Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 08:47, курсовая работа
Платежная система представляет собой механизм осуществления платежей и переводов денег с одного банковского счета на другой по законам, правилам и стандартам, установленным в данной стране. Эффективность функционирования финансовых рынков и банковского сектора экономики во многом зависит от действующей в стране платежной системы
Особое место платежной системы в обеспечении расчетов в процессе производства и реализации продукции, и в целом функционирования национальной экономики на современном этапе обуславливают актуальность темы курсовой работы. Рынок платежных систем в республике развивается быстрыми темпами, у него есть большие перспективы развития и предоставления различных услуг.
Введение
Глава 1. Платежная система как одна из важных составных частей финансовой системы
1.1 Экономическое содержание и роль платежной системы, ее элементы
1.2 История развития платежных систем Казахстана
1.3 Надзор за платежными системами: Казахстан и зарубежный опыт
Глава 2. Современное состояние платежной системы в Казахстане
2.1 Национальные платежные системы Казахстана и КЦМР
2.2 Анализ функционирования системы корреспондентских отношений между банками Казахстана и использования платежных инструментов
2.3 Системы международных денежных переводов
Глава 3. Совершенствование и перспективы развития платежной системы в Республике Казахстан
3.1 Характеристика основных факторов, препятствующих ускоренному развитию безналичных платежей в Казахстане
3.2 Перспективы внедрения новых платежных систем в Казахстане
3.3 Анализ основных направлений развития платежных систем Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах НБ РК, что позволило закрыть МФО, упорядочить организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк).
В 1992 году открыты корреспондентские счета для национальных/центральных банков стран СНГ в целях осуществления торгово-экономических расчетов, также НБ РК были созданы расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских районах областных центров.
В 1994 году впервые был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году создан Центральный депозитарий государственных ценных бумаг.
Важным шагом было создание в 1995 году первой в Казахстане Алматинской клиринговой палаты (АКП), которая работала по методу многостороннего взаимозачёта. В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны остатков на корреспондентских счетах национальных банков, а также проведена подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.
В 1996 году НБ был проведен ряд мероприятий по развитию платежных систем: создание региональных клиринговых; реорганизация Алматинской клиринговой палаты в РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (КЦМР), который и по настоящее время является оператором платежных систем.
Ключевым моментом, способствующим ускорению прохождения межбанковских платежей, стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР системы крупных платежей, осуществляющей расчеты на валовой основе и имеющей характеристики перспективной системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS – real time gross settlement system). За основу казахстанской системы крупных платежей был взят опыт Швейцарии, в частности, опыт построения системы SIC (Swiss Interbank Clearing). В короткие сроки система крупных платежей приобрела большую популярность благодаря электронному документообороту, не требующему бумажного подтверждения, быстроте и надежности переводов денег, а также высокому уровню безопасности.
1 августа 1999 года на территории РК была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах НБ. При этом было принято решение о построении в Казахстане клиринговой системы по типу американской автоматизированной клиринговой палаты (системы многостороннего взаимозачета встречных обязательств, работающей без предварительного депонирования средств с окончательным расчетом чистых позиций участников в валовой системе) – Системы межбанковского клиринга, которая успешно функционирует в настоящее время.
В июне 1998 года был принят Закон РК «О платежах и переводах денег», основополагающий документ, регулирующий вопросы осуществления платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан, и начаты работы по разработке нормативной правовой базы НБ в данной области. [4]
В целях обеспечения использования государственного языка при осуществлении платежей и переводов денег 1 декабря 2008 года был осуществлен переход платежных систем РК на использование новой кодовой таблицы, основанной на стандарте СТ РК 1048-2002.
В 2009-2010 годах НБ в целях повышения операционной надежности и производственной эффективности платежных систем Казахстана проводилась работа по модернизации технической инфраструктуры национальных платежных систем и переводу их на новую программно-техническую платформу, при НБ создан консультативно-совещательный орган – Национальный платежный совет.
7 июня 2010 года был осуществлен переход банковской и платежных систем Казахстана на новые номера банковских счетов клиента банка и банковские идентификационные коды. За основу новой структуры счета клиента банка и банковского идентификационного кода были взяты международные стандарты ISO 13616: IBAN и ISO 9362: BIC соответственно. Применение широко используемых в финансовом сообществе стандартов банковских реквизитов направлено на совершенствование системы идентификации банков и их клиентов в платежных системах РК, автоматизацию и ускорение обработки внутренних и международных платежей, обеспечение соблюдения принципа STP (Straight through processing - сквозная обработка платежа).
Законодательные и правовые акты, регулирующие вопросы функционирования платежной системы в Республике Казахстан:
1.3 Надзор за платежными системами: Казахстан и зарубежный опыт
Обеспечение безопасного и эффективного функционирования платежных систем является одной из основных задач центральных банков. Согласно международной терминологии, надзор за платежными и расчетными системами является функцией центрального банка, при выполнении которой цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений. [13]
Полномочия многих центральных банков в области надзора за платежными системами определены законодательными актами и включают разработку нормативной правовой базы в области платежей и переводов денег, мониторинг, сбор и анализ статистических данных и оценку функционирования платежных систем. [19]
Так, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» одной из целей деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. ЦБ РФ устанавливает правила расчетов в стране, осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, а также устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Согласно Монетарному и финансовому кодексу Банк Франции обеспечивает бесперебойную работу и безопасность платежных систем в рамках задачи Европейской системы центральных банков по обеспечению беспрерывной работы платежных систем. [14]
Меморандумом о договоренности между Министерством финансов, Банком Англии и Управлением финансовых услуг (1997) предусмотрено, что Банк Англии отвечает за общую стабильность финансовой системы в целом, включая инфраструктуру финансовой системы и, в частности, платежные системы. Ежегодно с января 2005 года Банк Англии публикует Отчет по оверсайту платежных систем, который описывает работу Банка в данной области. [21]
Платежные системы в настоящее время имеют различные структуры собственности, однако большинство систем принадлежит центральным банкам.
На основе изучения зарубежного опыта следует, что инициативы по развитию платежной системы за рубежом в настоящее время направлены прежде всего на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены эти инициативы, в основном, на следующих направлениях:
- постепенное введение более широкого ассортимента платежных инструментов и услуг;
- разработка договорных механизмов платежной инфраструктуры, представляющих для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности предоставления им услуг инфраструктурного плана;
- повышение операционной совместимости, взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных инфраструктур, а также инфраструктур, связанных с расчетами по ценным бумагам, что позволяет обеспечить сквозную обработку платежей;
- облегченный доступ финансовых учреждений к дешевому расчетно-кредитному обслуживанию, а также более эффективные механизмы экономии ликвидности в платежно-расчетных системах;
- создание для национальной платежной системы подходящего нормативно-правового режима, предоставляющего центральному банку эффективные надзорные функции;
- более эффективные, стабильные и рационально организованные рынки, обеспечивающие надежное предоставление потребителям различных платежных услуг, а также тарификацию последних.
Вопрос о значимости надзора за платежными системами был поднят Национальным банком в начале 2000-х годов. Ключевые принципы его построения и реализации основывались на международных стандартах и зарубежном опыте.
Понятие надзор за платежными системами определено в Законе «О Национальном банке РК». Оно включает такие основные направления деятельности НБ РК, как разработка нормативных правовых актов, определяющих условия и порядок организации и функционирования платежных систем; осуществление мониторинга платежных систем; проверка организации и функционирования платежных систем. Понятие включает также сбор и анализ информации по вопросам платежей и переводов денег, функционирования платежных систем от участников и операторов платежных систем; проверку деятельности участников платежных систем.
Объектами надзора за платежными системами являются МСПД, Система межбанковского клиринга, система корреспондентских отношений между банками, платежные инструменты, рынок платежных карточек и системы международных денежных переводов.
Цель надзора за платежными системами – это обеспечение эффективного функционирования платежных систем КЦМР и иных объектов надзора.
Основные задачи надзора за платежными системами:
Также НБ рассматривает обращения физических и юридических лиц относительно нарушений банками требований законодательства в области платежей и переводов денег, которые связаны в основном с несвоевременным/неправильным исполнением или неисполнением указаний по платежу или переводу денег, а также с вопросами выпуска и использования платежных карточек. [2]
Так, в 2010 году Департаментом платежных систем НБ РК было рассмотрено 106 заявлений (жалоб) физических и юридических лиц.
В нижеприведенной таблице 1 представлены сведения по заявлениям (жалобам) физических и юридических лиц в разрезе банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и их удельный вес от общего объема обращений за 2010 год. [24]
Таблица 1. Обращения физических и юридических лиц (жалобы) за 2010 г.
№ |
Наименование финансовой организации, в отношении которых представлены заявления |
Количество обращений |
Удельный вес |
1 |
АО «Народный Банк Казахстана» |
29 |
27,4% |
2 |
АО «БТА Банк» |
12 |
11,3% |
3 |
АО «Банк ЦентрКредит» |
11 |
10,4% |
4 |
АО «Казкоммерцбанк» |
11 |
10,4% |
5 |
АО «Темірбанк» |
8 |
7,5% |
6 |
АО «Kaspi Bank» |
6 |
5,7% |
7 |
АО «АТФ Банк» |
6 |
5,7% |
8 |
АО «Казпочта» |
6 |
5,7% |
9 |
АО «Евразийский Банк» |
5 |
4,7% |
10 |
АО «БТА Банк», АО «Нурбанк», АО «Банк ЦентрКредит» |
1 |
0,9% |
11 |
АО «Нурбанк» |
1 |
0,9% |
12 |
АО «Альянс Банк» |
1 |
0,9% |
13 |
АО «Астана-финанс» |
1 |
0,9% |
14 |
АО «Казинвестбанк» |
1 |
0,9% |
15 |
АО «Метрокомбанк» |
1 |
0,9% |
16 |
АО «Сеним-Банк» |
1 |
0,9% |
17 |
АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» |
1 |
0,9% |
18 |
АО «Цеснабанк» |
1 |
0,9% |
19 |
ГЦВП |
1 |
0,9% |
20 |
ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» |
1 |
0,9% |
21 |
ДБ АО «Сбербанк России» |
1 |
0,9% |
Итого |
106 |
100,0% |