Понятие и сущность коммерческого кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Понятие коммерческого кредита дано в ст. 823 ГК РФ. Согласно п. 1 данной статьи «договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом». И можно сказать, что предоставление коммерческого кредита возможно только в рамках основного договора, заключаемого между субъектами хозяйственной деятельности.

Содержание работы

1.Понятие и сущность коммерческого кредита
1.2 История возникновения коммерческого кредита.
2. Понятие и сущность лизингового кредита.
2.1 История возникновения лизингового кредита.
2.2 Лизинговая сделка.

Файлы: 1 файл

Курсовая. Красковская Ю.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  и сущность коммерческого кредита

В узком понимании, коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок сумму основного долга и начисляемые проценты.

В широком смысле, коммерческий кредит – это совокупность однородных экономических отношений, призванных обслуживать воспроизводственную сферу, и выходящих за рамки только коммерческих взаимоотношений продавцов и покупателей. Коммерческий кредит напрямую связан с производством, торговлей, потреблением и продвижением на рынок товаров, работ и услуг.

Понятие коммерческого кредита дано в ст. 823 ГК РФ. Согласно п. 1 данной статьи «договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом». И можно сказать, что предоставление коммерческого кредита возможно только в рамках основного договора, заключаемого между субъектами хозяйственной деятельности.

Коммерческий кредит может предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. При товарной форме коммерческого кредита отсрочка оплаты служит продолжением процесса реализации продукции, ссужается не временно высвободившаяся стоимость, а обычный товар с отсрочкой платежа. При денежной форме его источником выступают денежные средства, временно высвободившиеся из хозяйственного оборота. Важно при этом и то, что при товарном коммерческом кредите собственность на объект передачи переходит от продавца-кредитора к покупателю, при денежной форме собственность на ссуженную стоимость не переходит от кредитора к заемщику, последний получает ее только во временное владение. По-разному осуществляется платность за пользование кредитом. При товарном коммерческом кредите плата за отсрочку платежа входит в стоимость товара. Если коммерческий кредит предоставляется в денежной форме, то плата за пользование ссудой взимается в открытой форме - кроме размера кредита, возвращаемого кредитору, заемщик дополнительно уплачивает ссудный процент.

Виды коммерческого кредита:

• Аванс (частичная оплата)

• Предварительная оплата

• Отсрочка платежа

• Рассрочка платежа

Поставщики товаров, работ, услуг предоставляют коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа, а покупатели - в виде предоплаты и аванса. Случаи коммерческого кредитования по договору купли-продажи, регламентируются статьей 488 ГК РФ "Оплата товара, проданного в кредит" и статьей 489 ГК РФ "Оплата товара в рассрочку".

Если предоставляется коммерческий кредит с отсрочкой или с рассрочкой платежа, то товар, проданный в кредит, с момента его передачи покупателю и до оплаты признается находящимся в залоге у продавца, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Право собственности на товар должно перейти от продавца к покупателю в момент передачи товара. Переданный товар может находиться в залоге у продавца до момента его оплаты (окончания предоставления коммерческого кредита).

Способы предоставления коммерческого кредита:

• Вексельный способ - задолженность по коммерческому кредиту за поставленные товары (работы, услуги) оформляется и подтверждается векселем, выданным покупателем продавцу.

• Открытый счет - при периодических закупках коммерческий кредит предоставляется посредством немедленной отгрузки товара, а оплата производится в установленные сроки после получения счета.

• Скидка покупателю - предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

• Сезонный - коммерческий кредит для формирования необходимых запасов перед пиком сезонных продаж. Позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи.

• Консигнация - платеж производителю осуществляется только при условии реализации товара с трудно прогнозируемым спросом. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки.

Каждый из способов предоставления коммерческого кредита по-своему выгоден и удобен. Данные способы выбираются в зависимости от конкретных рыночных условий.

Преимущества коммерческого кредита:

    • оперативность в предоставлении средств в товарной форме;
    • техническая простота оформления;
    • активный механизм мобилизации свободных товарных ресурсов и их перераспределения;
    • широкие перспективы для предприятий маневрировать оборотным капиталом;
    • возможность финансовой поддержки предприятиями друг друга;
    • воздействие на развитие кредитного рынка.

Недостатки коммерческого кредита:

    • ограниченность по направлениям, во времени, по размерам;
    • иногда вынужденный со стороны поставщика характер отсрочки платежа в связи с трудным финансовым положением;
    • наличие риска для поставщика;
    • сильное влияние со стороны банковской сферы при учете векселей.

Субъектами коммерческого кредита являются:

 

    • предприятие-поставщик (кредитор), которое предоставляет отсрочку платежа за свой товар;
    • предприятие-покупатель (заемщик), которое передает кредитору вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа.

Характерной особенностью коммерческого кредита является то, что он осуществляется предприятиями по их собственному усмотрению и не подчиняется банковской системе. При коммерческом кредите субъекты кредитных отношений регулируют свои хозяйственные связи и могут создавать платежные средства в виде векселей — обязательств должника уплатить кредитору указанную сумму в определенный срок. Вексель является финансовым инструментом коммерческого кредита.

Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров в условиях временного недостатка денежных средств у покупателей.

 

 

Пустить историю Раньше!!!

1.2 История возникновения коммерческого кредита.

На современном этапе кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане. Кредит и кредитные отношения в процессе своего исторического развития прошли несколько последовательных этапов: зарождения, становления и регулирования кредитных отношений.

Значение коммерческих кредитов стало возрастать сразу после первой мировой войны, но лишь после кризиса 1929-1933 гг. эти кредиты стали одним из основных средств финансирования экспорта. При этом, если раньше коммерческие кредиты использовались исключительно для краткосрочного кредитования экспортных поставок, то постепенно сфера их влияния расширилась, их стали применять при финансировании сделок, требующих долгосрочных займов.

Главной целью предоставления коммерческих кредитов в это время было создание благоприятных предпосылок для роста инвестиций за границей. Направление кредита вплоть до начала 50-х гг. было предельно стабильным - от США странам Западной Европы и Японии.

Коммерческие кредитыбыли известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче. Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение коммерческих кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними банков.

 

До конца 50-х гг. коммерческий кредит применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в экспортном кредитовании стран Западной Европы. С конца 50-х и начала 60-х гг. резко возросло значение международного кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей, именно в этот период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредитования, как в целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение «кредитной войны», что отразилось на условиях предоставления кредитов. А изменение последних (как и сам рост объема кредитов) потребовало изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта. Новые сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в эти годы на мировом рынке.

Большое распространение получили коммерческие кредиты, используемые для финансирования экспорта, однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли. Коммерческие кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита (Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

В конце 60-х гг. роль коммерческих кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла, получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней.

В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования внешней торговли все более предпочтительными.

В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализации товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической политики по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности покупателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.

В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удлинению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров, то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней. Откуда!!!

Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торговых звеньях. В последнее время ускоренно развивается торговля потребительскими товарами, которая все больше влияет на торговлю в целом, на производственный процесс и на развитие кардинальных связей между производителями и потребителями. Резко возрос товарооборот между компаниями, входящими в состав одной ТНК.

В 80-е годы одновременно с быстрым развитием государственного прямого банковского кредитования происходит и увеличение объема коммерческого кредитования и связанного с ним косвенного банковского кредита, хотя и гораздо меньшими темпами. Рост мирового внешнеторгового оборота, удлинение времени реализации товаров, увеличение числа посредников, форсирование (в том числе и государством) производства и реализации товаров - все это привело к необходимости для фирм увеличения объема продаж товаров в кредит.

Существует внутренняя противоречивость развития коммерческого кредитования, которая обусловлена тем, что оно, с одной стороны, базируется на движении товаров и определено им, а с другой стороны, является одной из форм кредита вообще и отражает общее состояние его развития.

Коммерческий кредит самым тесным образом связан с банковским - банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.

 

 

 

А где описание векселя, его видов и т д. Где  статистика?????????

2. Понятие и сущность  лизингового кредита.

Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах. Любое определение финансовой аренды является ограниченным и не может учесть всех форм и проявлений этого кредитного-инвестиционного инструмента.

 

В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга [13].

Информация о работе Понятие и сущность коммерческого кредита