Особенности инфляционных процессов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

С конца 90-го года, понятие «Инфляция» достаточно плотно вошло в сознание российских экономистов, финансистов и предпринимателей. Сейчас уже очень сложно найти в России человека, который хотя бы приблизительно не знал бы, что такое «инфляция» и чем она грозит государству, экономике, предпринимателям и обыкновенным гражданам. Переход российской экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы по проблемам инфляционных процессов в обществе…………………………………………………………………………...6
1.1Сущность, причины, формы проявления инфляции. Факторы, воздействующие на уровень инфляции. Виды инфляции……………………...9
1.2 Социально-экономические последствия инфляции……………………….19
1.3 Регулирование инфляционных процессов. Антиинфляционная политика: сущность и типы…………………………………………………………………26
2 Особенности инфляционных процессов в РФ………………………………33
2.1 Особенности проявления инфляции в России……………………………41
2.2 Специфика антиинфляционной политики в РФ………………………….48
2.3Анализ эффективности антиинфляционной политики в РФ. Состояние денежного обращения в РФ на современном этапе…………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………….63

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 167.17 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический  рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение  их покупательной способности. Обесценение  валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает, уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, рост цен ослабляет  конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

В-четвертых, неравномерность  падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.

Можно сказать, что инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях. [1,с. 427].

На практике имеют место  следующие основные социально-экономические последствия инфляции:

1.  Обесценение потока денежных доходов. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным.

Номинальный (денежный) доход - это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или  процента.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму  номинального дохода. Если номинальный  доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами

2. Перераспределение доходов и богатства. Инфляция перераспределяет доходы и богатство между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен; между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция дает ему возможность оплатить долги деньгами, имеющими меньшую покупательную способность. Совершенно очевидно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для, одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. К примеру, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом заключен на 5 лет, причем без должного учета возможности резкого роста цен, то в случае увеличения цен наемные работники могут проиграть. Может пострадать и предприниматель, если цены на другие товары и услуги вырастут.

Итак, инфляция перераспределяет доход и богатства за счет тех, кто дает деньги, исходя из номинальной  и долгосрочно фиксированной  договоренности (ставка процента за кредит, зарплата), в пользу тех, кто откладывает платежи. Скорость, неожиданность и несбалансированность инфляции усиливают подобное перераспределение.

Инфляция увеличивает  стоимость недвижимого имущества. Поэтому, семьи и фирмы, имеющие  значительную долю недвижимости в своей  собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче. Например, в США  бум индивидуального жилищного  строительства 70-х гг. (период сильной  непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов

3. Материализация денежных  средств. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои стремительно обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий. Пример тому - паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения. Результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.

4. Падение интереса к  долгосрочным целям. Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразным оказываются только инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причем, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценение.

5. Обесценение денежных  сбережений. Инфляция приводит также к обесценению амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережений. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

6. Скрытая конфискация  денежных средств и падение  реального процента. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Об этом писал еще Дж. Койне в ЗО-х годах XX века.

Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически  попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у  населения и у предприятий  может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль  и должны были бы направляться на текущие  затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, так  как в силу несбалансированного  роста цен происходит перераспределение  богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп по-разному, в разное время, с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы формально. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.

7. Ухудшение управляемости  национального хозяйства. Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падает уверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижению экономической активности. [3, с. 27].

Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов.

Существует мнение: инфляция всегда и везде является денежным явлением. Сторонники этой точки зрения утверждают, что уровень цен в  экономике зависит от количества обращающихся в ней денег. Это  выражается в уравнении обмена:

MV=PQ    ;    P=MV/Q                                                                                    (1)

где: Р — уровень цен,

М — денежная масса, находящаяся  в обращении,

V — скорость обращения  денег,

Q — количество реальных  товаров и услуг.                                                           

Получается, что  важнейшая причина усиления инфляции состоит в более быстром росте номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта:

сP=cM cV/cQ,                                                                                                       (2)

где: cP — прирост цен, темпы инфляции,

cM — темпы прироста денежной массы,

cV — темпы прироста скорости обращения денег, находящихся в обороте,

cQ — темпы прироста реального продукта.           

 Из уравнения видно,  что  при стабильных значениях скорости обращения и объема реального продукта  инфляция определяется темпом роста денежной массы. Стабильный уровень денежной массы и снижение объема реального продукта ведут к росту инфляции, так как  меньшему объему продукта  противостоит прежнее количество денег. Возрастание же реального продукта при прежнем объеме денежной массы ведет к дефляции - понижению уровня цен.[8,с.56].

1.3 Регулирование  инфляционных процессов. Антиинфляционная  политика: сущность и типы

Антиинфляционная политика государства представляет собой  совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти  ответ на важный вопрос – ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней.

В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Таким образом, расширяется  спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении  и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными  словами, эти экономисты считают, что  государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения  платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного  уровня

5. Фискальная политика, ориентированная  на предложение.

Рассмотрим каждый из них  подробнее.

Фискальная политика –  это манипулирование государственным  бюджетом (правительственными расходами  и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики: 

1. Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.  

2.Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

3.Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

4.Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в РФ