Перспективы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Антиинфляционное регулирование денежного обращения 10
1.2.1. Инфляция как фактор, влияющий на стабильность денежного обращения………………………………………………………………………...10
1.2.2. Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере……….14
1.3. Методы проведения денежных реформ 24
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг……………………………………………28
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг…………………………………………………………………………….33
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

курс методы стабилиз.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Республике Беларусь сейчас встала проблема разработки собственного механизма поддержания пропорций и сбалансированности, который обеспечил бы достаточную устойчивость денег, стабилизацию финансов и экономики в целом. К этому побуждают объективные экономические, социально-политические и финансовые мотивы.

Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.

Для того чтобы  инфляция не порождала в экономике  комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и  ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию (например, сократить денежную массу). Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценения денег государство разрабатывает антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции путем регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики. Она способствует соблюдению равновесия государственного бюджета, взвешенности распределения доходов, целесообразности политики центрального банка и формированию инфляционных ожиданий у граждан страны.

Деньги представляют собой всеобщий эквивалент, выступающий в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов в рамках национального рынка. Их эволюция внешне выступает в виде перехода от одного типа всеобщего эквивалента к другому, что предопределено эволюцией рыночных отношений.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Тема курсовой работы актуальна, не только потому, что состояние денежного  оборота является основным показателем здоровья экономики, но и от объема и структуры зависят остальные показатели функционирования экономики, в том числе: инфляция, безработица, уровень цен. Эти показатели играют важную роль в жизни каждого человека, и отражают состояние общества, как в экономическом, так и в социальном плане.

Целью работы является изучение и анализ методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить методы стабилизации денежного оборота;
  • проанализировать виды методов стабилизации денежного оборота;
  • определить основные методы денежных реформ;
  • проанализировать динамику методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь;
  • определить основные меры по совершенствованию методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь.

Объектом  исследования являются методы стабилизации денежного оборота.

Предметом исследования выступают методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в экономике Республике Беларусь.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты  методов стабилизации денежного оборота

1.1. Сущность и структура денежного оборота

 

Денежный оборот - это непрерывное движение денег для обеспечения непрерывности воспроизводства и реализации общественного продукта, перераспределения национального дохода. Субъектами денежного оборота фактически являются все юридические и физические лица, которые принимают участие в создании, распределении, обмене и потреблении ВНП.

На макроэкономическом уровне деньги действуют в функции обмена и доведения товаров до потребителей, а их совокупность отражает общую стоимость общественного богатства [4, с. 57].

Бесконечное движение денег  с целью обслуживания непрерывности  воспроизводства ВВП называется денежным обращением. Характерными признаками денежного обращения является:

  • эквивалентность. Покупатель передает денежную сумму, эквивалентную приобретенному продукту;
  • односторонность. Полученные продавцом деньги назад не возвращаются, они используются для приобретения новых покупок;
  • прямолинейность. Она проявляется в постоянном отдалении денег от эмитента и следующих субъектов оборота, которые использовали их для купли продуктов.

Структура денежного оборота характеризует  его отдельные целостные части. Она может определяться по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация денежного оборота в зависимости от:

1. Формы функционирующих в нем денег;

2. Характера  отношений, которые  обслуживает  та или иная  часть денежного  оборота;

3. Особенностей платежа;

4. Субъектов, между которыми осуществляется  движение денег;

5. Функциональной структуры денежного  оборота.

В зависимости от форм используемых в нем денег денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный (наибольший удельный вес приходится на безналичный). Безналичный денежный оборот представляет собой движение денег в безналичной форме в качестве платежного средства. Наличный денежный оборот – это процесс непрерывного движения наличных денег.  Между этими формами имеются важные отличия, поскольку различны экономические отношения, которые опосредствуются денежным оборотом, и сфера обращения.

Безналичный оборот является отражением экономических отношений между  предприятиями, организациями, учреждениями, финансово-кредитной системой и  населением (в части безналичных расчетов), то есть обслуживает главным образом организованный рынок. В налично-денежном обороте находят отражение экономические связи как между предприятиями и населением, финансово-кредитной системы и населением, так и между отдельными членами общества.

Наличные деньги обращаются как  в сфере организованного рынка (например, для заработной платы, покупки  товаров), так и на неорганизованном рынке. Безналичный денежный оборот предполагает движение денег путем перемещения по счетам или зачета встречных требований. Каждая операция, платеж требуют новой записи по банковским счетам, одной и той же записью нельзя оформить несколько операций.

Налично-денежный оборот совершается  с участием наличных денег, прежде всего, в связи с обслуживанием потребительского спроса населения. Наличные деньги остаются в сфере обращения и после того, как была совершена реализация предметов потребления, были оплачены услуги, оказываемые населению и т.п. Обе сферы денежного оборота имеют свои принципы организации и свои орудия обращения.

Степень управления безналичным и налично-денежным оборотами и их регулирования различна. Безналичный денежный оборот проводится через открытые счета в банках, что позволяет его обозревать, анализировать и при необходимости корректировать, регулировать. Накопление и расходование наличных денег в меньшей степени регламентируется и регулируется. Можно воздействовать на налично-денежный оборот через платежеспособный спрос населения, объем и структура товарооборота, услуг, цену.

Взаимосвязь безналичного и налично-денежного оборотов является двухсторонней. Это значит, что движение денег должно происходить постоянно в двух направлениях: из сферы безналичного оборота в сферу налично-денежного оборота и обратно. Если процесс превращения денег безналичного оборота в наличные деньги движется нормально, но нет обратного движения наличных денег, то двусторонняя связь нарушается и в обращении появляются излишне наличные деньги.

Превращение наличных денег в денежные средства безналичного оборота происходит в результате использования наличных денег для покупки товаров, оплаты услуг, платежей нетоварного характера. Наличные деньги переходят в сферу безналичного оборота при поступлении выручки предприятий торговли, транспортного и бытового обслуживания, зрелищных услуг и т.п.; уплате налогов населением; погашении ссуд на индивидуальное жилищное строительство; оплата путевок и т.д. Особо значимым каналом поступления наличных денег в сферу безналичного оборота являются вклады населения в банки, приобретение ими ценных бумаг. Нахождение средств в безналичном обороте более экономично (ускоряются расчеты, экономятся издержки обращения и т.д.).

Основными формами  стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

1.2. Антиинфляционное регулирование денежного обращения

 

1.2.1. Инфляция  как фактор, влияющий на стабильность денежного обращения

 

В настоящее время  среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть достижение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

Понятие «инфляция» означает переполнение денежного рынка денежными  знаками сверх действительных потребностей экономики, что ведет к их обесцениванию. Инфляция – это понижение покупательной  способности денег из-за роста цен. Однако не всякий рост цен является инфляцией. При условии повышения покупательной способности денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции.

 Во время инфляции  бумажные деньги обесцениваются  по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам.

 В условиях инфляции  цены, как правило, повышаются  крайне неравномерно: некоторые  товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг)  остается неизменной, а цена третьих  может даже упасть.

 Некоторые причины  появления инфляции:

1) внутренние причины:

 а) чрезмерная эмиссия,  которая превышает истинную потребность  в деньгах национального хозяйства;

 б) большие масштабы  капитального строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения;

 в) огромные военные  расходы, которые приводят к  неэффективному использованию богатства  общества;

 г) кризис государственных  финансов, при котором происходит  значительное превышение расходов  государства над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг;

 д) необоснованное  повышение цен и заработной  платы;

2) внешние причины:

 а) рост цен на  мировом рынке, приводящий к  подорожанию товаров, экспортируемых  и импортируемых каждой страной;

 б) структурные мировые кризисы;

 в) увеличение внешнего  долга;

 г) войны, которые  сопровождаются сокращением производства  и ростом стоимости жизни.

С целью ослабления отрицательных  последствий инфляционных процессов  государство разработало антиинфляционную политику.

 Антиинфляционная  политика представляет собой  осуществление следующих действий:

1) борьба с дефицитом  бюджета;

2) снижение инфляционных  ожиданий;

3) структурная перестройка  национальной экономики;

4) установление жестких  нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

5) развитие производства  и НТП;

6) обеспечение стабильно  снижающихся темпов инфляции;

7) снижение социальных  последствий инфляции посредством:

 а) регулирования  доходов населения;

 б) утверждения  предельного уровня цен на  некоторые группы товаров;

 в) реализации социально-ориентированных  программ;

8) связывания излишних  по отношению к товарной массе  денежных средств путем приватизации.

Выбор целей, методов  и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий [4, с. 135].

Дискуссионность вопросов, связанных с антиинфляционным регулированием экономики, обусловлена главным образом разногласиями во взглядах на причины, порождающие инфляцию. Попытки разрешения теоретических споров о природе инфляции с помощью анализа мировой практики не достигают успехов, так как инфляционный процесс в разных странах и в разные периоды времени имеет выраженную специфику. Это не позволяет механически использовать опыт одной страны для борьбы с инфляцией в другой стране, делать однозначные выводы о возможности и необходимости применения тех или иных методов антиинфляционного регулирования, а также их ожидаемой эффективности.

Информация о работе Перспективы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь