Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
ознкомиться с направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2012 год и период 2013-2014 годов.политики;
рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики.
1.2 Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.
1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ.
Глава 2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики ЦБ РФ на 2012 год и период 2013-2014 годов.
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.
2.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2011 году.
2.2.1 Инфляция и экономический рост.
2.2.2 Платежный баланс.
2.2.3 Валютный курс.
2.2.4 Реализация денежно-кредитной политики.
2.2.5 Денежное предложение и его источники.
2.2.6 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса.
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.
3.2 Политика валютного курса.
3.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
Министерство общего
и профессионального
Российской Федерации
Уральский Финансово-Юридический институт
Курсовая работа по предмету: « Деньги. Кредит. Банки. »
На тему: « Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2012 год и период 2013-2014 годов »
Исполнитель: студент гр. ФК-1211
Ушакова Е.С.
Руководитель: Мамяченков В.Н.
Екатеринбург, 2013
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики.
1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики.
1.2 Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.
1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ.
Глава 2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики ЦБ РФ на 2012 год и период 2013-2014 годов.
2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.
2.2 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2011 году.
2.2.1 Инфляция и экономический рост.
2.2.2 Платежный баланс.
2.2.3 Валютный курс.
2.2.4 Реализация денежно-кредитной политики.
2.2.5 Денежное предложение и его источники.
2.2.6 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса.
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.
3.2 Политика валютного курса.
3.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
Заключение.
Список литературы.
Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
Теоретической основой работы являются труды отечественных специалистов в области денежно-кредитной политики ЦБ.
Информационной базой послужили официальные данные Центрального Банка России, Федеральной службы государственной статистики, банковское законодательство, сайт ЦБ РФ, РБК, периодические печатные издания.
Современные глоссарии и экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:
Таким образом, существует множество авторов, разъясняющих формулизованное понятие денежно-кредитной политики, но принципиальные различия в трактовке реальной сути данного термина разными авторами отсутствуют.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом, центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".
С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита).
В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
Политика денежно-кредитной
рестрикции (политика "дорогих денег")
применяется в условиях циклического
оживления хозяйственной
Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
К преимуществам денежно-
В Федеральном законе от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" приводятся основные следующие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Возможны два направления денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:
дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);
регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);
операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.
Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Формулировка понятия рефинансирования в Федеральном законе от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций”.