Основные проблемы и пути совершенствования организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что данные бухгалтерской отчетности позволяют оценить эффективность деятельности организации, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйственной деятельности. По данным бухгалтерской отчетности можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятия. Кроме того, для выявления результатов деятельности, правильного руководства деятельностью организации необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информации. Это достигается ведением бухгалтерского учета. Следовательно, немаловажное значение должно быть уделено правильной организации бухгалтерского учета и системы контроля на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса 6
1.1 Понятие бухгалтерской отчетности, ее значение и задачи 6
1.2 Виды и формы бухгалтерской отчетности 8
1.3 Формы организации бухгалтерского учета 12
1.4 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 18
Глава 2. Особенности ведения бухгалтерского учета и составление отчетности в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» 27
2.1 Экономическая характеристика организации 27
2.2 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности 34
2.3 Анализ основных показателей бухгалтерской отчетности 45
Глава 3. Основные проблемы и пути совершенствования организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса 55
Заключение 63
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

ведение малого предприятия.docx

— 151.38 Кб (Скачать файл)

Эту строку Отчета заполняют те организации, которые в соответствии с принятой учетной политикой не распределяют управленческие расходы по видам производства, а списывают их в качестве условно-постоянных затрат напрямую в дебет счета 90 «Продажи».

По строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» выводится финансовый результат по обычным видам деятельности организации. Это разница между валовой прибылью (убытком), отражаемой по строке 029, и суммой коммерческих и управленческих расходов (строки 030 и 040). Если эта разница отрицательна, ее надо указать в круглых скобках. За 2009 год в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» получена прибыль от продаж в размере 613019 руб. (613019 руб. (строка 029) - 0 руб. (строка 030) – 0 руб. (строка 040)).

По строке 060 «Проценты к получению» указывается сумма процентов, причитающихся организации за отчетный год. Речь идет о процентах по государственным облигациям, другим ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам. В этой строке не указываются суммы причитающихся доходов от участия в уставных капиталах других организаций или от совместной деятельности.

По строке 070 «Проценты к уплате» отражаются проценты по полученным кредитам и займам, выданным облигациям, проданным акциям, которые организация должна уплатить за отчетный год согласно условиям заключенных договоров.

В 2008 году ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» воспользовалось кредитом банка. По строке 070 «Проценты к уплате» отражены проценты за пользование кредитом банка (овердрафт) в сумме 5671,78 руб.

По строке 080 «Доходы от участия в других организациях» показываются поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций, а также прибыль от совместной деятельности. Эти доходы отражаются в бухгалтерском учете после того, как источник выплаты объявит их величину.

По строкам 090 и 100 «Прочие доходы» и «Прочие расходы» соответственно отражаются прочие доходы и прочие расходы.

В бухгалтерском учете ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» прочие расходы и доходы учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчета 1 «Прочие доходы» и 2 «Прочие расходы». При заполнения отчета о прибылях и убытках указаны кредитовый (доходы) или дебетовый (расходы) обороты по тому или иному субсчету за 2009 год в соответствующей строке. Прочие доходы составили 379250 руб., прочие расходы составили 402710 руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения. По строке 140 показывают финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации. Его определяют так: Строка 050 + Строка 080 + Строка 090 - Строка 070 - Строка 100 = Строка 140.

Если организация получила убыток, то его отражают по строке 140 в круглых скобках.

Прибыль до налогообложения ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» составила 589559 руб. (513019 руб. (строка 050) + 379250 руб. (строка 090) – 402710 руб. (строка 100)).

Отложенные налоговые активы и обязательства. Строки 141 и 142 нужно заполнять в соответствии с ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».

Для учета отложенных налоговых активов служит счет 09. Если в балансе указывают дебетовое сальдо по этому счету на конец отчетного периода, то в Отчете о прибылях и убытках нужно отразить обороты по нему.

Так, в строке 141 показывают оборот по дебету этого счета за вычетом кредитовых оборотов. Если кредитовый оборот по счету 09 превысит дебетовый, то показатель строки 141 будет отрицательным. В такой ситуации его нужно вписать в форму № 2 в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он будет учитываться со знаком «минус».

Для учета отложенных налоговых обязательств - служит счет 77. В строке 142 показывается оборот по кредиту этого счета за вычетом дебетовых оборотов. Если кредитовый оборот по счету 77 превысит дебетовый, то показатель строки 142 будет отрицательным. В такой ситуации его нужно вписать в Отчет о прибылях и убытках в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он будет учитываться со знаком «минус».

Текущий налог на прибыль. По строке 150 указывают сумму налога на прибыль, начисленную к уплате в бюджет. По этой строке в отчете о прибылях и убытках ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» 0 руб., в связи с тем, что исследуемая организация не является плательщиком налога на прибыль, так как применяет упрощенную систему налогообложения.

Чистая прибыль (убыток). По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода)» отражают общую сумму чистой прибыли (убытка), полученной организацией. Эту сумму определяют так: Строка 140 - Строка 150 = Строка 190. Если получается отрицательный результат (убыток), то указывают его по строке 190 в круглых скобках. По итогам деятельности в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» за 2009 год получена чистая прибыль в сумме 589559 руб.

Расшифровка отдельных прибылей и убытков. В специальной таблице к форме № 2 расшифровывают наиболее значительные виды прочих доходов (расходов). В частности, здесь указывают полученные и уплаченные штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров, прибыль или убыток прошлых лет, курсовые разницы, отчисления в оценочные резервы, т.д.

В ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» отражение финансовых результатов в финансовой отчетности осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Выше нами подробно рассмотрен порядок составления отчета о прибылях и убытках (форма № 2). По итогам деятельности за 2009 год ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» получило чистую прибыль в сумме 589559 руб.

В приложении 3 представлен отчет о прибылях и убытках ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» за 2009 г.

2.3 Анализ основных показателей  бухгалтерской отчетности

Анализ показателей бухгалтерского баланса

Оценка финансового состояния предприятия является частью финансового анализа и характеризуется совокупностью показателей баланса по состоянию на определенную дату (начало и конец квартала, девяти месяцев и года) как остатки по конкретным счетам или комплексу счетов бухгалтерского учета.

О финансовом положении организации свидетельствуют состав и структура ее активов (имущества), капитала и обязательств по состоянию на начало и конец отчетного периода; изменения в размещении средств и источниках их формирования (покрытия) на конец года по сравнению с началом года; приращение собственного и заемного капитала и изменение рентабельности активов за исследуемый период. Это позволит выявить причины отклонений и оценить перспективы развития финансового положения организации в будущем.

Цель анализа состава, динамики и структуры активов организации состоит в оценке тенденций изменения структуры и разработке организационно-экономических механизмов повышения качества их использования.

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели: состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса; наличие собственного оборотного капитала; величина чистых активов организации; коэффициенты финансовой устойчивости; коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.

В балансе приводятся подробные сведения о стоимости активов организации и о величине ее долгов. По нему можно судить о соотношении внеоборотных (раздел I) и оборотных (раздел II) активов, а следовательно, и о маневренности капитала, о том, за счет каких источников были сформированы внеоборотные активы, а за счет каких - оборотные, и как это влияет на финансовую устойчивость. Источники формирования активов представлены в пассиве баланса, они подразделяются на собственные (раздел III) и заемные (разделы IV и V). По соотношению собственных и заемных источников средств можно судить о степени финансовой независимости организации и уровне финансовых рисков в осуществлении политики финансирования деятельности.

Целью анализа бухгалтерского баланса является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.

Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Объект анализа — это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, или финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.

Финансовый анализ решает следующие задачи:

1) оценивает структуру  имущества организации и источников  его формирования;

2) выявляет степень сбалансированности  между движением материальных  и финансовых ресурсов;

3) оценивает структуру  и потоки собственного и заемного  капитала в процессе экономического  кругооборота, нацеленного на извлечение  максимальной или оптимальной  прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности  и т.п.;

4) оценивает правильное  использование денежных средств  для поддержания эффективной  структуры капитала;

5) оценивает влияние факторов  на финансовые результаты деятельности  и эффективность использования  активов организации;

6) осуществляет контроль  за движением финансовых потоков  организации, соблюдением норм и  нормативов расходования финансовых  и материальных ресурсов, целесообразностью  осуществления затрат.

В сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т. д.

Анализ бухгалтерского баланса выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей. Последовательность анализа бухгалтерского баланса определяют следующим образом: общая оценка структуры активов и их источников; анализ ликвидности баланса; анализ платежеспособности предприятия; анализ кредитоспособности предприятия; анализ вероятности банкротства; анализ финансовой устойчивости; классификация финансового состояния предприятия по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса.

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив).

Основной признак предприятия – наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно оно обеспечивает материально – техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни предприятия, ни индивидуальные предприниматели.

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.

По данным бухгалтерского баланса ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» проведем анализ состава и структуры актива бухгалтерского баланса ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» на 01.01.2009 г. и на 01.01.2010 г. в таблице 3.

Таблица 3

Состав и структура актива бухгалтерского баланса ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» на 01.01.2009 г. и на 01.01.2010 г.

Виды активов

На 01.01.09г.

На 01.01.10г.

Отклонение

(+;-)

сумма,

тыс. руб.

Темп изм., %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.

вес, %

А

1

2

3

4

5

6

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

5117

72,54

5923

75,33

+ 806

115,75

1.Основные средства

3273

46,4

4079

51,88

+ 806

124,63

2.Незавершенное строительство

1844

26,14

1844

23,45

0

100,00

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

1937

27,46

1940

24,67

+ 3

100,15

1. Запасы, в т.ч.

762

10,81

940

11,95

+ 178

123,36

- сырье, материалы

614

8,7

807

10,26

+ 193

131,43

- готовая продукция и  товары для перепродажи

149

2,11

132

1,68

-17

88,59

2. Дебиторская задолженность 

919

13,03

934

11,88

15

101,63

в т.ч. покупатели и заказчики

919

13,03

934

11,88

+ 15

101,63

3. Денежные средства

255

3,62

66

0,84

-189

25,88

Баланс

7054

100

7863

100,00

+ 809

111,47

Информация о работе Основные проблемы и пути совершенствования организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса