Особенности нормативно-правового регулирования операций российских банков на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:06, реферат

Описание работы

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно охватывает всех его участников, может быть внутренним и внешним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и др. внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, др. организаций, международным соглашениям.

Файлы: 1 файл

Эссе ДКБФР 2011.pdf

— 170.04 Кб (Скачать файл)
Page 1
Федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Банки и банковский менеджмент»
Эсс е по дисциплине «Д еятельно сть коммерче ских
банков на фондовом рынке»
на тему:
Мо сква 2011
Выполнила:
Студентка группы РЦБ4-1
Жукова Татьяна Александровна
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, доцент
Ковалева Наталия Алексеевна
«
Особенности нормативно-правового регулирования
операций российских банков на рынке ценных бумаг
»

Page 2

Особенности нормативно-правового регулирования операций
российских банков на рынке ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности
на нем всех его участников и операций между ними со стороны
организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно
охватывает всех его участников, может быть внутренним и внешним.
Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной
организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам
и др. внутренним нормативным документам, определяющим деятельность
этой организации в целом, ее подразделений и работников. Внешнее
регулирование - это подчиненность деятельности данной организации
нормативным актам государства, др. организаций, международным
соглашениям. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
создание нормативной базы функционирования рынка; отбор
профессиональных участников рынка; контроль за соблюдением
выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования
рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных
на рынке. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется разными
органами или организациями, уполномоченными на выполнение функции
регулирования. С этой позиции выделяют:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это
регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
1) Структура органов государственного регулирования российского
рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Но на начало
1996г. ее составляли:
а) высшие органы государственной власти, к которым относятся:
Государственная Дума, издающая законы, регулирующие рынок ценных
бумаг; Президент, издающий указы; Правительство, выпускающее
постановления, обычно в развитие указов президента.
2

Page 3

б) государственные органы регулирования рынка ценных бумаг
министерского уровня, к которым относятся: Федеральная комиссия по
рынку ценных бумаг, имеющая много полномочий в области координации,
разработки стандартов, лицензирования; Министерство финансов РФ,
регистрирующее выпуски ценных бумаг корпораций, устанавливающее
правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами,
осуществляющее выпуск государственных ценных бумаг и регулирующее
их обращение; Центральный банк РФ, действующий на основании законов;
Государственный комитет по антимонопольной политике,
устанавливающую антимонопольные правила и осуществляет контроль за
их исполнением и Госстрахнадзор, регулирующий особенности
деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Государственные и иные нормативные акты.
Так основными законодательными актами, регулирующими
российский рынок ценных бумаг являются: Гражданский кодекс РФ, части
I и II; Закон “О банках и банковской деятельности”, Закон “О Центральном
банке Российской Федерации”.; Закон “О приватизации государственных и
муниципальных предприятий.; Закон “О товарных биржах и биржевой
торговле”; Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”; Закон
“О государственном внутреннем долге Российской Федерации”; Закон об
акционерных обществах; Закон о рынке ценных бумаг; Указы Президента
по развитию рынка ценных бумаг; постановления Правительства
Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития
рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
Регулирование со стороны профессиональных участников рынка
ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством
регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует
инвесторов. В ходе ее выясняется профессиональная пригодность
кандидата. Саморегулирование достигается обеспечением гласности и
поддержанием правопорядка в отрасли, т.е. компетентные институты могут
учинить расследование нарушений закона, применить административные
3

Page 4

меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют “законы” и
“ведомства”, обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это
биржа, основополагающий принцип которой - ликвидность банка. А
механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-
мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями
каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным
ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или
максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого
института связано с необходимостью обеспечения устойчивого
функционирования торговли, и он предусматривает ряд компонентов:
а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных
бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка
в течение продолжительного времени;
б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли,
способных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и
предотвращает временную потерю ликвидности.
в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в
системе. В зависимости от национального законодательства той или иной
страны , исторических традиций и особенностей формирования
национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную
роль. Например, мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания
обычной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных
бумаг. Согласно одному из подходов банкам должно быть запрещено
заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг, а также должны быть ограничены отдельные виды
непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов. Этот подход
применялся в США, где разделение универсальных банков на
коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено
как реакция на волну массовых банкротств банков, вследствие их
чрезмерной активности по вложению привлеченных средств клиентов в
4

Page 5

негосударственные ценные бумаги и предоставление гарантий по таким
ценным бумагам.
Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать
обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных
бумаг, он преобладает в европейских странах. Согласно этому подходу
ограничение рисковости банковских инвестиционных операций должно
осуществляться введением специальных “встроенных” ограничителей
путем надлежащего государственного контроля за банковской
деятельностью и повышенного внимания к проблеме конфликта интересов
при операциях на финансовых рынках. В самом завершенном виде это
подход преобладает в ФРГ.
С момента возрождения современной российской банковской системы
(конец 80-х - начало 90-х годов) законодательство придерживалось второго
подхода. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки
в России являлись универсальными банками. Российские банки
осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по
общим правилам, действующим для инвесторов и эмитентов, а также в
рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным
Банком России. Профессиональная деятельность банков на рынке ценных
бумаг осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым
Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый
надзорный и контрольный орган имеет все полномочия проверять и
регламентировать профессиональную деятельность банков, и него для
этого есть возможность требовать обычную и специальную отчетность,
право назначать банковские проверки и применять к банкам санкции.
Наряду со всем этим Банк России применяет ряд встроенных ограничений
на инвестиционные операции банков: повышенные коэффициенты
рисковости при расчете коэффициентов соотношения собственных средств
банков и различных статей их активов, и жесткие требования к созданию
внутренних банковских резервов под потенциальное обесценение
вложений в ценные бумаги. С вступлением в силу федерального закона “ О
5

Page 6

рынке ценных бумаг” лицензирование профессиональной деятельности на
фондовом рынке всех организаций осуществляется Федеральной
комиссией по рынку ценных бумаг. Поэтому те российские банки, которые
захотят совмещать ведение классических банковских операций с
профессиональной деятельностью на фондовом рынке, должны будут
иметь две лицензии - от Банка России и от Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг.
Теперь можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России
могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке
ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством: брокерская
и дилерская деятельности; управление инвестициями и фондами;
расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг; ведение реестра
и депозитарное обслуживание; консультационная деятельность и т. п.
Коммерческий банк может принять от заемщика ценные бумаги в качестве
залога по выданной краткосрочной ссуде, причем стоимость залога
оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не по их номиналу.
Помимо этих функций коммерческие банки РФ осуществляют
эмиссионную деятельность. По Российскому законодательству они могут
эмитировать акции, облигации, депозитарные и сберегательные
сертификаты, векселя, производные ценные бумаги. Основным
документом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг
кредитными организациями является инструкция Банка России № 8 “О
правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными
организациями на территории РФ” с изменениями и дополнениями,
внесенными распоряжением ЦБ России № 274. Эмиссионная деятельность
банков направлена на привлечение финансовых ресурсов и поэтому вполне
обоснованно может идти речь о цене их привлечения.
Цена привлечения финансовых ресурсов сравнивается с
эффективностью их размещения и рассматривается механизм поддержания
их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется
6

Page 7

величиной маржи - разницей между ценой привлечения и размещения
ресурсов.
Коммерческий банк может эмитировать акции, облигации, а также
выпускать инструменты денежного рынка - депозитные и сберегательные
сертификаты, векселя. Если на основе эмиссии акций и облигаций
формируется собственный и заемный капитал банка, то выпуск
сертификатов и векселей можно рассматривать как привлечение
управляемых депозитов, или безотзывных вкладов. Несмотря на то, что ни
действующее банковское законодательство РФ, ни методические
материалы Центрального банка РФ не содержат четких критериев
разграничения заемных и привлеченных (депонированных) средств
коммерческих банков, различия между этими способами заимствования
средств существуют. Это различие прежде всего выражается в месте и
статусе разных видов ценных бумаг на финансовом рынке.
Облигации представляют собой инструмент долгосрочного капитала, а
сертификаты и векселя (как долговые обязательства) - инструменты рынка
краткосрочного и среднесрочного капитала, то есть денежного рынка.
Право эмиссии собственных акций и облигаций имеет коммерческий
банк, образованный как акционерное общество, и это право обусловлено
его формой собственности. Векселя может выпускать любой коммерческий
банк по истечению двух лет деятельности.
Инструкцией N8 " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг
кредитными организациями на территории Российской Федерации"
регламентируется эмиссия ценных бумаг, которую акционерный банк
может осуществлять в трех случаях:

при своем учреждении;

при увеличении размеров первоначального уставного капитала
банка путем выпуска дополнительных акций;

при привлечении банком заемного капитала путем выпуска
облигаций и других долговых обязательств.
7

Page 8

Все выпуски ценных бумаг банков, как кредитных организаций,
независимо от величины выпуска и количества инвесторов, подлежат
государственной регистрации в регистрирующем органе - Департаменте
контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках
Банка России или в территориальных учреждениях Банка России.
Государственная регистрация выпусков ценных бумаг преследует цель
повысить ответственность банков-эмитентов перед покупателями ценных
бумаг, упрочить доверие к ним инвесторов, обеспечить нормальные
условия для вторичного обращения банковских ценных бумаг на рынке.
Акции коммерческих банков отличаются повышенным финансовым
риском для их держателей, так как банки, в отличие от промышленных и
торговых предприятий, работают преимущественно не с собственными, а с
заемными и привлеченными средствами.
Процедура государственной регистрации направлена на снижение
финансовых рисков, предотвращение злоупотреблений и махинаций.
При регистрации проспекта миссии ценных бумаг процедура эмиссии
дополняется следующими этапами:

подготовка проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

регистрация проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте
эмиссии;

раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах
выпуска.
Коммерческий банк может выпускать ценные бумаги именные и на
предъявителя в одной из следующих форм, определяемых в его
учредительных документах, решении о выпуске и проспекте эмиссии:

именные документарные;

именные бездокументарные;

документарные ценные бумаги на предъявителя.
8

Page 9

Среди акций банков наибольшее распространение имеют
обыкновенные акции. Привилегированные акции выпускаются реже,
объем их эмиссии ограничен 25% уставного фонда банка.
Банковские облигации в России пользуются еще меньшей
популярностью, чем привилегированные акции, хотя в мировой практике
облигации банков занимают значительное место на финансовом рынке.
Банк-эмитент может проводить реализацию своих ценных бумаг с
посредником и без посредника.
9

Page 10

Список использованной литературы.
1.
ФЗ РФ от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О рынке
ценных бумаг»
2.
ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.12.2009) «О банках и
банковской деятельности».
3.
ФЗ РФ от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 27.12.2005) «О защите
прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
4.
«ГК РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2004) и «ГК РФ (часть вторая)» от 26.01.1996
N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 23.12.2003).
11.
Адамова К.Р. Депозитарные операции в кредитной
организации: Экономические основы и международный опыт. - М.: БДЦ-
пресс,2003.- 304с.
12.
Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки, -
М.: Тривола,2004.- 230с.
13.
Закарян И. Особенности национальных спекуляций или как
играть на российских биржах. – М.: Интернет-трейдинг,2006. – 520с.
14.
Килячкова А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и
биржевое дело.- М.: Юристъ,2005. – 360с.
15.
Куц А.П.Особенности операций российских банков на рынке
ценных бумаг//Финансист.- 2006.-№11.- С16-17.
16.
Стулова И.Б. аудит и внутренний контроль операций банков с
ценными бумагами// Вестник АРБ.- 2002.-№23.- С.36-42.
10

Информация о работе Особенности нормативно-правового регулирования операций российских банков на рынке ценных бумаг