Проблемы и недостатки системы безналичных расчетов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является – изучить формы безналичных расчетов и инструменты, используемые при данных операциях.
Задачи данной курсовой работы:
определить сущность и экономическое значение безналичных расчетов как механизма платежа;
изучить основные формы безналичных расчетов и инструменты, используемые для данных платежей;
рассмотреть развитие и появление новых инструментов безналичного платежа.
Объект изучения курсовой работы – платежный механизм при проведении расчетов.

Содержание работы

Введение
3
Экономическая сущность безналичных расчетов
5
Виды безналичных расчетов
8
Принципы организации безналичных расчетов в России
18
Анализ безналичных расчетов
24
Проблемы и недостатки системы безналичных расчетов в России
27
Заключение
31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

деньги кредит банки.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

На Банк России возложены следующие  обязанности:

  • установление правил;

 

  • сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов и координация;


  • регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Первый принцип организации  безналичных расчетов — правовой режим осуществления расчетов и  платежей. Он обусловлен ролью платежной  системы, как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные (разд. 2 ГК РФ) и обязательственные (разд. 3,4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе.

Сложность и важность расчетных  взаимоотношений определяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой для последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

Второй принцип — осуществление  расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как  у получателя, так и у плательщика  — необходимая предпосылка расчетов.

Безналичные расчеты ведутся юридическими или физическими лицами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и Клиентом заключается договор об


обслуживании — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также Положением о безналичных расчетах.

Клиенты вправе открывать необходимое  им количество расчетных, депозитных и  иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено  федеральным законом. На практике это  приводит к негативным моментам.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой  открывают корреспондентские счета  друг у друга (заключается договор  корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка  России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления и списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие  акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Вместе с тем законодательством  предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на вании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей, а также беззаконного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и услуги железнодорожного транспорта.

Пятый принцип — срочность платежа  — вытекает из самой сути


рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выявление платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кризису.

Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа, принцип срочности относится не только ко времени оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по ведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных  положений о порядке их проведения, подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 1 Федерального закона от 21 Л1.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете - публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные средства открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов.


Многие российские банки переходят  к подобной системе работы. Все  больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система  управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные  финансовые решения как для банков (сбалансирование ликвидности и  диверсификацию вложений), так и  для клиента (финансовое обеспечение  коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств).

Седьмой принцип — имущественная  ответственность за несоблюдение договорных условий — тесно связан с принципом взаимного контроля участников расчетов. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.

1 апреля 2003 г.  было принято Положение Банка  России N 222-П "О порядке осуществления  безналичных расчетов физическими  лицами в Российской Федерации", которое регулирует вопросы осуществления  безналичных расчетов физическими  лицами в валюте Российской  Федерации по банковским счетам, открываемым на основании договора  банковского счета либо без  его открытия. Теперь физические  лица имеют возможность открывать  расчетные счета и вести безналичные  расчеты, как и организации.  При этом речь идет о безналичных  расчетах, которые не связаны  с осуществлением гражданами  предпринимательской деятельности.

Указанные безналичные  расчеты осуществляются через кредитные  организации и их филиалы, имеющие  лицензию Банка России, предусматривающую  открытие и ведение банковских счетов физических лиц 


и переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ безналичных расчетов


В 2008 году мировой финансово-экономический  кризис оказал существенное негативное воздействие на экономику Российской Федерации и российский банковский сектор. Отечественные банки столкнулись  фактически с полным прекращением внешнего фондирования, резким падением стоимости  финансовых активов. На этом фоне возник кризис доверия на рынке межбанковского кредитования, появились серьезные  проблемы с перетоком ликвидности, в сентябре—ноябре произошел существенный отток вкладов населения. Снизились темпы корпоративного и розничного кредитования, ухудшилось качество кредитного портфеля, сложилась отрицательная переоценка ценных бумаг, сократились собственные средства (капитал) ряда банков.

Существенных изменений  в структуре денежной массы в  период с 1.01.2008 по 1.01.2011г. не наблюдается. Вместе с тем можно проследить постепенное снижение доли наличных денег в обращении – с 35% в 2005 г. к 26% к 2011 г. и соответственно увеличение доли безналичных средств в обращении, которая на 1.01.2011 составляет около 74% (из них депозиты «до востребования» – 27,7%, срочные депозиты – 46,6%).

Это положительная тенденция, свидетельствующая об устойчивости экономики, сокращении уровня инфляции, стабилизации покупательной способности  национальной валюты. Однако данный показатель ещё далек до уровня развитых стран, где доля наличных денег в обращении составляет

5-7% в общем объеме денежной массы.

Львиную долю в структуре  денежной массы России занимают безналичные  средства (64,8% в 2005 г. и 74,3% в 2011 г.), а это, по сути, правильно, учитывая то количество денежных операций, которые выполняют кредитные организации с Центральным Банком, между собой, со своими клиентами и которые, безусловно, превалируют по общему количеству денег,


занятых в этих операциях, чем при наличных расчетах. Причем интересен тот факт, что с каждым годом безналичные средства в  структуре занимают все большую  и большую долю в структуре. Из этого факта можно сделать  вывод, что все больше денежных операций в стране проводится не в наличной форме, а в безналичной, что может  быть хорошим показателем того, что  банковская сфера все больше и  больше входит в жизнь населения  России.

По сравнению с 2010 годом количество и объем безналичных платежей, проведенных в 2011 году через платежную систему России, выросли на 13,42 и 4,21% соответственно и составили 2,6 млрд. трансакций на сумму 882,3 трлн. рублей. Ежедневно осуществлялось в среднем 11,2 млн. платежных трансакций на сумму 3,5 трлн. рублей (в 2010 году — 9,9 млн. трансакций на сумму 3,0 трлн. рублей).

Преобладающей формой безналичных  расчетов в 2011 году оставались расчеты, совершаемые с использованием платежных поручений (55,0% от общего количества и 96,9% от общего объема платежей). По сравнению с 2011 годом их количество увеличилось на 11,4% и составило 1,2 млрд. трансакций, а объем платежей — на 3,31% (до 527,8 трлн. рублей). Невысокий прирост объема платежей был обусловлен уменьшением средней суммы трансакции с 458,4 до 425,1 тыс. рублей (на 7,2%). В 2011 году активнее использовались инкассовые поручения, платежные требования, аккредитивы и чеки. Прирост количества платежей с применением данных платежных инструментов составил 30,3%. Однако в общем объеме платежей их доля была по-прежнему незначительной.

В 2011 году наиболее динамично развивающимся сегментом рынка розничных банковских услуг являлись переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Клиентами кредитных организаций было совершено 813,5 млн. таких переводов на сумму 2,6 трлн. рублей. Относительно 2010 года их количество увеличилось


на 12,8%, а объем — на 20,8%. В адрес физических лиц было направлено 19,9% общего объема переводов  денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского  счета, в адрес юридических лиц  — 80,1%.

По-прежнему в России в  безумно малых объемах используются такие средства безналичных расчетов как аккредитив и чеки. Хотя использование  аккредитива за 2011 год увеличилось почти на 20% (с 29,1 до 35 тыс. ед.), а по объему платежей он вырос чуть ли не втрое, тем не менее в структуре использования безналичных платежей по количеству этих самых платежей аккредитив почти ничего не имеет, а по объему платежей он имеет небольшой рост с 0,03% до 0,07% и на 230,8 млрд. рублей соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Проблемы и недостатки системы безналичных расчетов в России

В экономике роль безналичных  расчетов для организации состоит  в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению  кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты  – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их деятельность и процветание. От качества расчетно-кассового  обслуживания зависят устойчивость, ликвидность, приток клиентуры и  мобилизация крупных и нередко  бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного  времени работы банков.

Объем требований клиента  к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских  счетах банков отражаются уже суммы  требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных  взаимоотношений предопределяет необходимость  установления единообразия посредством  регулирования. Это требует выработки  единой концепции стандартизации и  сертификации банковской деятельности.

На сегодняшний день перед  системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования  аккредитивов во внутрироссийских расчетах, проблема чекового использования, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

Рассмотрим основные из них.

Значительной проблемой  является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк

Информация о работе Проблемы и недостатки системы безналичных расчетов в России