Платежный баланс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как платежный баланс представляет собой зеркальное отражение экономического состояния страны. В современных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать в международной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансирован платежный баланс. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке платежного баланса страны.
В настоящее время платежный баланс всесторонне изучается специалистами в области международных экономических отношений как источник важнейшей информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталами.

Файлы: 1 файл

Глава 1 (2).docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем снижение цен стимулировало внешний спрос на экспортные товары, что позволило нарастить физические объемы их поставок на 1,3%. В том числе поставки природного газа в физическом измерении выросли на 2,9%, нефтепродуктов - на 9,3%.

Динамика совокупного экспорта в первую очередь стала следствием уменьшения вывоза основных топливно-энергетических товаров, на долю которых в структуре приходилось 68,3%. Объем зарубежных поставок вырос лишь по нефтепродуктам на 7,4%, в то время как экспорт газа снизился на 1,0%, а сырой нефти - на 10,2%.

Экспорт черных и цветных металлов, включая изделия из них, сократился до 9,2 млрд. долларов, или на 5,1%, удельный вес группы уменьшился до 7,5%. Поставки продукции химической промышленности снизились до 6,9 млрд. долларов (5,6% совокупного экспорта). Экспорт продукции машиностроения сокращался опережающими темпами, по сравнению с 1 кварталом 2013 года он упал на 20,3%, до 4,8 млрд. долларов, доля группы в совокупном экспорте уменьшилась до 3,9% (4,8% в 1 квартале 2013 года). Вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства, напротив, вырос на 31,1%, до 4,0 млрд. долларов, что повысило удельный вес товарной группы до 3,3%.

Импорт товаров сложился на уровне 72,4 млрд. долларов (76,6 млрд. долларов в 1 квартале 2013 года). Уменьшение поставок на 5,4% определялось снижением физических объемов ввоза на 7,0% при повышении ввозных контрактных цен на 1,7%. Отрицательная динамика импорта сложилась по преобладающему перечню товарных позиций, в том числе опережающее сокращение демонстрировали товары машиностроения, химические и нефтехимические товары, на долю которых приходится около двух третей импорта.

Ввоз машин, оборудования и транспортных средств снизился в 1 квартале 2014 года на 6,8%, до 31,3 млрд. долларов. В значительной мере это объяснялось сокращением импорта средств наземного транспорта. Удельный вес продукции машиностроения в общем импорте снизился с 47,3 до 46,8%.

Импорт продукции химической и связанных с ней отраслей снизился на 9,0%, до 10,4 млрд. долларов. Локомотивом снижения являлась наиболее крупная позиция - фармацевтическая продукция. Доля товарной группы в совокупном импорте уменьшилась до 15,5% (16,0%).

Положительная динамика ввоза была отмечена по продовольственным товарам, включая сырье для их производства, импорт которых вырос на 1,1%, до 10,0 млрд. долларов, а удельный вес повысился до 15,0% (13,9%).

Дефицит баланса внешней торговли услугами в 1 квартале 2014года незначительно расширился - до 10,7 млрд. долларов.

Экспорт услуг практически не изменился и составил 15,2 млрд. долларов. Проведение в феврале-марте Олимпийских игр в Сочи отразилось на увеличении объема предоставленных нерезидентам телекоммуникационных услуг и услуг в сфере культуры и отдыха, а также на сумме экспорта по статье "поездки". Удельные веса в структуре экспорта прочих, транспортных услуг и поездок составили 53,0%;30,3% и 16,8% соответственно.

Импорт услуг по итогам 1 квартала 2014 года составил 25,9 млрд. долларов (25,7 млрд. долларов в 1 квартале 2013 года). Основной вклад обеспечен услугами по статье "поездки", доля которых выросла до 39,8% (36,7% годом ранее). Удельный вес транспортных и прочих услуг в структуре импорта, напротив, уменьшился и составил 13,7 и 46,4% соответственно.

Баланс первичных доходов по итогам 1 квартала 2014 года сведен с дефицитом в 11,0 млрд. долларов (11,6 млрд. долларов в сопоставимом периоде 2013 года).

Отрицательный баланс оплаты труда в 1 квартале 2014 года несколько снизился относительно уровня соответствующего периода предыдущего года и составил 2,4 млрд. долларов (2,9 млрд. долларов). Выплаты работающим в России менее одного года иностранным гражданам уменьшились до 3,5 млрд. долларов (3,9 млрд. долларов в 1 квартале 2013 года) в результате как падения средней заработной платы мигрантов в долларовом эквиваленте, так и сокращения численности привлеченных в экономику нерезидентов. Сумма, начисленная к получению работающими за рубежом российскими гражданами, увеличилась на 7,8% и превысила 1,0 млрд. долларов.

Дефицит баланса инвестиционных доходов сохранился на уровне базисного периода - 8,7 млрд. долларов. Отрицательное сальдо баланса доходов прочих секторов выросло до 7,8 млрд. долларов (6,9 млрд. долларов в 1 квартале 2013 года) преимущественно за счет возросших сумм начисленных к выплате дивидендов. Дефицит баланса инвестиционных доходов банков сократился на 1,2 млрд. долларов (в 2,6 раза), до 0,8 млрд. долларов, сказался опережающий рост реинвестированных доходов от участия в капитале организаций-нерезидентов по сравнению с аналогичными выплатами со стороны российских банков в пользу иностранных инвесторов. Отрицательный баланс доходов органов государственного управления зафиксирован в сумме 0,5 миллиардов долларов (-0,4 млрд. долларов в 1 квартале 2013 года).

Баланс вторичных доходов сведен с дефицитом в 1,9 млрд. долларов, что на 27,8% больше, чем в 1 квартале 2013 года. В составе суммы, выплаченной в пользу нерезидентов (5,4 млрд. долларов), около двух третей приходилось на личные трансферты. В структуре вторичных доходов к получению, которые составили 3,4 млрд. долларов, наиболее значительными оставались операции, связанные с налоговыми поступлениями в пользу органов государственного управления.

Чистое приобретение финансовых активов (без учета резервных) в 1 квартале 2014 года было почти вдвое меньше, чем годом ранее, - 51,2 млрд. долларов против 99,5 млрд. долларов.

Сальдо операций органов государственного управления было сбалансированным: предоставление новых кредитов по линии государственного сектора в сумме 0,3 млрд. долларов было уравновешено близким по сумме погашением требований (годом ранее чистое приобретение финансовых активов сектором составило 0,6 млрд. долларов).

Частный сектор в 1 квартале 2014 года нарастил иностранные активы на 52,4 млрд. долларов (99,7 млрд. долларов в январе-марте 2013 года).

Внешние активы банковского сектора выросли на 22,1 млрд. долларов (24,7 млрд. долларов в январе-марте 2013 года). Их динамика определялась, в том числе обозначившимся предпочтением резидентов в пользу банковских инструментов, номинированных в иностранной валюте, а также частичным перераспределением иностранных активов прочих секторов в пользу отечественного банковского сектора.

Рост внешних активов банков наряду со снижением их заимствований на международном рынке обусловил повышение роли сектора в качестве чистого экспортера капитала за рубеж: чистая международная инвестиционная позиция банков выросла за 1 квартал 2014 года на 30,4 млрд. долларов, перейдя из области отрицательных в область положительных значений до уровня 19,3 млрд. долларов.

В 1 квартале 2014 года чистый вывоз капитала частным сектором вырос до 48,8 млрд. долларов (28,2 млрд. долларов в январе-марте 2013 года).

Международные резервы РФ на 1 апреля 2014 года составили 486,1 млрд. долларов. С начала года они сократились на 23,5 млрд. долларов, основной вклад внес отрицательный итог операций, учтенных в платежном балансе. В составе положительной переоценки доминировало повышение стоимости монетарного золота.

Стоимость монетарного золота на 1 апреля 2014года составила 43,4 млрд. долларов. В отчетном периоде прирост стоимости золотого запаса на 3,4 млрд. долларов сформировался преимущественно за счет положительной переоценки. С начала года доля золота в международных резервах выросла на 1,1% до 8,9%.

Внешний долг РФ (перед нерезидентами) снизился с начала 2014 года на 13,0 млрд. долларов и на 1 апреля 2014 года составил 715,8 млрд. долларов. В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность выросла на 2,3 млрд. долларов, за счет прочих изменений, включающих курсовую и стоимостную переоценки, - уменьшилась на 15,3 млрд. долларов.

В отчетном периоде внешняя задолженность сократилась у всех секторов. Лидером снижения выступали органы государственного управления и ЦБ, уменьшившие долговое бремя на 8,7 млрд. долларов, до 69,0 млрд. долларов (9,6% совокупного внешнего долга) как за счет операций, так и за счет переоценок. Банки и прочие секторы сократили долг на 4,3 млрд. долларов, до 646,9 млрд. долларов (90,4% совокупного внешнего долга РФ), за счет преобладавшего влияния отрицательной курсовой переоценки.

Внешние долговые обязательства банков с начала 2014 года незначительно уменьшились за счет компенсирующего влияния наращивания задолженности в ходе операций и отрицательной курсовой переоценки. На 1 апреля 2014 года долг сектора составил 214,0 млрд. долларов. Прирост обязательств в ходе операций осуществлялся в основном в форме наращивания ссудно-депозитной задолженности на сумму 1,7 млрд. долларов, а также финансовой поддержки со стороны связанных зарубежных структур (на 0,6 млрд. долларов). Доля внешней задолженности банков в структуре внешнего долга Российской экономики выросла с 29,4 до 29,9%.

Внешняя задолженность прочих секторов уменьшилась на 3,9 млрд. долларов - до 432,8 млрд. долларов за счет кумулятивного влияния как чистого сокращения обязательств в ходе операций, так и за счет отрицательной курсовой переоценки. Нетто-погашение кредитных обязательств, составившее 2,1 млрд. долларов, обусловило уменьшение их объема до 266,3 млрд. долларов. Задолженность перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования сократилась на 1,8 млрд. долларов, до 149,5 млрд. долларов. Удельный вес долга прочих секторов в структуре внешних обязательств экономики составил 60,5%.

В отчетном периоде срочная структура внешнего долга почти не изменилась: на долгосрочную задолженность приходилось 88,5% (633,1 млрд. долларов), удельный вес краткосрочных заимствований составил 11,5% (82,7 млрд. долларов). Опережающее сокращение обязательств, номинированных в рублях, преимущественно в сегменте суверенных инструментов, обусловило снижение доли соответствующей задолженности до 23,2% (166,1 млрд. долларов), удельный вес долга в иностранной валюте соответственно вырос до 76,8% (549,7 млрд. долларов).

По состоянию на конец 1 квартала 2014 года внешний долг РФ в расчете на душу населения увеличился до 5,0 тыс. долларов (4,8 тыс. долларов - на конец 1 квартала 2013 года).

Несмотря на ускорение темпов роста задолженности, индикаторы долговой устойчивости РФ в соответствии с международными критериями на конец отчетного периода оставались умеренными: отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту составило 34,6% (на конец марта 2013 года - 34,1%).

Годовой объем предстоящих платежей по внешнему долгу по состоянию на 1.04.2014 составляет 188,2 млрд. долларов, что на 0,9% больше, чем аналогичный показатель по состоянию на 1.04.2013.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, платежный баланс является важнейшим макроэкономическим отчетом государства. В нем отражена информация о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Платежный баланс служит информацией, необходимой как органам государственной власти для определения внешнеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики, так и самим экономическим агентам, для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Такой макроэкономический отчет государства, как платежный баланс, содержит в себе всю необходимую информацию для оценки экономических отношений страны с остальным миром и определения ее внешней позиции в экономическом мире.

Одной из основных задач макроэкономической политики является избежание значительных отклонений от равновесного состояния платежного баланса, что называют иногда поддержанием внешнего равновесия. Обычно правительство больше беспокоит отрицательное число по счету текущих операций. Чтобы уменьшить или вообще устранить отрицательную величину баланса текущих операций, правительства применяют экономические и административные меры, нацеленные на изменение курса национальной денежной единицы, повышение конкурентоспособности.

Следует отметить, что платежный баланс отражает фактическое состояние платежей. Наряду с ним, составляется расчетный баланс, где отражают не только фактические платежи, но и не оплачиваемые в настоящий момент требования и обязательства данной страны, независимо от сроков наступления платежей.

На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И во избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса.

 В настоящее время  платежный баланс всесторонне  изучается специалистами в области  международных экономических отношений  как источник важнейшей информации, раскрывающей особенности участия  страны в международном обмене  товарами, услугами и капиталами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антипина В.И. Экономическая  теория — М.: Проспект, 2008. С. 239.

2. Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. Учебник. – М.: Образование, 2008. – 726 с.

4. Гатаулин А.М. Экономическая  теория: микро- и макроэкономика. –  М.: Статистика, 2007. – 382 с.

5. Гукасьян Г.М. Экономическая  теория: Учебное пособие для вузов. – М.: Питер, 2007. – 364 с.

6. Добрынин А.И., Тарасевич  Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2008. – 526 с.

7. Кувшлин В.И. Государственное  регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2008.

8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и  политика. – М.: Инфа-М, 2006.

9. Панфилов В. С. Необходимые меры по достижению макроэкономической стабильности // Биржевое обозрение, 2008. № 10 – 11. С. 14 – 16.

10. Петрикова Е. М. Макроэкономический  анализ внешних и внутренних  показателей страны // Финансы, 2009. №6. С. 24 -26.

11. Пчелинцев О.С. Региональная  экономика в системе устойчивого  развития. – М.: Наука, 2004.

12. Самофалова Е.В. Государственное  регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007.

13. Ципин И.С. Стратегия  государственного регулирования  экономики. – М.: МГИУ, 2007.

14. Швандар К. В. Мировой  кризис сквозь призму платежного  баланса и конкурентоспособности // Банковское дело, 2009. №5.  С. 54 – 60.

15. Шишкин С.Н. Государственное  регулирование экономики: предпринимательско - правовой аспект. – М.: Клувер, 2007.

Информация о работе Платежный баланс России