Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ современного состояния и проблем в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность потребительского кредита;
изучить основные формы и виды потребительского кредита;
рассмотреть современное состояние, проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в КР.
Введение …………………………………………………………….
1. Понятие и сущность потребительского кредита……………....
2. Классификация потребительского кредита…………………….
3. Проблемы и перспективы развития потребительского
кредита в РФ………………………………………………………
Заключение……..……………………………………………………..
Список использованных источников………………………………..
По целевой направленности ссуд:
По срокам кредитования:
К краткосрочным
ссудам относится «экспресс-кредит».
Он выдается с 1997г. под заклад ценных
бумаг (сберегательных сертификатов, векселей
и акций Сбербанка России, облигаций
государственного сберегательного
займа, облигаций внутреннего
Достоинство «экспресс-кредита» под заклад ценных бумаг в том, что:
К среднесрочным кредитам относятся ссуды на неотложные нужды. Этот кредит может быть предоставлен на срок до 5 лет гражданам, имеющим самостоятельный источник дохода (в том числе и пенсионерам), отделением Сбербанка России по месту их жительства. Он предоставляется на различные цели потребительского характера, например: приобретение транспортных средств, дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.
Обязательным условием получения такого кредита является:
К долгосрочным кредитам относятся: ссуды на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости; образовательный кредит; ипотечное кредитование.
По методу погашения различают ссуды:
Кредиты без рассрочки платежа имеют важную особенность: по таким кредитам погашение задолженности по ссуде и процентов осуществляется единовременно.
Ссуды с рассрочкой платежа включают:
При выдаче ссуды с рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма ссуды списывается частями на протяжении периода действия договора. Подобный порядок погашения ссуды не столь обременителен для заемщика, как при единственной оплате долга. Для банка также выгоднее, чтобы ссуда погашалась периодически в течение всего периода действия договора, так как это ускоряет оборачиваемость кредита и высвобождает кредитные ресурсы для новых вложений, повышая, таким образом его ликвидность. Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму прямого или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в последующем получает ссуду в банке.
В нашей
стране в последние годы активно
развивается кредитование населения
через торговые организации. Покупатели
нередко приобретают
Прямое банковское кредитование выгодно отличается от косвенного простотой организации кредитного процесса, что позволяет выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды, организовать действенный контроль за ее использованием и погашениeм. Однако к негативным факторам, связанным с прямым банковским кредитованием, обычно относят более высокий уровень риска, чем при косвенном банковском кредите.
Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения позволяет банку сократить влияние рисков, поскольку ссуды, предоставляемые, например, юридическим лицам, позволяют с большей степенью достоверности определить кредитоспособность юридического лица, возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения ссуды.
В целом представленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает всех возможных критериев классификации, поэтому ее можно продолжить в зависимости от других признаков.
В настоящее время в нашей стране наблюдается стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что многие кредитные организации всячески стараются утаивать от потенциального заемщика реальную стоимость кредита на стадии оформления кредитной заявки. Банки, рекламируя свои кредитные продукты, умалчивают или не полностью раскрывают информацию о реальных размерах процентных ставок, взимаемых за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных выплатах по кредиту.
Статистические
данные говорят о том, что большинство
наших соотечественников
Если
заемщик попытается внимательно
ознакомиться с текстом кредитного
договора, то сможет обнаружить в нем
напечатанные мелким шрифтом соответствующие
пункты, на которые не обратили внимание
клиента представители банка
при оформлении кредита. Можно смело
сказать, что сокрытие реальной стоимости
кредита путем утаивания
Таким образом,
одной из важнейших проблем
Вместо
того чтобы оформлять экспресс-
Многие
кредитные учреждения знакомят своих
клиентов с подробностями кредитного
договора лишь после оформления кредита.
Такие клиенты вряд ли повторно воспользуются
низким процентом и возможностью
быстрого оформления кредита. Данное явление,
естественно, подрывает доверие
населения к кредитным
Для исчерпывающего объективного анализа необходимо выполнять дополнительные математические расчеты, т.к. в настоящее время процентная ставка по кредиту, объявленная в рекламе, теряет роль ориентира для потенциальных заемщиков. В результате банки оставляют клиентов наедине с агрессивной рекламой потребительского кредитования, в которой не может оперативно разобраться человек, не обладающий большим количеством свободного времени и хорошими математическими способностями.
Кроме того,
не менее важной проблемой является
то, что на рынке кредитования физических
лиц в настоящее время
Пока
коммерческие банки имеют возможность
диктовать потребителю свои условия
и устанавливать высокие
Еще одной
очень важной проблемой потребительского
кредитования является рост доли невозврата
кредитов. Уже сейчас только по официальной
статистике доля проблемных кредитов
в портфелях банков в среднем
составляет 1,3%. По неофициальным же
данным реальный уровень проблемной
задолженности в некоторых
Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в том, что совершенствование методов и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно растущего рынка. Поэтому банки зачастую выбирают следующий «способ работы» с проблемными долгами — существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам.
В настоящее время, все большей популярностью пользуется разновидность потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.
Страхуя
риски, банки вводят дополнительные
условия – страхование залогов
(автотранспорта). Это в свою очередь
дополнительными расходами
Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему, дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.
В отличие от классического потребительского кредитования, где в основном кредиты выдаются в рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%.
Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.
На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее время средний дисконт с торговой организации вышел на уровень 1,5-2,5%. Это связано с тем, что, борясь за клиентов, банки начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети «первого» порядка заставляют банки платить им.
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.
К положительным можно отнести:
Тем не менее,
комплексная реализация программ потребительского
кредитования несет для экономики
страны больше положительных тенденций,
нежели отрицательных. Однако, сохранение
потребительского кредитования в тех
формах, которые оно носит сейчас
весьма проблематично. Следующим этапом
(который начал
Информация о работе Потребительский кредит, проблемы и перспективы