Особенности деятельности коммерческих банков как профессиональных участников фондового рынка в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать как происходит регулирование деятельности коммерческих банков в современных условиях. Задачей данной курсовой работы является рассмотрение таких вопросов как: сущность деятельности коммерческих банков; правовое и экономическое регулирование деятельности банков; лицензирование и отзыв лицензий; оценка структуры коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.

Содержание работы

Введение
I. ГЛАВА Теоретические основы организации банковской деятельности
1.1. Сущность и правовые основы банковского регулирования. Лицензирование деятельности кредитных организаций
1.2. Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков
1.3. Основные направления работы с проблемными банками
1.4. Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг
II. ГЛАВА: Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг
2. 1. Выпуск ценных бумаг коммерческими банками
2.1.1. Эмиссия эмиссионных ценных бумаг коммерческим банком
2.1.2. Выпуск депозитных и сберегательных сертификатов
2.1.3. Выпуск банками собственных векселей
2.2. Инвестиции банков в ценные бумаги
2.3.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
III. ГЛАВА: Проблемы и перспективы выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

    - порядок аннулирования лицензий на банковскую  деятельность  или   ограничения банковских операций;

   -  обязательность аудиторских проверок;

    -  порядок назначения временной администрации по управлению банком;

    -   объявление банков неплатежеспособными.

Можно выделить  следующие  виды   контроля   за   деятельностью коммерческих банков : государственный, ведомственный   и   независимый.

       Государственный контроль за  деятельностью коммерческих банков  выражается  действующей системой банковского законодательства.

       Ведомственный контроль   включает   надзор   за   деятельностью   коммерческих банков со стороны  Центрального банка страны.  Задачи,   цели и границы ведомственного  контроля определены  соответствующими   законодательными актами.

       Независимый контроль  - это   контроль,  осуществляемый   независимыми вневедомственными организациями, т.е.  аудиторскими фирмами.

Как говорилось выше, первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков.

        Второй этап     надзорной    деятельности    -    дистанционный (документарный) надзор,  или проверка  отчетности, предоставляемой банками. Постоянный   контроль    за   деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить  проблемы, которые  могут  вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

        Для оценки  финансового положения банка   обычно   используют  периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты,   включающие годовой  баланс, счет  прибылей  и  убытков, пояснительную  записку. Как   правило, ежемесячно  или    ежеквартально    должны   составляться отчеты о соблюдении  ими  экономических  нормативов  и   предоставлять   их   в  течение  месяца,  следующего  за  отчетным.   несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о  наличии   у  банка  проблем. Примерно  1  раз  в  год  внешний  аудитор должен   проверять ежемесячные  и  ежеквартальные  финансовые  отчеты  ,  по   которым он делает заключения.

         Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего  от внутрибанковской системы управления, являются:

      - достаточность капитала (отношение    собственных    средств    к    ликвидным активам);

     -  качество его активов с точки   зрения   риска   ликвидности;

     -   доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1

   занятого);

      - ликвидность (способность банка своевременно  оплачивать  свои   обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

        Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его  активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление невозвращаемых   или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены  в   процессе  инспектирования на  месте.  Представляемая  банком   отчетная документация может использоваться как показатель состояния   его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный   риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

        Так, в Италии    банки   и   банковские   группы   имеют   право   предоставлять одному заемщику  или  группе  связанных  между  собой   заемщиков   ссуду  в  размере  не  более  25%  собственных  средств   банков.

       В США  3  органа,  контролирующие  банковскую деятельность ,  в течение  долгого  времени  применяли  собственные  системы   оценки   финансового  положения  банков. С 1978 г.  внедрена единая оценочная   система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных  критериев   банковского   надзора:

       С - capital    adeguacy     (достаточности    капитала). Система   определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков,   а соответственно - достаточности его величины;

       A - asset guality (качество  активов),  определяет  степень   "возвратности активов"  и внебалансовых статей,  а также финансовое   воздействие проблемных кредитов;

     _M -  management (качество управления).   Система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики , глубины контроля , соблюдения законов и инструкций.

       E -  earnings  (доходность  или   прибыльность),   определяет  достаточность  доходов для будущего роста  банка;

       L - liguiditi (ликвидность).Система определяет ,  достаточно ли  ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.

      В соответствии  с  этой  рейтинговой  системой   общая   оценка   состояния банка (от 1-прочное состояние - до 5-неудовлетворительное   состояние ) является средней  арифметической из баллов, определяемых   по  5  вышеназванным  критериям. Предварительная  рейтинговая оценка   дается в процессе документарного надзора,  а окончательная  -  лишь   после  завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно   отражает положение банка и  предопределяет  необходимость  принятия   надзорным   органам   надлежащих   мер   по   отношению  к  данному   банку.

Инспектирование на местах.

       Проверка степени достоверности  передаваемой  надзорным  органам   информации,   формирование   максимально  точного  представления  о   положении банка,  качестве его менеджмента  могут  быть  обеспечены  только  в  ходе проверки на месте. 

       Во время   общей   проверки   анализируются  различные   аспекты   деятельности банка  и главные области  риска. Как  правило, выявляются   соблюдение  банком законов, правильность составления отчетов, наличие  эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния банка.

       Особенно четкая  процедура   инспектирования характерна для  США.   Федеральные и штатные органы банковского надзора - Служба контролера денежного обращения, ФРС, Федеральная корпорация страхования депозитов,  отделы уполномоченных банков при правительстве  штатов  - проводят  независимо друг от друга всесторонние проверки подведомственных банков не реже 1 раз в 1-2 года. В результате  на  1  коммерческий банк в США из-за параллелизма в деятельности надзорных органов приходится 4-6 плановых полномасштабных ревизий в  год , каждая из  которых может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.

       В Италии проверки на местах  осуществляются каждые 4 года-5  лет   в  небольших  и  каждые 8-9  лет  -  в крупных банках. Как правило,   инспекции длятся 4-6 месяцев и в них участвуют  5-6  инспекторов  из   Банка   Италии.

       Во всех странах по результатам проверок на  месте  составляются   письменные  отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального   банка,  оценивающего   информацию   инспекторов   и   дающего   при  необходимости    разрешение   на   принятие   соответствующих   мер   воздействия на банк.

       Затем отчет  вместе  с   сопроводительным письмом направляется  в   банк, где на Совете директоров  обсуждается сделанные по результатам   проверки заключения.

Важным моментом в  регулировании деятельности банков является соблюдение обязательных нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X):

- минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных  организаций, размер собственных  средств для действующих кредитных  организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)

- предельный размер имущественных  вкладов в уставный капитал  кредитной организации (ст.62 , п 2 );

- максимальный размер риска  на одного заёмщика или группу  связанных заёмщиков, являющихся  по отношению друг к другу  зависимыми или основными и  дочерними, устанавливается в  процентах от размера собственных  средств кредитной организации (КО) и не может превышать 25 % размера собственных средств КО (ст.64 );

- максимальный размер крупных  кредитных рисков – устанавливается  как выраженное в процентах  отношение совокупной величины  крупных кредитных рисков и  размера собственных средств  КО. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств КО. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств КО (ст. 65);

- нормативы ликвидности кредитной организации. Определяются как:

  • отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
  • отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)

- нормативы достаточности  собственных средств, определяются  как отношение размера собственных  средств КО и суммы её активов,  взвешенных по уровню риска  (ст. 67);

- размеры валютного, процентного  и финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов КО для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)

- нормативы использования собственных средств КО для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств  КО, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций КО (ст. 70 );

- максимальный размер  кредитов, банковских гарантий и  поручительств, предоставленных   КО своим участникам (акционерам), определяется в процентах от  собственных средств КО и не  может превышать 50 % (ст.71). 

Денежное кредитное  регулирование. ЦБ регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:

- Дисконтная и залоговая  политика. Если цель ЦБ – удорожание  рефинансирования кредитных институтов  для уменьшения их кредитного  потенциала, он должен поднять  учётную ставку. В случае действенного  повышения учётной ставки, рефинансирование  для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов ;

- Депозитная политика, при увеличении резервов возрастает  кредитный потенциал  коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

 

1.3.  Основные  направления работы с проблемными  банками      

Работа с  проблемными  банками  начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается  характер  и  причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.

       Признаками проблемности     кредитных     организаций     можно подразделить на прямые и косвенные.

       К прямым относятся:

      - нарушение обязательных  экономических нормативов и несоблюдение

   резервных  требований;

     - резкие колебания    остатков   средств   на   корреспондентских  счетах, особенно  при  условии, что  минимальные  остатки  составляют  критическую   величину   (близко   к   нулю);

      - установление факторов грубых  нарушений правил  бухгалтерского   учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение   рискованной кредитной и процентной политики;

      - убыточная деятельность,   включая необеспеченные  собственными  средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;

      - выплата дивидендов    при    неудовлетворительном    финансовом   положении банка;

     -  отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;

     -  резкие  изменения состава  участников  и  руководства   банка;

      - негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств массовой информации,  жалобы клиентов на работу банка.

     К косвенным признакам проблемности можно отнести:

     - работу на  высокорисковых  и  ненадежных  рынках, которые  имеют  ограниченные перспективы развития;

       - несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;

      - высокий удельный   вес   межбанковских   кредитов   в   составе   привлеченных банком ресурсов;

      - агрессивную рекламу   привлечения   средств  на  условиях  выше  рыночных.

       Среди арсенала мер воздействия  Центрального банка на проблемные  кредитные организации   можно   было  бы  выделить  следующие   меры   стабилизационного характера:

Информация о работе Особенности деятельности коммерческих банков как профессиональных участников фондового рынка в Российской Федерации