Платежный баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и платежный баланс на определенную дату. Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Платежный баланс на дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показателей, но он отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на определенную дату.

Содержание работы

Платежный и расчетный баланс…………………………………..………3
Банковский процент……………………………………………...…….....10
Задачи и функции центральных банков…………………………...…….14
Список литературы…………………………………………………….…18

Файлы: 1 файл

деньги банки кредит.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Влияние изменений в обменном курсе  на движение капиталов неодинаково. Так, импорт долгосрочного капитала в страну испытывает незначительное отражение на себе изменений обменного курса, в то время как ввоз краткосрочного капитала в страну испытывает существенное влияние со стороны изменений обменного курса.

 

2.Банковский процент

Банковский процент - одна из наиболее развитых в России форм ссудного процента. Он возникает в том случае, когда  одним из субъектов кредитных  отношений выступает банк.

Банк, как и любое кредитное  учреждение, размещает в ссуду, прежде всего, не собственные, а привлеченные средства. Доля дохода, получаемая банком, представляет собой компенсацию  за посредничество, «рисковое объединение» и кредитную оценку. Риск невыполнения обязательств перед банком по его  активам превышает риск невыполнений обязательств перед вкладчиком по пассивам. Таким образом, он принимает на себя риск неплатежей по ссудам. Кроме того, вкладчики допускают более низкую процентную ставку по средствам, передаваемый в банк, с тем, чтобы не заниматься поиском клиентов и оценкой их кредитоспособности.

Уровень банковского процента по пассивным  операциям, помимо общих факторов зависит  от:

• срока и размера привлекаемых ресурсов;

• надежности коммерческого банка;

• прочности взаимоотношений с  клиентом.

Уровень процента на межбанковском  денежном рынке при прочих равных условиях, как правило, превышает  норму депозитного процента, так  как учитывает затраты и интересы кредитного учреждения, предоставляющего ссуду.

К частным факторам, лежащим в  основе определения уровня процента по активным операциям банка, относятся:

• себестоимость ссудного капитала;

• кредитоспособность заемщика;

• цель ссуды;

• характер обеспечения;

• срок и объем предоставляемого кредита.

Верхняя граница процента за кредит определяется рыночными условиями. Нижний предел складывается с учетом затрат банка по привлечению средств  и обеспечению функционирования кредитного учреждения.

При расчете нормы процента в  каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает:

• уровень базовой процентной ставки;

• надбавку за риск с учетом условий  кредитного договора.

Базовая процентная ставка (Пбаз) определяется исходя из ориентировочной себестоимости кредитных вложений и заложенного уровней прибыльности ссудных операций банка на предстоящий период:

Пбаз = С1 +С2 +Пм,

где: С1 - средняя реальная цена всех кредитных ресурсов на планируемый период;

С2 - отношение планируемых расходов по обеспечению функционирования банка к ожидаемому объему продуктивно размещенных средств;

Пм - планируемый уровень прибыльности ссудных операций банка с минимальным  риском.

Средняя реальная цена кредитных ресурсов (C1) определяется по формуле средневзвешенной арифметической исходя из цены отдельного вида ресурсов и его удельного  веса в общей сумме мобилизуемых банком (платных и бесплатных) средств.

Средняя реальная цена отдельных видов  ресурсов определяется на основе рыночной номинальной цены указанных ресурсов и корректировки на норму обязательного  резерва, депонируемого в Центральном  банке РФ.

В частности,где:

С - средняя реальная цена привлекаемых банком срочных депозитов;

П - средний рыночный уровень депозитного процента.

Аналогично определяется средняя  реальная цена по другим источникам средств, по которым предусмотрено отчисление средств в фонд обязательных резервов.

Надбавка за риск дифференцируется в зависимости от следующих критериев:

• кредитоспособности заемщика;

• наличия обеспечения по ссуде;

• срока кредита;

• прочности взаимоотношений клиента  с банком.

Учитывая, что процент по активным операциям банка играет важную роль в формировании доходов, а плата  за привлеченные ресурсы занимает существенное место в составе его расходов, актуальное значение имеет проблема определения процентной маржи (Мфакт), т.е. разницы между средними ставками по активным (Па) и пассивным операциям банка (Пп):

Мфакт = Па - Пп

Основными факторами, влияющими на размер процентной маржи, являются объем  и состав кредитных вложений и  их источников, сроки платежей, характер применяемых процентных ставок и  их движение.

При действующей практике кредитования в нашей стране, как правило, применяются  фиксированные ставки процента, не подлежащие пересмотру до окончания  кредитной сделки. Однако, продвигаясь  по пути создания рыночного механизма, нельзя не учитывать опыт западных стран, где одновременно существует набор процентных ставок, которые, в большинстве случаев, пересматриваются в зависимости от рыночной конъюнктуры и приспосабливаются к ней.

В этих условиях все активы и пассивы  принято делить на четыре категории  в соответствии с быстротой регулирования  процентных платежей и перехода на новый уровень ставок. Существует следующая классификация:

  1. Активы и пассивы, по которым применяется немедленный и полный пересмотр процентных ставок при изменении рыночных условий.
  2. Полное регулирование в течение трех месяцев.
  3. Активы и пассивы, по которым ставки пересматриваются в период, превышающий три месяца.
  4. Активы и пассивы с полностью финансированными ставками.

Взаимодействие этих факторов определяется путем сопоставления первых двух категорий активов (А+B) с аналогичными пассивами с учетом сложившейся рыночной ситуации.

В период, когда процентные ставки растут, для банка более благоприятно соотношение, когда число активов с подвижными процентными ставками превышает соответствующую величину пассивов, в связи с чем увеличивается разрыв в ставках по активным и пассивным операциям - растет процентная маржа.

Напротив, при падении рыночного  уровня процента желательно придерживаться следующего соотношения, когда и  подкреплять активы с фиксированными ставками за счет пассивов, характеризующихся  срочностью пересмотра платежей по процентам.

Для эффективного управления доходом  от ссудных операций определяется и  анализируется минимальная процентная маржа, характеризующая сложившуюся  величину затрат, не покрытых полученными  комиссиями и прочими доходами, на каждый рубль продуктивно размещенных  средств: где:

Pб - расходы по обеспечению функционирования банка (все расходы, кроме сумм начисленных процентов);

Дп - прочие доходы кредитного учреждения (доходы, за исключением поступлений по активным операциям банка); возмещение клиентами почтовых и телеграфных расходов, поступившая плата за услуги, оказанные предприятиям, проценты и комиссии, дополученные за прошлые годы, и востребованные проценты и комиссии, излишне уплаченные клиентам в прошлые годы, прочие доходы;

А - актив баланса банка, приносящий доход на вложенные средства: кредитные вложения, приобретенные ценные бумаги, средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяйственной деятельности, и др.

Приведенные выше подходы используются коммерческими банками при проведении процентной политики по активным и  пассивным операциям.6

 

3.Задачи и функции центральных банков.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому  их деятельность связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

Традиционно перед центральным  банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками  данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается  законом, предоставлять им кредиты  (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

• банкиром правительства, для этого  он должен поддерживать государственные  экономические программы и размещать  государственные ценные бумаги; предоставлять  кредиты и выполнять расчетные  операции для правительства, хранить (официальные) золото - валютные резервы;

• главным расчетным центром  страны, выступая посредником между  другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

• органом регулирования экономики  денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных  банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность  центральному банку держать под  контролем ликвидность кредитных  институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о  Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы  роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже  обращающихся денег.

В качестве банка банков центральный  банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При  этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и  векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными  бумагами, векселями и платежными требованиями.

Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным  банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).

При решении пяти задач центральный  банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится  регулирование денежной массы в  обращении. Это достигается путем  сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных  резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана  контролирующая функция. Центральный  банк получает обширную информацию о  состоянии того или иного банка  при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща  информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта  функция отмечена в законодательном  порядке. Так, Немецкий федеральный  банк обязан давать при необходимости  рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией  о развитии кредитной системы.

В законе о национальном банке большое  значение отводится информационно-исследовательской  функции банка: предполагается, что  банк обязан публиковать свои решения  в специальном приложении к одной  из центральных газет. Например, Австрийский  национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

Центральный банк, имея, анализируя и  публикуя объективную информацию о  ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические  процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной  политики в целом. Принятие решения  о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением  центрального банка основывается на соответствующем экономическом  анализе ситуации в стране, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информация о работе Платежный баланс