Платежный баланс и золотовалютные резервы в механизме валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:25, реферат

Описание работы

Особое место в механизме валютного регулирования занимают платежный баланс и золото-валютные резервы. Эта особенность заключается в том, что именно через них реализуется внутренний связь состояния валютного рынка страны с состоянием ее национальной экономики и обеспечивается чисто экономическое регулирование валютной сферы. Платежный баланс - это соотношение между валютными платежами экономических субъектов данной страны (резидентов) за ее экономическими границами и валютными поступлениями им из-за экономических границ страны (от нерезидентов) за определенный период времени (год, квартал, месяц).

Файлы: 1 файл

рефера по деньгам и кредиту.docx

— 23.88 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему: Платежный баланс и золотовалютные резервы в механизме валютного  регулирования 

Особое место в механизме валютного регулирования занимают платежный баланс и золото-валютные резервы. Эта особенность заключается в том, что именно через них реализуется внутренний связь состояния валютного рынка страны с состоянием ее национальной экономики и обеспечивается чисто экономическое регулирование валютной сферы. Платежный баланс - это соотношение между валютными платежами экономических субъектов данной страны (резидентов) за ее экономическими границами и валютными поступлениями им из-за экономических границ страны (от нерезидентов) за определенный период времени (год, квартал, месяц). По форме платежный баланс представляет собой статистический отчет о поступлении валютных средств в страну и о расходовании их за определенный период в разрезе отдельных статей, стран, групп стран. По экономическому содержанию - это макроэкономическая модель, характеризующая состояние и динамику внешнеэкономических отношений данной страны с внешним миром. Если поступления превышают платежи, то торговый баланс будет активным, а его сальдо - положительным; если платежи превышают поступления, то торговый баланс будет пассивным, а его сальдо - Отрицательным. По статье «Баланс услуг» учитывается движение средств в связи с обменом между резидентами и нерезидентами разнообразными услугами: транспортными, строительными, коммуникационными, туристическими, культурными, обслуживанием правительственных структур, другими деловыми услугами (научными, техническими, консалтинговыми, рекламными и др.), финансовыми, лицензионными, информационными и т.д. Перечень услуг в международных отношениях постоянно расширяется, и быстро растут объемы новейших услуг, связанных с развитием современных информационных технологий. Это способствует сбалансированию поступлений и расходов по текущим операциям платежного баланса с меньшей нагрузкой на национальную экономику. По статье «Доходы» учитывается движение средств, связанный с доходами физических лиц-резидентов, полученным в оплату труда за рубежом, доходами от прямых инвестиций за рубежом (дивиденды по акциям, нераспределенная и реинвестированная прибыль), доходами от портфельных инвестиций (проценты по облигациям и другим долговым обязательствам, дивиденды по акциям и т.п.), доходами от других инвестиций (проценты по долгосрочными и другими кредитами и требованиями: депозитами, остатками средств на корсчетах и т.п.). По статье «Текущие трансферты» учитывается движение средств на безэквивалентных началах - гуманитарная и техническая помощь, взносы в фондов международных организаций, безвозмездные переводы денег из-за рубежа физическим лицам (наследство, дарение, алименты, членские взносы в различные благотворительные фонды и другие фонды и организации и т.д.). В разделе II «Счет операций с капиталом и финансовых операций» по статье «Капитальные трансферты» учитываются все операции, связанные с передачей права собственности на основной капитал или аннулированием долгов кредиторами, когда движение стоимости осуществляется на эквивалентной основе (Государственное финансирование крупных проектов за рубежом, инвестиционные субсидии корпораций своим зарубежным филиалам, приобретение (или реализация) нефинансовых активов - земли и ее недр, патентов, авторских прав т.п.). Во всех этих случаях происходит рост капитала в одной стране и уменьшение - в другой. Оно может осуществляться в денежной и в материальной формах. В разделе «Финансовый счет» показываются операции по купле-продаже и погашению финансовых требований одной страны к другим. При этом происходит смена собственности на финансовые активы или пассивы страны. Все финансовые операции классифицируются в три группы: «Прямые инвестиции», которые представляют собой капитальные вложения прямых инвесторов в зарубежные предприятия. Они осуществляются преимущественно для получение прямым инвестором контрольного пакета акций этих предприятий. «Портфельные инвестиции». К ним относятся операции с теми ценными бумагами, приобретение которых не являются прямыми инвестициями (облигации, привилегированные акции, производные финансовые инструменты, свидетельства об участии в капитале обществ, векселя, депозитные сертификаты и т.п.). «Прочие инвестиции», то есть преимущественно операции кредитного характера: коммерческий кредит; долгосрочные займы, включая кредиты МВФ и других международных организаций; краткосрочные ссуды; депозиты, другие активы или пассивы. Операции «Финансового счета» занимают особое место в платежном балансе, так как в них учитывается не только обычное движение финансовых ресурсов между странами, инициируемый отдельными экономическими субъектами, а и движение ресурсов на макроуровне с целью балансирования платежного баланса в целом. Обычно это делается за счет статей «Портфельные инвестиции» и «Прочие инвестиции». Например, если по всем статьям баланса общая сумма поступлений не покрывает суммы платежей, то, чтобы сохранить стабильными конъюнктуру валютного рынка и валютный курс, правительство и центральный банк прибегают к привлечению портфельных инвестиций или кредитов МВФ и других международных организаций, на сумму которых увеличатся поступления в соответствии по статье «Портфельные инвестиции» или «Прочие инвестиции». Однако таким способом невозможно полностью сбалансировать платежный баланс, ибо на протяжении года технологически невозможно адекватно откорректировать объемы портфельных и других инвестиций. Поэтому в этом процессе принимают участие статьи раздела III «Резервные активы», на которых отображается централизованный золотовалютный запас страны. Если валютные поступления по всем статьям разделов I и II длительное время и значительно превышать валютные платежи, то конъюнктура валютного рынка будет меняться так, что центральный банк вынужден будет скупать на рынке иностранную валюту и пополнять свои резервные активы. И наоборот, при дефиците баланса он тратить свои резервы для поддержания валютного курса. Вместе с тем механизм изменения резервных активов тоже не обеспечивает полного сбалансирования платежного баланса. Дело в том, что конъюнктура валютного рынке меняется не только под влиянием несбалансированности платежного баланса или это влияние «запаздывает» и проявляет себя в следующем отчетном периоде. Поэтому объемы сальдо платежного баланса и объемы операций с валютной интервенции, сложившихся за соответствующий период, не совпадают. Чтобы уравнять общие объемы поступлений и платежей, в баланс введена статья «Ошибки и упущения», по которой проставляется необходима для сбалансирования сумма. Платежный баланс играет важную роль в разработке и реализации валютной политики. Как модель внешнеэкономических связей страны он дает основательную информационную базу для оценки состояния и перспектив развития валютных отношений. В частности, уровень и динамика его сбалансированности по отчетный год дают возможность определить причины ухудшения конъюнктуры валютного рынка и курса национальной валюты в соответствующем году и вероятную динамику их на перспективу. Если, например, отчетный платежный баланс пассивен и размер отрицательного сальдо имел тенденцию к росту, это негативно влияло на курс валюты в отчетном году и давало основания ожидать его падения в следующем году. Если такая тенденция не соответствует целям общеэкономического и монетарной политики, ее следует переломить на стабилизационную. Подходы к решению этой задачи тоже можно определить на основе платежного баланса, в частности его структурной сбалансированности. Если, например, торговый баланс (соотношение экспорта и импорта) имеет хроническое и растущий дефицит, то для оздоровления национальной валюты нужно определить пути сокращения его отрицательного сальдо. Это могут быть меры по стимулированию развития отечественного производства, рост его качества и эффективности, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, увеличению экспорта и сокращению импорта. Если дефицитным является баланс услуг, соответствующие меры должны быть направлены на развитие всех видов услуг для нерезидентов, стабилизации или даже сокращения внешних услуг для резидентов. Если указанные изменения в сфере реальной экономики государство реализовать не может, то для сбалансирования привлекаться внешние источники, что вызовет рост внешней задолженности и сокращение резервных активов (Золотовалютных запасов). Однако каждое из этих источников имеет свои четко обусловлены границы, за которыми использования становится невозможным. В таких ситуациях государство вынуждено будет прибегать к таким средствам воздействия на валютный рынок и платежный баланс: девальвация национальной валюты в качестве средства стимулирования экспорта и сокращение импорта; введение дефляционной политики, направленной на уменьшение цен и доходов, что будет способствовать сдерживанию импорта; усиление контроля за деятельностью всех национальных субъектов валютных отношений; усиление ограничения на валютные операции. Эти меры воздействия на уменьшение дефицита платежного баланса могут осуществляться каждый отдельно или в комплексе в зависимости от конкретной сложившейся ситуации в экономике страны или на валютном рынке. Для правильного выбора мер по уравновешиванию платежного баланса важно выявить конкретные причины, приведшие к его разбалансированности. С теоретической точки зрения, экономическая роль платежного баланса определяется тем, что отраженные в нем обороты непосредственно влияют на спрос и предложение на валютном рынке: поступления валюты создает предпосылки для формирование предложения ее, а платежи - для формирования спроса на валюту. Эту связь можно выразить количественно в виде следующих формул: 1) ПРВ = ЗВ1 + НВ - ЗВ2, где ПРВ - предложение инвалюты в течение отчетного периода; ЗВ1 - остатки инвалюты у субъектов рынка на начало периода; НВ - поступление инвалюты в течение отчетного периода по платежному баланса; ЗВ2 - остатки инвалюты у субъектов рынка на конец периода. Если остатки инвалюты на начало и конец отчетного периода одинаковы, то предложение валюты будет совпадать с поступлениями ее по платежному баланса, т.е. ПРВ = НВ; 2) П0В = БВ1 + ПО - БВ2, где П0В - спрос на инвалюту течение отчетного периода; БВ1 - долговые обязательства резидентов перед нерезидентами на начало периода; ПВ - валютные платежи в течение периода по платежному балансу; БВ2 - долговые обязательства резидентов перед нерезидентами на конец периода. Если долговые обязательства на начало и конец отчетного периода одинаковы, то спрос на инвалюту будет совпадать с валютными платежами, определенными по платежному балансу, т.е. П0В = ПС. Из приведенных формул можно сделать вывод, что спрос (П0В) и предложение (ПРВ) на валютном рынке будут уравновешиваться при условии сбалансированности поступлений (НВ) и платежей (ПВ) платежного баланса. Погрешности могут спричинюватися лишь на величину различий между объемами остатков валюты и валютных долговых обязательств экономических субъектов на начало и конец периода. В механизме платежного баланса важное место занимают официальные золотовалютные резервы (ЗВР), которые учитываются по статье «Резервные активы» и служат официальным механизмом урегулирования его сальдо. Активное сальдо платежного баланса способствует росту золотовалютных резервов, а пассивное - их сокращению. Однако экономическая роль этих резервов не ограничивается балансировкой платежного баланса, а значительно выходит за его пределы. Поэтому управления ими можно рассматривать как самостоятельный инструмент валютного и денежно-кредитного регулирования.

Золотовалютные  резервы - это запасы иностранных финансовых активов и золота, которые принадлежат государству и находятся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и могут быть реально использованы на регулятивные и другие потребности, имеющие общеэкономическое значение. Эти потребности определяют цели накопления золотовалютных резервов. Основными из них являются: обеспечения страны достаточным запасом международных платежных средств, с тем чтобы государство, его отдельные структуры и негосударственные экономические агенты могли своевременно рассчитаться по своим внешним обязательствам. Это так называемое трансакционные назначения золотовалютных резервов, направленное на обслуживание связей национальной экономики с мировой. В этом назначении они служат запасом ликвидных средств, обеспечивающих платежеспособность страны на мировом рынке; обеспечение государству возможности проводить интервенции на валютном рынке и рынка денег, с тем чтобы поддерживать на нужном уровне на них спрос и предложение и обменный курс национальной валюты. Это так называемое интервенционное назначения резервов, направленное на поддержание внешней и внутренней стоимости национальных денег. Достижение этих целей зависит от достаточности объема золото-валютных резервов и эффективности механизма их использования. В связи с этим возникает ряд проблем с использованием этого регулятивного инструмента: проблема оптимизации объема золотовалютных резервов; проблема интервенционного их использования; проблема размещения резервов и др. L N , ў Е , , 2сягы этих резервов существенно колеблются в разрезе отдельных стран, о чем свидетельствуют данные табл. 6.2. Таблица 6.2 Золотовалютные резервы ИНОСТРАННЫХ СТРАН состоянию на 1 июля 1997, млрд долл. США Развитые страны Всего В том числе в иностранной валюте страны развивающихся Всего В том числе в иностранной валюте Вместе 1023,4 777,2 Итого 895,0 842,4 Япония 229,2 221,1 Китай 127,1 122,8 США 144,3 56,8 Тайвань 94,6 90,0 Германия 112,6 80,8 Сингапур 80,7 80,7 Испания 68,6 63,4 Гонконг 67,6 67,6 Италия 64,5 42,2 Бразилия 57,2 55,8 Швейцария 62,9 35,0 Юж. Корея 34,2 34,0 Франция 56,4 29,0 Таиланд 32,2 31,4 Голландия 36,1 27,1 Индия 30,0 25,7 Норвегия 28,8 28,5 Малайзия 27,4 26,6 Австрия 24,0 20,6 Мексика 23,9 23,8 Как видно из приведенных данных, в середине 1997 г. наибольшие запасы золотовалютных резервов имела Япония. Они в 1,6 раза превышали золотовалютные запасы США и в 2,0 раза - запасы Германии. Такое соотношение не соответствует соотношению экономических потенциалов этих страны: объем ВВП в Японии за 1996 г. был почти в 1,7 раза меньше, чем в США, в 1,9 раза больше, чем в Германии. Еще разительнее отклонения золотовалютных резервов от соотношения объемов внешней торговли указанных стран. Подобная несоответствие имеет место и в группе стран, развиваются. Так, объем золотовалютных резервов Китая в 3,7 раза превышал резервы Южной Кореи. Одновременно объем ВВП Китая за 1996 г. превысил объем ВВП Южной Кореи лишь в 1,4 раза, а объем экспорта - в 1,2 раза. Однако такой разнобой в фактических объемах золотовалютных резервов отдельных стран не означает отсутствия вообще объективных оснований для достоверного определения их размера, адекватного потребностям отдельной страны. Такие основания есть, и определяются они экономическому назначению этих резервов. Потребности в резервах в их трансакционном назначении определяются объемами платежей по внешним обязательствам, связанным с импортом товаров и услуг, обслуживанием внешнего долга государства, экспортом капитала т.д. В условиях высокоразвитых рыночных отношений экономические агенты для выполнения своих внешних обязательств могут самостоятельно формировать резервы из собственных валютных поступлений. При этом трансакционный мотив накопление централизованных резервов определяется прежде всего размером отрицательного сальдо платежного баланса: чем он больше, тем меньшую часть своих внешних обязательств могут погасить экономические агенты за счет собственных валютных поступлений и будут вынуждены обращаться к внешним источников финансирования. Одним из таких источников является заимствования на международных валютных рынках. В странах с глубоко интегрированы в мировую, экономические субъекты имеют свободный доступ к мировому валютному рынка и могут там позаимствовать часть нужных ликвидных средств. По остальными обращаются на внутренний рынок, а через него - к централизованных резервов. В странах же с переходной экономикой, как и в развивающихся, доступ к международным валютным рынкам существенно затруднен. Поэтому спрос здесь на ликвидные ресурсы концентрируется преимущественно на внутренних рынках и потребность в централизованных резервах отношении больше. Не случайно запасы иностранной валюты в развивающихся странах, в 1997 г. были в 1,1 раза больше, чем в развитых странах. определяются: Наличие В частности, Поэтому регулирования. Поэтому в Такие стран. Украина. Литература Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999 Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» от 5 Апрель 2001 Указ Президента Украины «О денежной реформе в Украине» / / Вестник НБУ. - 1996. - № 5. Гальчинский А. С. Теория денег. - М.: Основы. - 2001. Долан Э. Дж, Кэмпбэлл К. Л., Кэмпбэлл Г. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.; Л., 1991. Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина. - М., 1998. Деньги и кредит / Под ред. Б. С. Ивасива. - М., 1999. Мышкин Фредерик С. Экономика денег, банковского дела и финансовых рынков. - М., 1998. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М., 1993. Фридмен М. Количественная теория денег. - М., 1996. Кейнс Дж. М. Трактат о денежной реформе. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1999. Деньги / Под ред. А. А. Чухно. - М., 1997. Савлук М. И. Новая национальная валюта гривна работает на экономику Украины / / Финансы Украины. - 1997. - № 2. Савлук М. И., Сугоняко А. Хватает денег экономике Украины? / / Вестник НБУ. - 1997. - № 4. Савлук М. И. Денежно-кредитная политика Национального банка Украины и оценка ее эффективности / / Вестник НБУ. - 1999. - № 1.             

Просмотров: 282 


Информация о работе Платежный баланс и золотовалютные резервы в механизме валютного регулирования