Особенности инфляции в России. Основные положения антиинфляционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я постараюсь рассмотреть сущность инфляции и методы борьбы с нею с учетом особенностей ее протекания в России. Для этого мне предстоит остановиться на изучении действительных инфляционных причин роста цен.
Таким образом, первая глава моей работы посвящена понятию сущности и причинам инфляции, во второй главе – особенности инфляции в России. В третьей антиинфляционную политику России.

Содержание работы

Введение 3
1.Инфляция, как социально-экономическое явление. 4 1.1 Типы и виды инфляции 4
1.2 Социально-экономические последствия инфляции 7
2. Особенности инфляции в России. 9
2.1 Сущность и причины возникновения инфляции 9
2.2 Особенности инфляционных процессов России 17
3. Антиинфляционная политика ЦБ РФ на современном этапе. 22
3.1 Понятие антиинфляционной политики 22
3.2 Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран 24
3.3 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ 25
3.4 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и денежная программа 29
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_DKB.docx

— 86.90 Кб (Скачать файл)

Но доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения, огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5–10% ВВП. Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне нерационально. Однако вместо реформ еще в 1995 г. был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов.

Вместо этого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть «государственной финансовой пирамидой». И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса.

На этом фоне положительным фактором стало уменьшение бюджетного дефицита. Он был доведен до уровня (3,6% ВВП – в 1997 г., 5,5% – в 1998 г., 2,4% – в 1999 г.), приемлемого для Международного валютного фонда в качестве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестирования расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит – налоги, займы, инфляцию.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.

В 2000–2002 гг. темпы инфляции существенно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами. Прирост потребительских цен составил 20,2 проц. в 2000 году, 18,6 проц. в 2001 году и 15,1 проц. в 2002 году против 36,5 проц. в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000–2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000–2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001–2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также: значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий; рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

Касательно оценки инфляции на 2004 г. большинство аналитиков говорят о превышении прогнозируемого уровня в 10%. Это подтверждают большинство монетарных структур РФ. Так 10 ноября Банк России последним признал очевидное: уровень инфляции в этом году будет выше прогнозного как минимум на 1%. С аналогичными заявлениями выступили также несколько представителей правительства. Но, по мнению экспертов, удержаться и в новых рамках – задача достаточно сложная, хотя и очень важная с политической точки зрения. О том, что уровень инфляции удержится в прогнозных рамках, вплоть до октября упорно твердили представители всех заинтересованных ведомств. И это несмотря на то, что ни в августе, ни в сентябре не произошло ожидаемой дефляции. Уже в октябре чиновники Минэкономразвития были вынуждены признать, что инфляция превысит 10% и составит 10.5–10.8%. Эксперты утверждают, что на ускорение инфляции в этом году повлияли краткосрочные локальные, а не фундаментальные факторы. Например, рост цен на мясо, хлеб, бензин. Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Будут ли реализованы планы по сдерживанию инфляции в рамках 10.5–11%, пока сказать сложно. Проблема в том, что за январь-октябрь этого года рост цен уже составил 9.3% и в оставшееся время не должен превышать 0.5–0.7% в месяц. Что достаточно сложно, учитывая, что в ноябре-декабре инфляция традиционно удерживается на высоком уровне.

Однако некоторые экономисты зачастую не считают выход темпов инфляции за рамки прогнозов важным событием. ЦБ ежегодно прогнозирует инфляцию ниже реальных ожиданий экономических субъектов, скорее ориентируя своим прогнозом предприятия и население на долгосрочную перспективу, нежели предсказывая точные значения инфляции.

Уровень инфляции в 2004 году (январь-октябрь): 9,3%.

Уровень инфляции в 2003 году: 12%.

Подводя итог, можно выделить своеобразные черты инфляционного процесса в России, которые наряду с обычными формами проявляются в следующем:

1) нехватке платежных средств  для товарно-денежного оборота;

2) неплатежеспособности государства, хозяйствующих субъектов и физических  лиц. Государство не оплачивает  свои госзаказы, хозяйствующие субъекты  нарушают денежные обязательства  по сделкам, население задерживает  и уклоняется в огромных масштабах  от уплаты налогов. Регионы не  выполняют своих обязанностей  перед центром. Физические лица  вовремя не получают зарплату, пособия, пенсии;

3) слабой собираемости налогов, вызванной не только уходом  от обложения, но и обеднением  определенных слоев населения  и неполучением оплаты труда;

4) нарастании использования денежных  суррогатов в обращении;

5) высоком уровне безработицы.

Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.

Немонетарные причины:

1. Диспропорции в экономике, обусловленные  долгим развитием ее под влиянием  командно-административной системы.

2. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного  комплекса).

3. Малый экспортный сектор (в  основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.

4. Распад хозяйственных связей  в результате развала СССР.

5. Спад объема внутреннего валового  продукта (ВВП).

6. Инфляционные ожидания населения.

Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.

Монетарная причины:

1. Дефицит госбюджета.

2. На темпы инфляции влияет  объем денежной массы. Увеличение  активов ЦБ во всех случаях  приводит к возрастанию денежной  массы, что означает повышение  платежеспособного спроса. В результате  этого возрастает уровень цен  на товары (сокращение объемов  кредитной эмиссии способствует  снижению темпов инфляции.)

3. Скорость обращения денег. Она  увеличивается, когда происходит  бегство населения от национальной  валюты, что объясняется низким  доверием к рублю и инфляционными  ожиданиями населения.

4. Особенность российской инфляции  – временной лаг между проведением  кредитной эмиссии и увеличением  объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением  роста цен – с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года его  величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага  влияют уровень развитости финансовой  системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992 г. финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течение трех месяцев. Уже в 1995 г. возникла более – менее развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных «этажах» финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился.

Традиционно инфляция определялась как переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностями товарооборота, массой денег, отличных от золота и серебра. После второй мировой войны широкое распространение получило понятие инфляции как устойчивого повышения общего уровня цен. Переполнение каналов обращения обесценивающимися денежными знаками стало рассматриваться как одна из причин инфляции и получило название инфляции в результате избыточного предложения денег. Рост цен, обусловленный превышением платежеспособного спроса над предложением товаров, назван инфляцией со стороны спроса; вызванный увеличением издержек производства – инфляцией со стороны предложения.

2.2.Особенности  инфляционных процессов России.

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился в настоящее время в основное препятствие на пути поступательного развития экономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выражения целого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.

Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к накоплению национальных денег, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты.

Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. В России последствия инфляции для социальной сферы были наиболее серьезными. Население СССР в основном не испытывало влияния инфляции на своем кошельке. Оказавшись в рыночных условиях и не имея при этом фактического опыта действий в условиях инфляции, россияне в большинстве своем потеряли значительную часть личных сбережений. За счет инфляционных процессов в России произошло обогащение небольшого слоя населения, владевшего более оперативной информацией и знаниями объективных экономических законов.

Негативное влияние инфляции на все стороны социально-экономического развития страны, на функционирование всех ее экономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуют необходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, которая включала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защиты от инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь, малообеспеченного.

Программа борьбы с инфляцией должна включать защитный механизм, который обеспечивал бы нормальное функционирование различных звеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения. В этом механизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структур экономики в увязке с интересами населения. Например, система индексации издержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должна быть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм должен содержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи с инфляцией.

Однако мировая практика показывает, что размеры индексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег. Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивный характер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемого уровня.

Информация о работе Особенности инфляции в России. Основные положения антиинфляционной политики