рост банковских активов, и расширение банковской деятельности в целом;
- через систему страхования депозитов можно решать ряд проблем регулирования банковской деятельности.
2. Любая страховая система может успешно функционировать при правильно выбранной структуре, выполняющей функции страхового фонда.
Для условий России при создании системы страхования вкладов необходимо:
- обеспечить ведущую роль государства в этой системе;
- выделить структуру на роль страхового фонда в форме государственной организации;
- использовать более жесткую модель страховой системы в части участия в ней коммерческих банков и контроля за их деятельностью.
3. Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.
4. Изучив опыт построения систем страхования вкладов за рубежом показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в Российской Федерации была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.
5. В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, снижения морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
6. Особенности современного периода экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими из них являются:
обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц; снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств;
прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.
7. Основной целью создания систем страхования вкладов является защита интересов вкладчиков - физических лиц. В дальнейшем система страхования вкладов может быть распространена и на вклады юридических лиц.
8. Наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день являются системы страхования вкладов в Европе, в частности, Германии, и в США. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития, поэтому их опыт следует учесть при построении отечественной системы страхования вкладов.
9. Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.
Еще раз повторюсь, создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В настоящее время участниками ССВ являются 938 банков
Нельзя не упомянуть и нынешний, стремительно развернувшийся мировой финансовый кризис. Так до сентября 2008 года вклады в отечественные банки росли, с сентября начался существенный отток вкладов, в основном в малых и средних банках страны. В декабре 2008, во многом благодаря своевременным и продуманным действием Правительства Российской Федерации и Центробанком, пошла обратная волна. Причем доля малых и средних банков в приросте активов уже увеличивается. Они более гибкие и предлагают значительно более благоприятные условия привлечения вкладов, чем госбанки. По валютному вкладу ВТБ и Сбербанк дают порядка 7% годовых, в частные по евро и доллару можно разместиться под 12% годовых. При этом и те и другие вклады входят в систему банковского страхования вкладов. Вкладчик как рациональный агент, то, что выгоднее.
Следует система страхования банковских вкладов в России работает, и достаточно эффективно. Ситуаций 98 года, когда вкладчики не могли добиться возврата своих денежных накоплений в таких банках как, Центробанк, АРКО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций…), сейчас уже не возникает. Ситуация на данный момент мирового финансового кризиса, относительно стабильна, и те банки, у которых отзывают лицензию, подают в производство в Агентство по страхованию вкладов, и оно возмещает вкладчикам деньги. (а к примеру, недавно достаточно крупные проблемные банки — Связь-банк, «Глобэкс» — ушли под крыло Внешэкономбанка и больше опасений не вызывают).
Информация о работе Опыт развитых стран в построении системы страхования банковских вкладов