Проблемы формирования и деятельности фондовой биржи в условиях переходной экономики в Республике Казахстан
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:05, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является рассмотрение проблем формирования фондовых бирж в Республике Казахстан. Задачи: 1. рассмотреть основные этапы развития фондового рынка в РК; 2. определить сущность и цели фондовой биржи; 3. выявить основные проблемы формирования фондовых бирж в РК.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………..... 3 1. Фондовая Биржа – вторичный рынок ценных бумаг 1.1 . Сущность и цели фондовой биржи……………………………. 5 1.2 . Функции и задачи фондовой биржи……………………………7 1.3 . Сущность и виды ценных бумаг………………………………. 8 2. Особенности становления Казахстанской фондовой биржи 2.1 . Основные этапы развития фондового рынка Казахстана... 13 2.2 . Проблемы формирования фондовых бирж в Республике Казахстан……………………………………………………….... 16 2.3 . Пути совершенствования функционирования фондовой биржи в Республике Казахстан………………………………... 18 Заключение…………………………………………………………………..... 21 Список используемой литературы
В 1994г. была создана Национальная
комиссия Республики Казахстан по ценным
бумагам (НКЦБ), которой были переданы
функции по государственному регулированию
фондового рынка республики.
Профессиональными участниками
рынка ценных бумаг в 1997г. был учрежден
Центральный депозитарий РК, с созданием
которого было завершено построение базовой
институциональной и технической инфраструктуры,
соответствующей основным мировым требованиям
и обеспечивающей надежное исполнение
сделок. [5, стр.40]
15 ноября 1993 года в Казахстане
была введена национальная валюта
- тенге. На второй день после
этого события - 17 ноября 1993 года - Национальный
Банк Республики Казахстан и
двадцать три ведущих казахстанских
коммерческих банка приняли решение
создать валютную биржу. Существовавший
до этого Центр проведения
межбанковских валютных операций
(Валютная биржа) являлся структурным
подразделением Национального Банка.
Основной задачей, поставленной
перед новой биржей, являлись
организация и развитие национального
валютного рынка в связи с
введением тенге. Как юридическое
лицо биржа была зарегистрирована
30 декабря 1993 года под наименованием
"Казахская Межбанковская Валютная
Биржа" в организационно-правовой форме
акционерного общества закрытого типа.
Так была образована существующая
в настоящее время Казахстанская фондовая
биржа, а 17 ноября стало ее днем рождения.
03 марта 1994 года биржа
была перерегистрирована под
наименованием "Казахстанская Межбанковская
Валютная Биржа", что объяснялось
необходимостью приведения наименования
биржи в соответствие с действовавшим
законодательством.
В течение первых двух лет существования
биржа занималась организацией торгов
только иностранными валютами.
02 октября 1995 года биржа
получила лицензию №1 на осуществление
биржевой деятельности на рынке
ценных бумаг, однако действие
этой лицензии ограничивалось
правом организации торгов только
государственными ценными бумагами.
Впервые торги государственными
ценными бумагами были проведены
на бирже 14 ноября 1995 года. В то
время в силу различных причин
биржевой сегмент рынка долговых
обязательств государства занимал
небольшую долю, торги государственными
облигациями имели эпизодический
нерегулярный характер, и через
год – 20 сентября 1996 года биржа
была вынуждена остановить торги
этими ценными бумагами. В 1997 году
торги государственными ценными
бумагами не проводились вообще.
Активизация биржевого рынка
долговых обязательств государства
началась лишь в 1998 году – после
запуска в Казахстане накопительной
пенсионной системы.
12 апреля 1996 года биржа
была перерегистрирована под
наименованием "Казахстанская фондовая
биржа", а 13 ноября этого же
года получила неограниченную
лицензию Национальной комиссии
Республики Казахстан по ценным
бумагам на организацию торгов
ценными бумагами.
Параллельно усилиям, которые
предпринимались в направлении развития
организованного рынка ценных бумаг, биржей
проводилась работы по развитию срочного
рынка. В начале 1996 года была проведена
работа по созданию нормативной базы,
регулирующей биржевой рынок срочных
контрактов, и в мае этого года состоялось
открытие рынка валютных фьючерсов. К
сожалению, первая попытка открытия данного
рынка оказалась в то время нежизнеспособной,
и торги срочными контрактами были остановлены
в феврале 1998 года. И только в марте 1999
года удалось восстановить данный сектор
рынка.
Так как новый закон Республики
Казахстан "О рынке ценных бумаг"
от 05 марта 1997 года ограничивал деятельность
фондовой биржи только ценными бумагами,
общее собрание акционеров биржи в апреле
1997 года приняло решение о ее реорганизации
путем выделения в отдельное юридическое
лицо ЗАО "Алматинская биржа финансовых
инструментов" (AFINEX), которое было зарегистрировано
30 июля 1997 года.
1998 год был отмечен
восстановлением биржевого рынка
государственных ценных бумаг, произошедшим
за счет появления новой группы
профессиональных участников рынка ценных
бумаг – компаний по управлению пенсионными
активами, которые в силу требований законодательства
обязаны оперировать только на организованном
фондовом рынке.
С 1999 года началось развитие
биржевого рынка корпоративных облигаций,
первые из которых были включены в официальный
список биржи 01 февраля этого года. 1999
год отмечен также запуском с 05 июля биржевого
сектора операций репо по государственным
ценным бумагам и проведением 07 июля первого
аукциона по размещению муниципальных
облигаций.
Со вступлением в силу закона
Республики Казахстан "О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам
акционерных обществ" от 10 июля 1998 года
был устранен запрет на организацию фондовой
биржей торгов иностранными валютами
и другими, помимо ценных бумаг, финансовыми
инструментами, что дало возможность присоединить
AFINEX к Казахстанской фондовой бирже. Решение
об этом было принято общим собранием
акционеров 06 января 1999 года, а 16 марта
этого года была произведена соответствующая
государственная перерегистрация воссоединенной
биржи.
К концу 1996г. на рынке ценных
бумаг Казахстана определились три ведущие
и конкурирующие между собой фондовые
биржи.
В настоящее время единственной
в республике фондовой биржей является
ЗАО «Казахстанская фондовая биржа». Летом
1998г. Казахстанская фондовая биржа запустила
в эксплуатацию нелистинговую (котировочную)
торговую площадку, что, по сути, разрешило
проблему создания в Казахстане внебиржевой
котировочной системы. В этом же году появились
8 компаний по управлению пенсионными
активами (КУПА), что способствовало превращению
накопительных пенсионных фондов в одного
из крупнейших институциональных инвесторов
на казахстанском рынке ценных бумаг.
В 1999г. на казахстанском фондовом
рынке появились муниципальные облигации,
а в ноябре это го же года - первые иностранные
ценные бумаги.
Год 2000-ый для казахстанского
фондового рынка стал периодом высокой
эмиссионной активности организаций -
эмитентов негосударственных облигаций.
В июле 2001г. НКЦБ прекратила
свою деятельность, ее функции и полномочия
были переданы Национальному банку РК.
Общий анализ становления и
развития казахстанского фондового рынка
позволяет отметить высокие темпы реформирования
национальной финансово-кредитной системы.
В Казахстане создана система гарантирования
банковских вкладов, осуществлено досрочное
погашение долга Всемирному банку по линии
Национального банка РК, осуществляется
государственная компенсация вкладчикам
банков и пенсионных фондов курсовых потерь
вследствие девальвации национальной
валюты.
Сегодня биржа представляет
собой универсальный финансовый рынок,
который условно можно разделить на четыре
основных сектора: рынок иностранных валют,
рынок государственных ценных бумаг, в
том числе международных ценных бумаг
Республики Казахстан, рынок акций и корпоративных
облигаций, рынок деривативов. [6]
Проблемы формирования
фондовых бирж в Республике Казахстан
Казахстанские фондовые биржи
по своему развитию еще очень сильно отстают
от крупнейших фондовых бирж развитых
стран. В 1999 году наблюдалось существенное
увеличение биржевого оборота. «Среди
сделок с ценными бумагами преобладают
сделки с ГКО (30% от общего количества проданных
бумаг)»[7, стр.5].
В настоящее время стоит вопрос
об укрупнении казахстанских бирж, создании
такой системы, в которой все операций,
происходящие через биржу, были бы безрисковые
для клиентов. Ведь дальнейшие перспективы
казахстанского рынка ценных бумаг во
многом зависят от степени развития фондовых
бирж в нашей стране. А для этого необходимо
устранить ряд первоочередных проблем.
Республика Казахстан на данный
момент находится в положении страны с
невысоким инвестиционным уровнем. Поэтому
главной задачей страны является достижение
роста экономики, а это позволит увеличить
объемы вложений в ценные бумаги. Необходимо
расширить инфраструктуру фондового рынка:
возродить фондовые биржи и создать внебиржевые
организационные системы.
Успех деятельности на фондовой
бирже во многом зависит от оперативности
получения финансовой информации. А в
настоящее время на биржах Республике
Казахстан информация об эмитентах и их
ценных бумагах раскрывается недостаточно
полно. Особенности национального фондового
рынка в решающей мере зависит от его мощности
как своеобразного генератора информации.
«Согласно классического определения
Юджина Фамы «эффективный фондовый рынок»
- это рынок перспективный в переработке
информации. Информационная эффективность
казахстанского фондового рынка на три
порядка ниже американского. [5, стр.37]
В будущем необходимо повысить
уровень организации фондовых бирж, создать
прекрасно действующую систему защиты
инвесторов от мошенничества, усовершенствовать
государственное регулирование фондовой
биржи, расширить связи с фондовыми биржами
развитых стран.
Только при решении этих проблем
казахстанский фондовый рынок может стать
тем, чем он является во всем цивилизованном
мире, - инструментом для перелива капитала
из финансовой сферы в промышленную.
Анализ мировых тенденций развития
рынка ценных бумаг страдал бы излишней
абстракцией, если не попытаться оценить
мировой опыт с точки зрения его использования
в Республике Казахстан.
В настоящее время рынок ценных
бумаг переживает неблагоприятный период.
Это было вызвано целым комплексом как
объективных, так и субъективных факторов.
В Республике Казахстан продолжают функционировать
многие биржи и организаторы торгов, будущее
которых в настоящее время является весьма
туманным.
В отличие от рынка ценных бумаг,
который в том или ином виде будет в Республике
Казахстан сохранен, судьба организаторов
торгов может сказаться более драматичной.
Если существующие институты не смогут
выжить до периода оживления рынка, или
им не будет сказана поддержка (причем
под поддержкой мы понимаем не только
и не столько собственно их финансирование),
то в будущем казахстанский рынок ценных
бумаг может перейти под контроль иностранных
бирж и организаторов торгов. Тем более
что уже сегодня ими предпринимаются весьма
активные шаги в этом направлении «(так,
в Вене создана биржа, которая будет специализироваться
на организации рынков акций восточноевропейских
эмитентов, включая Казахстан; уже сейчас
депозитарные расписки на акции казахстанских
эмитентов торгуются в Нью-Йорке, Лондоне,
Берлине)». [8, стр.137]
Рассматривая проблему развития
казахстанского фондового рынка, следует
выделить ее составные части – политику
самих бирж и политику государственных
органов, регулирующих рынок ценных бумаг.
Политика бирж. В Республике
Казахстан развитие фондовых бирж с точки
зрения их рынков и технологической цепи
происходило в двух направлениях - создание,
во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых,
универсальных институтов, формирующих
рынки различных финансовых инструментов
и валюты, обеспечивающих также участников
полным набором услуг - от организации
торгов до осуществления клиринга и обеспечения
расчетов, как по ценным бумагам, так и
по денежным средствам.
Примером первого направления
является ЗАО «Центральный депозитарий
ценных бумаг», второго - Акционерное общество
«Казахстанская фондовая биржа».
Сохраняются различия в организационно-правовой
форме организаторов торгов. В соответствии
с действующим законодательством Республики
Казахстан и принципами государственного
регулирования наложены жесткие ограничения
на организационно-правовую форму отдельных
видов профессиональных участников рынка
ценных бумаг.
Что касается технологического
аспекта, то в данной области в Республике
Казахстан отмечается редкое единство
- все биржи и торговые системы используют
электронные торговые системы, а не механизм
зального голосового аукциона. В плане
регионального охвата все ведущие площадки
Республике Казахстан благодаря электронным
технологиям организации торгов не ограничиваются
только своими регионами и пытаются более
или менее успешно привлекать региональных
участников.
Таким образом, можно отметить,
что на деятельность казахстанских бирж
влияют мировые достижения и тенденции.
Это вселяет надежду, что именно рынок,
то есть сами профессиональные участники,
в перспективе выберет наиболее эффективные
площадки, оказывающие более качественные
у слуги с меньшими издержками.
Политика государственных органов
регулирования казахстанского рынка ценных
бумаг. В этой области налицо отставание
Республике Казахстан от мировых тенденций,
а порой просто консервация отдельных
моделей организации рынка, возраст которых
насчитывает уже десятки лет. В качестве
отдельных примеров можно привести особую
приверженность казахстанских регуляторов
к некоммерческим партнерствам (так, фондовая
биржа, клиринговый центр, некоторые виды
депозитариев могут быть созданы только
в рамках данной организационно-правовой
формы). Сохранены ограничения на совмещение
ряда видов профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг. Нередко мнение
профессиональных участников откровенно
игнорируется регуляторами рынка ценных
бумаг. [8, стр.138]