Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 16:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития банковского сектора и перспективы реформирования банковской системы Российской федерации. Поставленная цель может быть выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике.
Предметом изучения является банковская система Российской Федерации в целом, современные проблемы и перспективы её развития.
Введение...................................................................................................................3
I. Тенденции макроэкономического развития Российской Федерации.............6
II. Анализ влияния деятельности в рамках банковской системы Российской Федерации с учётом макроэкономической ситуации в стране.........................13
III. Перспективные направления совершенствования Банковской системы Российской федерации..........................................................................................17
3.1. Перспективы развития банковской системы России..................................17
3.2. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора....................................................................................................................22
Заключение............................................................................................................30
Список источников................................................................................................32
Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь текущего года сократился на 11% (в январе годом ранее - на 14,5%) и составил по состоянию на 1 февраля 9351,2 млрд. рублей.
Основным источником сокращения объема денежного предложения в январе стало накопление остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России. Чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования сократился за январь текущего года на 956,1 млрд. руб. (за январь годом ранее – на 940,1 млрд. рублей). При этом такое сокращение чистого кредита расширенному правительству происходило на фоне снижения чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь текущего года их уменьшение по фиксированным валютным курсам составило 267,5 млрд. руб. против прироста на 33,9 млрд. руб. в январе 2013 года).
За январь текущего года совокупный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и населению, увеличился до 33110,2 млрд. руб., или на 2% (лишь на 0,04% - в январе 2013 года). По состоянию на 1 февраля годовой темп прироста составил 19,4% по сравнению с 17,1% на 1 января.
При этом, кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям возросли до 23130,4 млрд. руб., или на 2,8% (сократились на 0,2% за январь 2013 года). На 1 февраля годовой темп прироста кредитов нефинансовым организациям составил 16,1% по сравнению с 12,7% на 1 января.
Кредиты, предоставленные физическим лицам, за январь возросли на 0,2% (против увеличения на 0,8% за январь годом ранее) до 9979,8 млрд. рублей. По состоянию на 1 февраля годовой темп прироста кредитов физическим лицам снизился до 28% по сравнению с 28,7% на 1 января.
В январе 2014 года потребительская инфляция (ИПЦ) составила 0,6%, что несколько выше декабря предыдущего года (0,5%). При этом снижение против января 2013 года (1,0%) составило 0,4 процентного пункта, и в итоге за годовой период инфляция снизилась до 6,1% против 6,5% в декабре 2013 года.
Замедление темпов инфляции в январе в основном связано с ослаблением роста цен на отдельные продовольственные товары после заметного их повышения в конце 2013 года вследствие разбалансированности рынков.
На непродовольственные товары и рыночные платные услуги рост цен в январе также слегка замедлился против показателей годом ранее за счет продолжающегося замедления роста спроса, которое в январе отчасти связано с массированной покупкой валюты на фоне высоких девальвационных ожиданий. Произошедшее ослабление рубля (на 8% к доллару США и на 7% к евро за месяц) на инфляции января не сказалось, однако учитывая продолжающееся ослабление рубля, начнет проявляться на усилении роста цен на рынке продовольственных товаров в ближайшие месяцы, учитывая высокую долю импорта на рынке, как в качестве сырья, так и готовой продукции.
Нельзя не согласиться с тем, что российская банковская система достаточно динамично преодолевает последствия кризиса, по многим параметрам выходя на предкризисные показатели. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, наращиваются, хотя и медленно, объемы кредитования как граждан, так и бизнеса.
Если говорить о перспективных направлениях развития, то следует назвать наращивание капитала российских банков, продолжение консолидации банковского сектора, сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе, повышение качества и эффективности бизнес-процессов, связанных с оказанием банковских услуг и управлением рисками, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование банковского регулирования и надзора.
Все эти вопросы тесно взаимосвязаны, их решение позволит добиться выхода российской банковской системы на качественно новый уровень.
Среди изменений, касающихся капитала кредитных организаций, прежде всего можно отметить такие факторы, как постепенное увеличение требований к минимальному капиталу банков: в соответствии с поправками к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 28.02.2009 с 1 января 2012 г. он не должен быть менее 180 млн руб. Второе: будут меняться требования к уровню достаточности и качеству капитала - это связано с внедрением принципов Базеля II, а в дальнейшем и Базеля III. И третье: для повышения конкурентоспособности и устойчивости банки будут сами стремиться к наращиванию своего капитала и повышению его качества, что будет стимулировать слияния и поглощения в банковском секторе, а также уход с рынка нежизнеспособных кредитных организаций.
Что касается доли в российском банковском секторе кредитных организаций с государственным участием, то кризис достаточно серьезно повлиял на намечавшуюся до этого тенденцию ее сокращения. Тем не менее этот процесс будет развиваться, причем, скорее всего, в двух направлениях - сокращение самой доли участия государства в конкретных кредитных организациях, а также постепенное «наращивание мускулов» частными банками, включая дочерние банки зарубежных кредитных организаций. Потенциал для увеличения конкуренции в банковском секторе большой. Частные банки быстрее реагируют на ситуацию, внедряют инновации, ищут новые ниши, теснее взаимодействуют со своими клиентами. В этом их традиционные преимущества, которые можно наблюдать во многих других государствах. На уровень конкуренции может также повлиять и процесс распространения микрофинансовых организаций, которые будут создаваться в соответствии со вступившим в силу в январе 2011 г. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Повышению качества бизнес-процессов, связанных с предоставлением банковских услуг и управлением рисками, будут способствовать несколько факторов. Среди них - усиление конкуренции и надзорных требований, улучшение системы защиты потребителей финансовых услуг. Совершенствование надзорных требований к управлению рисками будет во многом базироваться на новых стандартах, разрабатываемых Базельским комитетом по банковскому надзору, который в последнее время опубликовал целый ряд документов (и проектов документов), касающихся требований к управлению операционными, кредитными рисками, риском ликвидности, а также на оценке финансовых инструментов, отражаемых в балансах банков.
Отдельного внимания заслуживавает вопрос повышения дисциплины в банковском бизнесе. Не секрет, что зачастую банки, мягко говоря, приукрашивают свою отчетность, стремясь выглядеть более солидно. Здесь видятся следующие перспективы: будет продолжаться работа по повышению содержательности публично раскрываемой информации (в том числе как третьего компонента стандарта Базеля II) с тем, чтобы участники рынка могли адекватно оценить сферы деятельности кредитной организации, ее подверженность риску, качество управления рисками, величину собственных средств (капитала) и уровень его достаточности. Кроме того, будет последовательно реализовываться принцип ответственности владельцев, директоров, а также руководителей и других работников банков за совершение противоправных действий.
Основные ориентиры и задачи в области совершенствования банковского регулирования и надзора сформулированы в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. (далее - проект Стратегии).