Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы полностью раскрыть экономическую сущность страхования.
В ходе исследования были поставлены и решены задачи:
Рассмотреть экономическую сущность, значение и роль страхования;
Раскрыть классификацию страхования и ее роль;
Рассмотреть признаки и функции страхования
Изучить государственное регулирование страховой деятельности рынка в РФ;
Проанализировать формы проведения страхования;
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические и методические основы страхования…………………………………...5
1.1 Экономическая сущность, значение и роль страхования……………………………..5
1.2 Классификация страхования и ее роль…………………………………………………8
1.3 Признаки и функции страхования……………………………………………………...11
1.4 Государственное регулирование страховой деятельности в РФ……………..………13
2. Анализ состояния страхового рынка в РФ……………………………………………...16
2.1 Анализ рынка по формам проведения страхования…………………………………16
2.2 Анализ страхования по отраслям (на примере личного, имущественного, страхование ответственности)...……………………………………………………………21
2.3 Рейтинг страховых компаний………………………………………………………….30
3. Проблемы и перспективы страхования в РФ…………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……
Проведенный анализ позволил выявить значительный рост личного страхования – в первую очередь корпоративных ДМС и НС, а также страхования заемщиков банков от НС.
В период с 2005-2008 года рынок личного страхования вырос значительно, подчеркнув тем самым факт значимого роста. Объем страховых премий составил 45 млрд. руб., что на 8% больше, чем в 1 кв. 2004 г. Страховые выплаты выросли.
Рисунок № 2
Личное страхование в 2005 – 2008 гг., млн. руб.
В целом на рынке личного страхования
наблюдается относительная
Имущественное страхование в Российской
Федерации - отрасль страхования, где
объектами страховых
Динамику основных показателей рынка имущественного страхования в отчетном периоде можно охарактеризовать как обычную: прирост страховой премии в первом квартале каждого года по сравнению с концом предыдущего года, как и в личном страховании, вызван возобновлением договоров страхования и начислением годовой премии по ним, максимальное падение выплат - факторами сезонности. С 2005 года наблюдается рост доли объема инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП страны. Так, по прогнозам Минэкономразвития, доля инвестиций вырастет с 16,3% в 2005 году до 18,2% в 2008 году. В свою очередь, объем инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет всех источников финансирования, влияет на объем рынка страхования имущества юридических лиц. Уровень концентрации рынка имущественного страхования снижается: первые 10 страховщиков собрали 40,8% общего объема премии по страхованию имущества против 42,3% в 1 квартале 2007 года. Это вызвано укрупнением страховых компаний в сегменте со сбором премий от 100 млн. до 1 млрд. рублей: количество таких страховщиков увеличилось с 67 до 73, а доля их премии составила 45% в общем объеме премии рынка имущественного страхования; совокупный прирост страховых премий "середняков" был самым высоким и составил 36,4%. Процессу снижения концентрации способствовало и то, что на протяжении отчетного периода рынок имущественного страхования развивался более быстрыми темпами (22,4%), чем десятка ведущих страховщиков (18,8%). Состав группы лидеров по объему страховой премии практически не изменился по сравнению с 1 кварталом 2007 года.
Объем премии по имущественному страхованию в 1 кв. 2007 г. составил 59,9 млрд. руб., прирост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года — 14,1% .
Рисунок № 3
Имущественное страхование в 2005-2008 гг., млн. руб.
Опережающий рост страховых выплат
по сравнению со страховыми премиями.
Темп роста выплат на протяжении нескольких
кварталов в среднем не опускается
ниже 40% к соответствующему кварталу
прошлого года. Столь высокие темпы
связаны с ростом бизнеса страховщиков
по страхованию автокаско и, как
следствие, увеличением убыточности
этого вида страхования. На рост страховых
выплат в 1 кв. 2008 г. повлияли также значительные
убытки по страховым случаям 2007 г., оплаченные
в текущем отчетном периоде. Ведущая десятка
компаний по страхованию имущества увеличила
свою долю в премии с 43% в первом квартале
2007 года до 50% в этом году. Прирост их суммарной
премии составил 33%, что почти вдвое превышает
общерыночный показатель. Страхование
ответственности представляет собой самостоятельную
сферу страховой деятельности. Объектом
страхования здесь выступает ответственность
страхователя по закону или в силу договорного
обязательства перед третьими лицами
за причинение им вреда. Здесь имеется
в виду вред, причиненный личности или
имуществу данных третьих лиц. В силу возникающих
страховых правоотношений страховщик
принимает на себя риск ответственности
по обязательствам, возникающим вследствие
причинения вреда со стороны страхователя
жизни, здоровью или имуществу третьих
лиц. Принято различать страхование гражданской
ответственности, страхование профессиональной
ответственности качества продукции,
экологическое и др. В первом случае речь
идет о страховых правоотношениях, где
объектом страхования является гражданская
ответственность. Это предусмотренная
законом или договором мера государственного
принуждения, применяемая для восстановления
нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения
его за счет нарушителя. Гражданская ответственность
носит имущественный характер: лицо, причинившее
ущерб, обязано полностью возместить убытки
потерпевшему. Через заключение договора
страхования гражданской ответственности
данная обязанность перекладывается на
страховщика. За причиненный ущерб страхователь
может нести уголовную, административную
ответственность.
Рисунок № 4
Добровольное страхование ответственности в 2005-2008 гг., млн. руб.
Как показывает анализ деятельности страховщиков, имеющих в портфеле страхование ответственности, в течение ряда лет на рынке неожиданно появлялись организации, которые по премии сразу же попадали в лидеры, но потом так же быстро и исчезали. При этом появление нового игрока происходило за счет переименования предыдущего лидера. Как видно, подобная деятельность отдельных страховщиков, скорее всего, не имеет рисковой составляющей и основана на финансовых услугах через страхование. Из этого следует, что важной особенностью личного страхования является то, что договор о страховании может заключаться как с одним лицом, так и с группой лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности.
2.3 Рейтинг страховых компаний
На данный момент существует несколько вариантов рейтингов страховых компаний. Некоторые полагаются на народные рейтинги страховых компаний, которые можно найти на крупных интернет порталах по страхованию. Данные рейтинги страховых компаний, как правило, показывают негативные стороны страховых компаний.
Оценка надежности страховой компании
– более чем актуальная задача
и для ее клиентов, и для партнеров
по бизнесу, и для инвесторов. Одно
из наиболее популярных и универсальных
средств решения этой задачи –
присвоение страховым компаниям
формализованных оценок рейтинговых
агентств и именно эти оценки с
полным основанием обычно и называются
«рейтинги страховых компаний».
(Таблица № 4). При выборе страховой компании следует
обратить внимание на следующие моменты: 1) Соотношение
страховых платежей компании и выплат
застрахованным дает возможность оценить
платежеспособность страховщика. Если
компания выплачивает менее 30% от полученных
премий, скорее всего, она имеет привычку
под любым предлогом отказывать своим
клиентам в возмещении убытков. Если же
страховщик выплачивает более 80-90% собранных
средств, возможно, он находится на грани
банкротства или занимается незаконными
или полузаконными конвертационными схемами. 2)
Рейтинги страховой компании. Наиболее
важными из которых являются рентинги
по размеру капитала, выплат, премий и
гарантированного фонда. 3) Дата создания
компании - не стоит выбирать слишком молодую
организацию, опыт работы которой на страховом
рынке не превышает 3-х лет, поскольку,
неизвестно, как она поведет себя на рынке
в будущем. 4) Количество страховых продуктов.
Не лишним будет также узнать о структуре
продуктового портфеля компании. Широкая
линейка продуктов предоставляет возможность
диверсифицировать деятельность страховщика
и уменьшить риски, хотя обычно активно
продаются только несколько из них. 5) Покрытие
сети отделений по стране – наличие офисов
в каждом региональном центре Украины
свидетельствует о масштабах деятельности
компании и наличии капитала. Открытое страховое общество «Ингосстрах» Работает на международном и внутреннем
рынках с 1947 года. Российским рейтинговым
агентством «Эксперт РА» «Ингосстрах»
присвоен самый высокий рейтинг A++. Компания
имеет широкую региональную сеть, включающую
88 филиалов, офисы компании работают в
182 городах России. «РЕСО-Гарантия» С
Трудноразрешимая проблема для страхового рынка, экономики и общества в целом - недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность.
Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств. Несмотря на свою историю развития страхования, страховой рынок не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной страховой защиты. В большинстве своем весьма многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым финансовым потенциалом, позволяющим взять на свою ответственность крупные риски.
Было бы наивно предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании. Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и проявлением такого факта, как мошенничество. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике предпринимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов.
Недостаточны собственные
Состояния и перспектив страхования в России невозможен без понимания того, что страховой рынок является частью экономики страны. Отношения, складывающиеся на рынке, формируются в процессе взаимодействия трех основных групп участников. Это потребители страховых услуг, страховые предприниматели и государство. И отношения эти достаточно сложные. Потребители занимают наиболее важное положение в рыночных отношениях. Можно с уверенностью утверждать, что и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе единственным заслуживающим внимания источником развития российского страхового рынка будут являться денежные средства, которые потребители страховых услуг будут тратить на страхование. Это тем более важно, что в силу причин как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера инвестиционную деятельность страховых организаций в современной России нельзя рассматривать как источник воспроизводства страхового капитала. Поэтому состояние платежеспособного спроса на страховые услуги должно волновать всех участников рынка. И говорить о нем следует без предвзятости и идеологизации, которые сегодня более чем в советские времена, присущи официальным заявлениям.
В течение ряда лет предложение услуг по реальному страхованию превышает платежеспособный спрос на них как со стороны юридических, так и физических лиц.
Главный вывод таков: в течение ближайших 10 лет страховой рынок будет иметь дело с таким потребителем страховых услуг, платежеспособность которого будет
серьезным образом ограничена. Когда у потребителя ограничены средства, он становится очень привередливым в их расходовании. И такой потенциальный страхователь станет главным клиентом, с которым связаны основные перспективы развития российского страхового рынка на достаточно длительную перспективу.
Ведь дело в том, что тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту,- это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при
экстенсивном пути развития спроса на страхование в нашей стране. Двигаться дальше можно только за счет включения в «орбиту» страхования новых потребительских групп, которые как раз и отличаются ограниченной платежеспособностью.
Перспективы страхования должны рассматриваться во взаимосвязи с другими механизмами защиты социально-экономического развития страны при возрастании роли страхования. Страхование кроме возмещения ущерба должно способствовать его предупреждению и сокращению, должно обеспечить сохранность собственности, стимулировать повышение уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Этому должен служить механизм экономической и правовой превенции.