Распределение доходов между звеньями бюджетной системы. Принципы и методы бюджетного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Распределение доходов между бюджетами должно быть неразрывно связано с выявлением возможностей усиления доходной базы местных бюджетов, формированием наиболее оптимальной структуры их доходов. Последнее имеет большое значение для повышения заинтересованности органов власти в мобилизации внутрихозяйственных резервов, получении дополнительных источников доходов бюджета, и в конечном счете, для повышения эффективности общественного производства.
Актуальность исследования вопросов распределения доходов между бюджетами определяется возрастанием роли Советов народных депутатов в системе управления народным хозяйством.

Содержание работы

Введение
Межбюджетные отношения
Распределение доходов между бюджетами
Основные принципы и методы бюджетного финансирования
Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы
Принципы финансирования бюджетных учреждений
Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая Алина.rtf

— 231.53 Кб (Скачать файл)

2) своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3) компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели:

* на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

* на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

* на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законами, законами субъектов и правовыми актами органов местного самоуправления;

* на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством;

* на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

* на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия

 

Важнейшей причиной поддержания и наращивания бюджетного дефицита являются огромные бюджетные расходы. Они не только выступают в качестве самого эффективного способа перераспределения общественного богатства в пользу немногих привилегированных групп и организаций, но и являются надежным способом, ведущим к устойчивой деградации отечественной экономики. Отказ от сокращения государственных расходов по причине «дальше просто некуда» означает лишь проявляемую таким образом властями заинтересованность, как в сохранении существующих механизмов перераспределения, так и их не заинтересованность в возобновлении экономического роста.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Следует отметить, что качество самого дефицита может быть различным:

- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

- дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В данном случае бюджетный дефицит представляет собой явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только экономических, но и политических решений.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.

Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции. Существует определенная связь между размером дефицита и темпом инфляции. Как правило, более высокий уровень дефицита сопровождается более высокими темпами инфляции. Однако инфляция и государственный долг не является единственными последствиями дефицита государственного бюджета, оказывающими негативное воздействие на экономику страны. Используя ГКО для финансирования бюджетного дефицита, правительство должно выходить на рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение денежных ресурсов. Это активизирует рост процентных ставок, что, с одной стороны, сдерживает частные инвестиционные расходы, с другой -- делает финансовые инвестиции в страну более привлекательными для иностранных инвесторов. Это мгновенно приводит к росту внешнего долга. В свою очередь, погашение долгов и выплата процентов вызывают сокращение национального производства.

Нельзя не акцентировать внимания еще на одном факте: чтобы приобрести высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранные инвесторы должны первоначально приобрести национальную валюту, что увеличивает спрос на нее, поднимает международную ценность и, несомненно, приводит к сокращению национального экспорта, увеличению импорта, к неблагоприятному торговому балансу страны. Последствием становится уменьшение валового внутреннего продукта и, как результат, снижение жизненного уровня населения.

Итак, основными последствиями бюджетного дефицита являются:

*инфляция;

*государственный долг;

*истощение валютных резервов;

*снижение инвестиционной активности;

*сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта;

снижение жизненного уровня населения.

 

         Заключение

Важной составной частью бюджетного механизма является распределение доходов между бюджетами, выступающего в качестве рычага воздействия на повышение эффективности общественного произволе тва.

Совершенствование межбюджетных отношений осуществляется в направлении усиления взаимосвязи и взаимообусловленности форм распределения и перераспределения доходов между бюджетами на основе установления более тесной связи с хозяйством административно-территориальных единиц, повышения роли местных Советов народных депутатов в хозяйственном и культурном строительстве, роста их заинтересованности в получении дополнительных доходов в бюджет.

Условием повышения эффективности распределения доходов между бюджетами в настоящее время является не только обеспечение сбалансирования доходов и расходов бюджетов, но и воздействие на формирование более рациональной структуры их доходов. Это во многом достигается с помощью использования новых форм взаимоотношений бюджетов, в частности, части прибыли предприятий вышестоящего подчинения, перераспределяемой в доходы местных бюджетов.

В диссертации при рассмотрении доходов государственного бюджета, как объекта межбюджетных отношений, большое внимание уделено уточнению порядка распределения части прибыли предприятий вышестоящего подчинения между бюджетами. Показано, что эта форма распределения доходов выражает особую сферу взаимоотношений звеньев бюджетной системы - перераспределение собственных источников вышестоящих бюджетов с целью укрепления доходной базы местных бюджетов.

Проведенный анализ сложившихся отношений союзного, республиканских и местных бюджетов, а также исследование возможностей их развития предопределили вывод о необходимости деления доходов на следующие три группы: собственные источники, отчисления от общесоюзных государственных налогов и доходов и отчисления от собственных доходов вышестоящих бюджетов. Предлагаемая группировка доходов, на наш взгляд, способствует правильному определению правового положения различных звеньев и видов бюджетов относительно распределяемых между ними доходов, а также позволяет в большей степени учитывать стимулирующие возможности перераспределяемой части прибыли предприятий вышестоящего подчинения.

Выделение особой группы доходов, отражающих процесс перераспределения собственных источников вышестоящих бюджетов, более четко определяет порядок поступления части прибыли предприятий вышестоящего подчинения в местные бюджеты. Мы считаем, что распределение этого источника в виде стабильных отчислений от прибыли предприятий вышестоящего подчинения позволяет их использовать не только в целях сбалансирования доходов местных бюджетов с предстоящими на определенный период расходами, но и для активизации воздействия на повышение эффективности хозяйства соответствующих территорий.

Передача части прибыли предприятий вышестоящего подчинения местным бюджетам обеспечивает более оптимальную структуру их доходов, что способствует наиболее полной реализации стимулирующих возможностей доходов бюджетов. В процессе мобилизации платежей из прибыли возникает заинтересованность местных органов власти в достижении высоких конечных результатов деятельности предприятий, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях с бюджетом, получении дополнительных доходов.

Большие стимулирующие возможности части прибыли предприятий вышестоящего подчинения требуют более полной их реализации при формировании местных бюджетов.

Исследование, проведенное на примере районов Татарской автономной республики, показало, что имеются все условия для передачи части прибыли предприятий прежде всего республиканского подчинения в районные бюджеты. Кроме того, необходимость распределения части прибыли предприятий вышестоящего подчинения в ТАССР усиливается в связи с образованием объединений в местной промышленности. В результате совершенствования управления расчеты по платежам из прибыли предприятий местной промышленности стали производиться объединением. Централизованный порядок взаимоотношений с бюджетом отрицательно сказался на структуре доходов местных бюджетов, поскольку они лишились значительной части платежей из прибыли. Участие предприятий местного подчинения в формировании бюджетов посредством платежей из прибыли является недостаточно активным, тем самым слабо обеспечивается заинтересованность местных Советов в развитии хозяйства, в изыскании внутрихозяйственных резервов. Важнейшим способом увеличения платежей из прибыли является расширение возможностей их поступления в местные бюджеты ТАССР за счет перераспределяемой части прибыли предприятий местной промышленности. При этом автором доказывается целесообразность осуществления расчетов по платежам из прибыли предприятии в децентрализованном порядке.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с.

Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.382

Законодательство и экономика, 2005, № 12

Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопр.экономики - 1998.- № 2. - с. 22-36.

Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. - Колчина Т. Несложная арифметика. Фискальные службы доказали, что лишних денег не бывает

Кудрин А.Л. Бюджет-2002 -- сбалансированный и реалистичный // Финансы. 2002. №1. С. 3-6.

Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы

Лексин В.Н., Швецов А. Н. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000. № 1.

Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.

Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.

Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов //Финансы. - 1999. - № 12. - с.12-14.

Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. - 2003. - № 4. - С. 49-52.

О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.

Об улучшении земских и городских финансов.- 1912. - с.28.

Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - с.44-45.

Овсянников Л.Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе //Финансы. - 1999. - № 1. - С.48-51.

Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления //Финансы. - 1999. - №3. - с. 5-9.

Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы. 2002. №9. С. 14-17.

Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. - 2003. - № 1. - С. 24.

Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. - 1998. - №1. - с. 7-11.

Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству //Финансы. - 1998. - №7. - с. 8-11.

Русавская А.В. Региональные финансы в условиях рынка // Проблемы развития региона. Калуга. 2000. С. 308--314.

Рыжков В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления//Финансы - 2001. №2. С.8.

Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М.: Менеджер,1998г. - с. 86.

Информация о работе Распределение доходов между звеньями бюджетной системы. Принципы и методы бюджетного финансирования