Правовое положение кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение особого правового положения кредитных организаций.
Исходя из цели поставлены задачи:
1) определить понятие кредитной организации, установить ее признаки
2) установить отличия регистрации кредитной организации;
3) установить отличия реорганизации, ликвидации и банкротства кредитной организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, признаки и виды кредитных организации 4
2. Особенности государственной регистрации кредитных организаций 7
3. Особенности реорганизации и ликвидации кредитных организаций 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование банковской деятельности - Правовое положение кредитных организаций.docx

— 28.15 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Оглавление 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие, признаки и  виды кредитных организации 4

2. Особенности государственной  регистрации кредитных организаций 7

3. Особенности реорганизации  и ликвидации кредитных организаций 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Список использованных источников 14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковское  право регулирует общественные отношения, которые затрагивают жизненно важные интересы людей. От того, насколько правильно организованы банковская система и банковская деятельность, зависят все или почти все экономические успехи и неудачи в развитии общества.

Законодателем всегда уделялось и в настоящее время также уделяется отдельное внимание правовому регулированию отношений, связанных с осуществлением деятельности кредитных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что банковская система государства находится в теснейшей связи как с национальной, так и с мировой экономикой.

Актуальность  изучения особого правового положения кредитных организаций обусловлена особым статусом кредитных организаций, отличающих их от других предпринимателей.

Целью данной контрольной работы является изучение особого правового положения  кредитных организаций. Исходя из цели поставлены задачи:

1) определить  понятие кредитной организации,  установить ее признаки

2) установить  отличия регистрации кредитьной  организации;

3) установить  отличия реорганизации, ликвидации  и банкротства кредитной организации.

 

1. Понятие, признаки  и виды кредитных организации

 

Правовой  статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права:

- в общих  аспектах, как правовой статус  субъекта предпринимательской деятельности - нормами конституционного права;

- непосредственно,  как правовой статус субъекта  гражданско-правовых отношений - нормами гражданского права;

- как правовой  статус субъекта банковских отношений,  то есть субъект взаимоотношений  с Банком России, по поводу  соблюдения и исполнения

- правил проведения  банковских операций - нормами банковского  права.1

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2012) "О банках и банковской деятельности" дает легальное определение кредитной организации. Согласто статьи 1, указанного закона, кредитная организация это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из определения  следует, что кредитная организация  представляет собой хозяйственное  общество, предусмотренное статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012), однако обладающая определенными признаками, позволяющими выделить ее из числа всех остальных хозяйственных обществ.

Анализируя  понятие кредитной организации  и положения ФЗ "О банках и банковской деятельности" можно установить особенные признаки кредитной организации, отличающие ее от других хозяйственных обществ. К ним относятся:

1) специальная правоспособность действует на основании лицензии, выданой Банком России (пункт 1 статья 49 ГК РФ). Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. в работе «Банковское право Российской Федерации. Общая часть.» отмечают, что в отношении кредитных ораганизаций следует применить термин исключительная правоспособность. Исключительная правоспособность, решающим компонентом которой является общий запрет, непосредственно соотносится с необходимостью высокой упорядоченности общественных отношений в соответствующих сферах предпринимательства, организованности осуществления исключительных видов деятельности и вытекающей отсюда социальной ответственности.2

2) исключительное право осуществлять банковские операции (статья 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности");

3) наименование кредитной организации. Оно должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация" (статья 7 ФЗ "О банках и банковской деятельности");

4) устав кредитной организации. Требования к содержанию которого предусмотрены статьей 10 ФЗ "О банках и банковской деятельности";

5) уставный капитал кредитной организации. Статьей 11 ФЗ "О банках и банковской деятельности" установлен минимальный размер и порядок формирования уставного капитала кредитной организации.

Статья 1 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет следующие виды кредитных организаций:

1) Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

2) Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, указанные в пунктах 3,4,5 и 9 сатьи 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" или установленные Банком России.

3) Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

 

2. Особенности  государственной регистрации кредитных  организаций

 

Кредитная организация  – юридическое лицо. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Как уже отмечалось, кредитная организация как юридическое  лицо считается созданной со дня  внесения соответствующей записи в  Единый государственный реестр юридических  лиц (п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса  РФ).3

В соответствии со статьей 12 ФЗ ФЗ "О банках и банковской деятельности" решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России в соответствиис инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 09.12.2011) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2010 N 16965). Такое решение направляется для исполнения в регистрирующий орган (в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

Согласно  части 2 статьи 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности" принятие решения о государственной регистрации кредитной организации или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех необходимых документов (их перечень дан в статье 14 ФЗ "О банках и банковской деятельности").

Так как принятие решения о государственной регистрации и его исполнение осуществляется разными органами (Банк России и орган ФНС), то решение о выдачи соответствующей лицензии принимается после исполнения решения о государственной регистрации. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Помимо особого  порядка государственной регистрации  ФЗ "О банках и банковской деятельности" устанавливает особые требования к минимальному капиталу кредитной организации. Для банка - 180 миллионов рублей, для небанковской кредитной организации в зависимости от объема лицензии 90 или 18 миллионов рублей.

Следует отметить, что банк получивший лицензию становиться субъектом обязательного страхования вкладов предусмотренного Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В соответствии со статья 6 указанного закона участие банков в системе страхования вкладовявляется обязательным.

 

3. Особенности  реорганизации и ликвидации кредитных организаций

 

Статья 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" определяет порядок  ликвидации или реорганизации кредитной  организации.

Ликвидация  или реорганизация кредитной  организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований ФЗ «О страховании вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации»  При этом государственная  регистрация кредитной организации  в связи с ее ликвидацией и  государственная регистрация кредитной  организации, создаваемой путем  ее реорганизации, осуществляются в  порядке, предусмотренном Федеральным  законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и  документы, необходимые для осуществления  государственной регистрации кредитной  организации в связи с ее ликвидацией  и государственной регистрации  кредитной организации, создаваемой  путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных  сведений и документов, а также  порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной  регистрации кредитной организации  в связи с ее ликвидацией или  государственной регистрации кредитной  организации, создаваемой путем  ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и  документы, необходимые для осуществления  данным органом функций по ведению  единого государственного реестра  юридических лиц.

На основании  указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых  сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение  пяти рабочих дней со дня получения  необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Государственная регистрация кредитной организации  в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня  представления в Банк России всех оформленных в установленном  порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию  кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания  для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные  Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

По сути, определение  несостоятельности (банкротства) кредитной  организации представляет собой  дублирование норм общего законодательства, регулирующего отношения, возникающие  при неспособности должника удовлетворить  в полном объеме требования кредиторов.4

Основная  особенность процедур банкротства  кредитных организаций заключается  в дифференциации механизма банкротства, процедур признания несостоятельности кредитной организации.

Процедура банкродства (несостоятельности) кредитной организации  установлена Федеральным законо от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом ее неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 ФЗ от 25. 02. 1999 № 40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Огромное  значение на практике имеют следующие  процедуры банкротства в отношении  кредитных организаций. Полномочные  органы в структуре Банка России вправе направить в кредитную  организацию требование об осуществлении  кредитной организацией мероприятий  по ее финансовому оздоровлению, а  также требование о реорганизации  кредитной организации, в том  числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий  по реорганизации.

Банк России вправе требовать от кредитной организации  разработки и осуществления плана  мер по ее финансовому оздоровлению.

В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона о  несостоятельности при возникновении  хотя бы одного из оснований, предусмотренных  подп.1-3 п.1 ст.17 Федерального закона, Банк России вправе требовать реорганизации  кредитной организации.

Требование  о реорганизации не направляется при установлении хотя бы одного основания  для отзыва лицензии на осуществление  банковских операций, предусмотренных  ч.2 ст.20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При  наличии данных основания Банк России обязан отозвать лицензию у кредитной  организации.

Кредитная организация  обязана разработать и представить  в территориальное учреждение Банка  России план мер или план мероприятий  по реорганизации в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения  соответствующего требования Банка  России.

Статья 5. ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» излагает процедуры в  деле о банкротстве кредитной  организации.

1. При рассмотрении  арбитражным судом дела о банкротстве  кредитной организации (далее  также - дело о банкротстве)  применяется конкурсное производство.

Информация о работе Правовое положение кредитных организаций