Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 00:51, отчет по практике
Целью прохождения практики явилось исследование в области организации и осуществления деятельности банка ВТБ ОАО. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
• изучить общие принципы организации и функционирования банка;
• изучить экономическую и нормативную документацию;
• оценить организационно-экономический уровень деятельности банка;
• ознакомиться с деятельностью структурного подразделения;
• дать оценку используемым банковским технологиям в изучаемом банке и его подразделениях;
• овладеть практическими навыками в области одного из направлений деятельности Банка.
В результате практики были получены следующие результаты:
1. Изучил законодательную и нормативную документацию, регламентирующую деятельность Банк ВТБ ОАО и его банков.
2. Рассмотрел банковские технологии.
3. Ознакомился с работой таких блоков Банка как:
ü Блок «Продажи»;
ü Блок «Операционное обслуживание»;
ü Блок «Обеспечение и инфраструктура».
Кроме того, была дана оценка основных показателей деятельности Банк ВТБ ОАО.
На базе материалов банка рассмотрела основные методы оценки платёжеспособности заёмщика, существующие на сегодняшний день в Банк ВТБ ОАО.
Доход в эквиваленте определяется следующим образом:
Если у кредитного работника имеются сомнения в отношении сохранения доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита величина Dr, может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключение кредитного работника. Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом:
где
Dr1 –среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Dr;
T1 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика;
Dr2 – среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии в виду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика);
T2 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика;
K1 и K2 – коэффициенты, аналогичные K, в зависимости от величины Dr1 и Dr2.
Платежеспособность поручителей определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что K = 0.3 вне зависимости от величины Dr.
Ниже, в Таблице 3 приведена примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов Внешторгбанка и его банков, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.
На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.
Таблица 3.Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента Внешторгбанка
Показатели |
Баллы |
Критериальный уровень |
1 |
2 |
3 |
1.Совокупный годовой доход (тыс. руб.) |
Менее 10 10 – 20 20 – 40 40 – 60 более 60 |
5 15 30 45 60 |
1–а. В том числе годовой доход на одного члена семьи |
Дифференцированно по регионам | |
2. Ежемесячный платеж в погашение ссуды (в %) |
Более 40% 30 – 40% 20 – 30% 10 – 20% менее 10% |
0 5 20 35 50 |
3.Долги заемщика: - прочим кредитным институтам - налоговым органам |
более 10% размера ссуды менее 10%
более 10% размера ссуды менее 10% |
- 10 - 5
- 10 - 5 |
1 |
2 |
3 |
4. Период обслуживания в данном банке |
До 1 года 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 10 лет 10 и более лет |
0 5 10 25 40 50 |
5. История кредитных отношений |
Любые нарушения в течение последних 3 лет нет сведений |
-10 +30 |
6. Наличие банковских счетов |
Имеет счет до востребования Счета до востребования и сберегательные До востребования и другие счета Только счет сберегательный |
30
50 40 30 |
7. Владение пластиковыми картами (кредитными, дебетовыми) |
Нет 1 или более нет ответа |
0 30 0 |
8. Возраст заемщика |
До 50 лет Свыше 50 лет |
5 25 |
9. Статус резидента |
Владелец квартиры / дома Приобретает квартиру Арендатор Проживает с родителями Другие варианты |
50 40 15 10 5 |
10. Срок проживания по последнему адресу |
До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 лет более 4 лет |
0 15 35 50 |
11. Срок работы на одном предприятии (рабочем месте) |
До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 года более 4 лет пенсионер безработный |
5 20 50 70 70 5 |
Итого |
Выдача ссуды Экспертная оценка Отказ в выдаче ссуды |
Более 300 200 – 300 менее 200 |
Напоследок хочется отметить, что развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.
Глава 3. Банковские технологии в деятельности Банк ВТБ ОАО
В настоящее время на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие автоматизированные банковские системы:
· «Банкир» CSBI;
· АБС совместного производства «Афина» и «Diasoft»;
· Diasoft 4´4 производства фирмы «Diasoft»;
· БИСквит;
· Diasoft NT;
· IBSO производства фирмы ЦФТ;
· RS Bank производства фирмы R-Style.
Каждая система имеет свои особенности, достоинства и недостатки.
Во Внешторгбанке используется несколько систем, в частности «Афина», «Diasoft 4´4» и «БИСквит». В омском Банке используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее.
Основные преимущества данной системы сводятся к следующему:
§ поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка;
§ ведение операций в реальном масштабе времени;
§ организация работы удалённых отделений в режиме on-line;
§ оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов;
§ устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций;
§ надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота;
§ оперативность и качество отчётной и аналитической информации;
§ своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;
§ организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации;
§ оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем;
§ максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства;
§ успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любой организационной структуры.
Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.
Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов.
Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).
Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.
Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).
Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.
Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).
В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.
Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).
В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.
Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.
Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.
Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.
Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).
Следует отметить, что Внешторгбанк и его банкы, в частности, банк в , располагают современными техническими возможностями:
ü система SWIFT, включая автоматическую отправку сообщений в формате ISO-15022 – эта система является залогом предоставления оперативного, надёжного, эффективного, конфиденциального и защищённого от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией;
ü система «Клиент – Банк» - предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, минимизируя время прохождения платёжных документов. Эта система базируется на общих для подобных систем принципах построения, в основе лежит механизм синхронизации баз данных. Система «Клиент – Банк» позволяет клиентам подготавливать и передавать в банк платёжные документы, получать выписки движений по счетам и многое другое;
ü система Euclid – эта система позволяет управлять счетами Внешторгбанка и его банков в Euroclear Bank в режиме реального времени
ü на рынке корпоративных клиентов в целях полного удовлетворения потребностей клиентов в 2009 году Банком и его Банками были предложены новые услуги, в частности, краткосрочное кредитование с использованием системы «Рейтер – дилинг»;
ü в настоящее время производится кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров (TCD – Teller Cash Dispenser).
Таким образом, Внешторгбанк и его банкы подключены к современным высокоскоростным каналам связи, что позволяет поддерживать на высоком технологическом уровне все процессы ведения бизнеса и обслуживания клиентов.
.
Источники информации
1. Банковское законодательство)// Консультант плюс: ВерсияПроф: Справочно-правовая система.
2. ВТБ ОАО. Годовой отчёт, 2009.
3. www.vtb.ru.
4. Другие неофициальные источники.