Перспективы развития денежно-кредитной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк представляет собой главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран. Главная функция центрального банка – эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности. Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование функций центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................2
1.Сущность, функции и операции центральных банков........................................5
1.1. Сущность центральных банков и их структура...............................................5
1.2. Функции центрального Банка России..............................................................7
1.3.Направление,цели и методы денежно-кредитной политики.........................11
2. Система инструментов денежно- кредитной политики...................................16
2.1. Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации................................................................................................................16
2.2. Регулирование обязательных резервов..........................................................19
2.3. Рефинансирование банков...............................................................................23
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в России.....................26
3.1.Кредитно-денежная политика .........................................................................26
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики................................29
3.3. Предварительные итоги и прогноз на будущее.............................................32
Заключение...............................................................................................................34
Список использованных источников.........

Файлы: 1 файл

дкб курсовая.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

-организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

-определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также  с юридическими и физическими  лицами;

-утверждает отраслевые  стандарты бухгалтерского учета  для кредитных организаций, Банка  России и некредитных финансовых  организаций, план счетов для  Банка России и порядок его  применения;

-устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

-принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;[4,с.76]

- принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

-проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

-осуществляет выплаты  Банка России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами  банках, не участвующих в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках Российской  Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным  законом;

-является депозитарием  средств Международного валютного  фонда в валюте Российской  Федерации, осуществляет операции  и сделки, предусмотренные статьями  Соглашения Международного валютного  фонда и договорами с Международным  валютным фондом;

-осуществляет контроль  за соблюдением требований законодательства  Российской Федерации о противодействии  неправомерному использованию инсайдерской  информации и манипулированию  рынком;

-осуществляет защиту  прав  и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

-осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

 

1.3.Направление,цели и  методы денежно-кредитной политики

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.[5,с.9]

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы.

С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные.

Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы:

рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей).

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ.

Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы должны погасить вклады клиентов банка.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.[6,с.69]

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно - денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. · Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе.

Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.

Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Вывод: Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

2.Система инструментов денежно-кредитной политики

2.1 Текущее состояние денежно-кредитного  регулирования в Российской Федерации

 

С помощью системы инструментов денежно- кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Основным инструментом Банка России для управления уровнем процентных ставок денежного рынка являются операции на аукционной основе на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционеров по предоставлению ликвидности (аукционы РЕПО) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе анализа и прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный дефицит ликвидности, поэтому Банк России предоставляет средства банковскому сектору, используя в качестве основного инструмента аукционы РЕПО.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению(изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентная ставка, по которой банки получают (размещают) средства, определяется по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяется в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, акции, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям, поручительства, золото).[7,с.85]

В отличие от основных аукционных операций, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по инициативе банков и могут быть использованы ими ежедневно. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребности банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционных операций, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Информация о работе Перспективы развития денежно-кредитной политики в России