Порядок управления правовыми рисками коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Риск является неотъемлемой характеристикой любого вида предпринимательской деятельности, и банковская сфера не является исключением. Напротив, учитывая посредническую функцию банков, можно говорить о высокой подверженности банковского дела разнообразным рискам.
Как показывает зарубежная и отечественная практика банковского дела, без тщательного анализа своей деятельности и всех влияющих на нее факторов ни одному банку нельзя достичь финансовой устойчивости как в текущем, так и в стратегических периодах.

Файлы: 1 файл

контрольная УБР.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: «Управление банковскими рисками»

на тему:

«Порядок управления правовыми рисками коммерческих банков (Письмо ЦБ РФ № 92-Т)»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы ФКЗд/611-1

Селиванова  М.Ю.

Работу проверила

Лужнова Л.А.

 

 

Москва, 2012

Порядок управления правовыми рисками коммерческих банков (Письмо ЦБ РФ № 92-Т)

 

Риск является неотъемлемой характеристикой любого вида предпринимательской деятельности, и банковская сфера не является исключением. Напротив, учитывая посредническую функцию банков, можно говорить о высокой подверженности банковского дела разнообразным рискам.

Как показывает зарубежная и отечественная практика банковского дела, без тщательного  анализа своей деятельности и всех влияющих на нее факторов ни одному банку нельзя достичь финансовой устойчивости как в текущем, так и в стратегических периодах.

Правовой  риск  -  риск  возникновения  у кредитной  организации убытков   вследствие   влияния  различных факторов. Возникновение  правового  риска  может  быть  обусловлено  как внутренними, так и внешними факторами.

К внутренним факторам относятся:

  • несоблюдение    кредитной  организацией  законодательства  Российской

Федерации,  в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и  идентификации  выгодоприобретателей  (лиц,  к  выгоде которых действуют клиенты), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

  • несоответствие    внутренних    документов    кредитной   организации

законодательству  Российской  Федерации,  а  также неспособность кредитной

организации    своевременно   приводить  свою  деятельность  и  внутренние

документы в  соответствие с изменениями законодательства;

  • неэффективная  организация  правовой  работы,  приводящая  к правовым

ошибкам  в  деятельности кредитной организации  вследствие действий служащих или органов  управления кредитной организации;

  • нарушение кредитной организацией условий договоров;
  • недостаточная проработка кредитной организацией правовых вопросов при разработке  и  внедрении  новых технологий и условий проведения банковских операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий.

К внешним факторам возникновения  правового риска относятся:

  • несовершенство  правовой  системы  (отсутствие достаточного правового

регулирования, противоречивость законодательства Российской Федерации, его подверженность  изменениям,  невозможность  решения отдельных  вопросов путем переговоров и  как результат  -  обращение  кредитной  организации  в  судебные органы для их урегулирования;

  • нарушения  клиентами  и  контрагентами  кредитной организации условий договоров;
  • нахождение  кредитной  организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств.

Управление  правовым  риском  осуществляется в целях уменьшения

(исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов.

 
Основными задачами создания системы управления правовым риском являются: 
- организация управления правовым риском на единой основе; 
- вовлечение в процедуры управления правовым риском всех подразделений и служащих, которые могут предотвратить его возникновение; 
- установление единых принципов выявления, оценки и контроля правового риска, необходимых и достаточных для соблюдения интересов Банка в правовой сфере. 
 
Основными базовыми принципами организации системы управления правовым риском являются: 
- определение порядка выявления, оценки, определения приемлемого уровня (уровня, не угрожающего финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков) правового риска и мониторинга за уровнем правового риска; 
- разработка комплекса мер по поддержанию приемлемого уровня правового риска; 
- регламентация порядка информационного обеспечения по вопросам правового риска (порядок обмена информацией между подразделениями и служащими, порядок и периодичность представления отчетной и иной информации по вопросам управления правовым риском и так далее); 
- определение порядка управления правовым риском при осуществлении дистанционного банковского обслуживания, включая интернет-банкинг; 
- распределение полномочий и ответственности между Наблюдательным советом, исполнительными органами, подразделениями и служащими в части реализации основных принципов управления правовым риском; 
- установление порядка осуществления контроля за эффективностью управления правовым риском. 
 
С учетом принципов, Банк применяет такие способы (методы) минимизации уровня правового риска, как: 
- стандартизация банковских операций и других сделок (порядки, процедуры, технологии осуществления операций и сделок, заключения договоров); 
- установление внутреннего порядка согласования Юридическим отделом заключаемых Банком договоров и проводимых банковских операций и других сделок, отличных от стандартизированных; 
- мониторинг на постоянной основе изменений законодательства; 
- координация действий по выявлению, классификации и оценке правового риска; 
- подчинение Юридического отдела Банка единоличному исполнительному органу; 
- обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательству; 
- создание резервов под возможные потери; 
- страхование правовых рисков, в том числе страхование риска потери права собственности.

 При  этом  в  целях проведения эффективного анализа и принятия мер по

минимизации  правового  риска рекомендуется  в соответствии с направлениями

деятельности  кредитной организации создавать  аналитическую базу данных об

убытках  кредитной  организации  от правового риска, отражающую сведения о

размере  убытков,  причинах их возникновения  и методах возмещения, а также

сведения  о факторах увеличения правового  риска. Целесообразно формирование указанной базы    данных  в сочетании с другими банковскими рисками (например, операционным,  кредитным,  ликвидности), с использованием данных об    аналогичных    убытках   в  других  кредитных или  иных  финансовых организациях.

   
Система управления правовым риском организуется Банком на трех этапах: 
- предварительном; 
- текущем; 
- последующем. 
Предварительный этап представляет собой систему административных, организационных и финансовых мер по недопущению возникновения правового риска до момента вступления Банка в договорные отношения. Эта система включает также комплекс мер по недопущению правонарушений со стороны служащих Банка. 
Текущий этап состоит из выявления, анализа и оценки возникающих рисков, а также текущего мониторинга состояния уровня правового риска. 
Последующий этап состоит из анализа недостатков в организации системы, которые привели к возникновению рисков, рекомендаций по ее оптимизации и контроля за ее эффективностью. 
 
В  целях  обеспечения эффективного управления правовым риском кредитной  организации рекомендуется:

  • устанавливать    порядок    внесения    соответствующих  изменений  в

учредительные,   внутренние  документы  кредитной  организации  в  случаях

изменения законодательства Российской Федерации;

  • принимать   своевременные  меры  по  устранению  нарушений кредитной

организацией  законодательства Российской Федерации, стран местонахождения зарубежных  филиалов,  дочерних и зависимых организаций, в том числе путем внесения соответствующих изменений и дополнений во внутренние документы;

  • установить периодичность предоставления отчетов по вопросам правового риска;
  • при  разработке  и внедрении новых технологий и условий осуществления

банковских    операций  и  других  сделок учитывать    положения учредительных  документов  кредитной организации,  требования законодательства  Российской  Федерации  и стран местонахождения зарубежных  филиалов  кредитной  организации,  дочерних и зависимых организаций;

  • осуществлять эффективные программы подготовки служащих и выделять для этого необходимые ресурсы;
  • разработать    порядок    контроля    за    соблюдением  структурными

подразделениями,    служащими    законодательства   Российской  Федерации,

учредительных и внутренних документов кредитной  организации;

  • осуществлять    оценку   правового  риска  по  основным  направлениям

деятельности  с периодичностью и в соответствии с критериями, определяемыми кредитной организацией;

  • определить  наиболее  значимые  для  кредитной организации (например,

исходя  из  величины возможных убытков) типы или виды сделок и разработать

для них стандартные (типовые) формы  договоров;

  • установить    порядок    рассмотрения  договоров,  не  относящихся к

стандартным;

  • возложить  на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правового риска;
  • установить    контроль    за    соответствием  документации,  которой

оформляются    банковские   операции  и  другие  сделки,  законодательству

Российской  Федерации.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»
  2. Управление банковскими рисками / под ред. Зверев О.А., Носов А.М. - М.: МБИ, 2011
  3. Банковские риски / под ред. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. - М.:

КноРус,    2010

  1. www.cbr.ru

Информация о работе Порядок управления правовыми рисками коммерческих банков