Развитие и экономическая эффективность акционерного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – раскрыть основы развития и экономической эффективности акционерного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю появления и основы деятельности акционерных предприятий;
- раскрыть особенности акционерных форм хозяйственной деятельности;
- показать особенности развития и экономической эффективность акционерного предприятия АО «Қазтеміртранс».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….….……...4
1. Акционерная форма хозяйственной деятельности………………………..…….6
1.1 История, появления, основы деятельности акционерных предприятий…………………………………………………………………….……6
1.2 Типы акционерных обществ: общетеоретические основы……….……9
1.3 Положение о фондах и резервах АО…………………………………..15
2. Развитие и экономическая эффективность акционерного предприятия АО «Қазтеміртранс»…………………………………………………………………….19
2.1 Актуальность внесения существенных корректировок в Закон «Об акционерных обществах»…………………………………………………….…....19
2.2 Структура, миссия, история создания АО «Қазтеміртранс»……….…21
2.3 Тарифная политика АО «Қазтеміртранс»………………………….......24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….......27

Файлы: 1 файл

АО органы управления акционерного общества.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

По мнению исполнительного  директора ЗАО «Аль-Пари» Аскара Избасарова, изменения не обусловлены никакими факторами: «Обменный курс и МРП за это время выросли незначительно. Оторванные от макроэкономических параметров изменения не приведут ни к чему хорошему».

Директор Института  экономических исследований Арыстан  Есентугелов уверен, что на данном этапе перехода экономики Казахстана от стабилизации к росту увеличение уставного капитала необходимо. В  своем варианте законопроекта он предложил сделать этот процесс поэтапным. «Даже при условии утверждения десятой статьи, результаты будут положительными. Государство не в силах содержать более пяти тысяч АО. Чем выше уставной капитал предприятия, тем больше у него возможностей получения крупного кредита на покупку современного оборудования. Это чрезвычайно важно, тем более, что Казахстан в недалеком будущем станет членом ВТО», - считает А. Есентугелов.

«Размер уставного капитала говорит об уровне капитализации. Казахстанские акционерные общества не конкурентоспособны в отношении иностранных АО, которые вскоре придут на наш фондовый рынок. Поскольку Казахстан ускоренными темпами интегрируется в мировую экономику, отечественные компании должны соответствовать международным стандартам. Остальным предстоит перерегистрироваться в другие формы хозяйственной деятельности», – говорит заведующая отделом геоглобалистики и экономической безопасности КИСИ Гульмира Курманбаева.

Однако при неразвитости отечественного фондового рынка  для выполнения завышенных требований выход один – идти на поклон к зарубежным инвесторам, интересы которых не всегда совпадают с интересами национальной экономики. Что касается перерегистрации общества – это не столь легкая операция, требующая значительных затрат времени и денежных средств на выполнение формальных предписаний.Поэтому в период рассмотрения законопроекта рабочая группа пришла к тому, что расходы на перерегистрацию государство должно взять на себя.

По мнению заместителя  председателя правления ОАО «Мунай инвестмент групп» Малика Шинибаева, некоторые пункты могут вызвать полную неразбериху в деятельности акционерных обществ. «Реорганизация акционерных обществ в ТОО повлечет за собой значительные затруднения в исполнении законодательства РК в части подписания учредительных документов. Уставный капитал акционерных обществ, преобразованных из ИПФ, необходимо оставить в размере имеющегося у них капитала. Бывшие ИПФ имеют десятки и сотни тысяч акционеров. Преобразование их в ТОО не представляется возможным. Не все АО, преобразованные из ИПФ, имеют уставный капитал, соответствующий новому проекту».

Разработчики законопроекта  в качестве аргументов в пользу изменений  выдвигают недостаточную развитость финансового рынка и необходимость  активизации деятельности по его  развитию, а также упрощение законодательства.

По словам министра индустрии  и торговли Мажита Есенбаева и  заместителя председателя Нацбанка Бисенгали Таджиякова, принятие законопроекта  позволит повысить прозрачность финансово-хозяйственной  деятельности АО, усилить защиту прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Сторонники принятия законопроекта считают, что настало  время для государственного регулирования  рынка ценных бумаг. Так как на сегодняшний день большая часть  акционерных обществ являются таковыми номинально. Они не выполняют своих прямых функций – издание акций, введение их на фондовый рынок для свободного вращения.

«Сегодня казахстанским предприятиям невыгодно демонстрировать свою прибыльность, так как они не заинтересованы в свободной продаже своих акций. Изменение законодательства, в частности увеличение уставного капитала, связано со стремлением вывести бизнес из «тени», сделать его прозрачным», – комментирует ситуацию заведующая отделом геоглобалистики и экономической безопасности КИСИ Гульмира Курманбаева.

Стремление к прозрачности, по мнению некоторых участников рынка, несколько утрировано. «Похоже, что законопроект создается в целях облегчения контроля за их деятельностью со стороны уполномоченного органа. Задачей же Закона «Об акционерных обществах» должно быть обеспечение эффективной предпринимательской деятельности, защиты законных прав и интересов акционеров, то есть инвесторов на рынке ценных бумаг.

Защищает же наше законодательство такие интересы зарубежных инвесторов. То есть между интересами менеджмента акционерной компании и интересами его акционеров должен быть обеспечен баланс в виде законодательной защиты», – считает эксперт по ценным бумагам Людмила Валюженич.

Кроме того, не согласуется  с действующим Гражданским кодексом РК норма, согласно которой сведения об аффилиированных лицах общества не составляют коммерческую тайну. Данный пункт обязывает общества вести учет аффилиированных лиц, раскрывать сведения о них, предоставляя их список уполномоченному органу, а также обязывает физические лица представлять обществу сведения о своих аффилиированных лицах. Сведения о количестве акций, находящихся в собственности акционеров, должны быть конфиденциальны, равносильно тайне вкладов в банке.

«Статья 67 законопроекта противоречит статье 61 Гражданского кодекса, которая гласит, что хозяйственное товарищество само определяет сведения, относящиеся к коммерческой тайне, а также статье 21 закона «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Сведения учредительного договора с указанием учредителей также являются коммерческой тайной. В законопроекте для лиц, управляющих акционерным обществом, которые могут злоупотреблять подобными сведениями, никакой ответственности не предусмотрено», – комментирует эксперт по ценным бумагам Людмила Валюженич.

Рассмотрение законопроекта по различным прогнозам займет еще две-три недели. Участники рынка ценных бумаг надеются на то, что проект недаром был вынесен на всенародное обсуждение и их претензии будут услышаны и приняты во внимание.

 

 

2.2 Структура,  миссия, история создания АО «Қазтеміртранс»

 

Содействие устойчивому  развитию транспортного сектора  Республики Казахстан через качественное обеспечение потребности рынка  грузовых перевозок железнодорожным  транспортом.

Стратегические направления  развития

Для реализации Миссии Компании в качестве основных приоритетов определены следующие направления развития:

-  Наращивание количества подвижного состава будет достигаться при помощи сбалансированной тарифной политики; своевременных мер по парку долгопростаивающих вагонов; использования инвестиционных инструментов по привлечению финансовых ресурсов в Компанию, таких как лизинг, заемные средства и т.д.

-  Развитие транзитных перевозок будет достигаться с помощью эффективного взаимодействия с зарубежными партнерами, осуществляющими перевозки по территории Казахстана, а также другими участниками транспортного рынка: транспортно-логистическими центрами, транспортно-экспедиционными компаниями.

- Диверсификация деятельности на рынке транспортных услуг будет достигнута за счет расширения видов оказываемых услуг, слияния с более крупными конкурентами, создания совместных компаний в новых сферах деятельности.

- Повышение эффективности управления направлено на совершенствование существующей системы корпоративного управления, создание системы управления рисками, оптимизацию бизнес - процессов, управление человеческими ресурсами, всеобщее управление качеством.

- Повышение стоимости Компании посредством улучшения финансово-экономических показателей, увеличения парка грузовых вагонов и объемов перевозок грузов.

Корпоративное управление в АО «Қазтеміртранс» (далее — Общество) строится на основах справедливости, честности, ответственности, прозрачности, профессионализма и компетентности. Система корпоративного управления предполагает уважение прав и интересов всех заинтересованных лиц, позволяет своевременно выявлять критические для Общества риски и эффективно управлять ими, способствует успешной деятельности Общества, в том числе росту ее ценности, поддержанию финансовой стабильности и прибыльности. Предприятия с эффективным корпоративным управлением получают более высокую рыночную оценку, а также оптимизируют процесс принятия решений.

Решением Совета директоров Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» от 24 ноября 2009 года протокол № 7 утвержден Кодекс корпоративного управления Общества.

Улучшению качества корпоративного управления должен послужить План по внедрению кодекса корпоративного управления в Обществе и документы, которые планируется разработать и утвердить Советом директоров Общества в 2010 году.

Основополагающими принципами корпоративного управления в Обществе являются:

  • принцип защиты прав и интересов Единственного акционера;
  • принцип эффективного управления Обществом Советом директоров и Правлением;
  • принцип самостоятельной деятельности Общества;
  • принципы прозрачности и объективности раскрытия информации;
  • принципы законности и этики;
  • принципы эффективной дивидендной политики;
  • принципы эффективной кадровой политики;
  • принцип охраны окружающей среды;
  • политика регулирования корпоративных конфликтов и конфликта интересов;
  • принцип ответственности.

Основные цели корпоративного управления в Обществе:

  • совершенствование системы стратегического планирования, мониторинга и внутреннего контроля;
  • обеспечение своевременного раскрытия информации об Обществе, в том числе, о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;
  • повышение эффективной деятельности Общества за счет совершенствования системы подотчетности, управления рисками и механизмов внутреннего контроля;
  • повышение эффективности управления и развития персонала, как наиболее важного ресурса Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;
  • активное сотрудничество с заинтересованными лицами и т. д.

В целях максимального  использования транзитного потенциала и углубления международного сотрудничества между странами, АО «Қазтеміртранс» проводит работу по созданию совместных предприятий на территории соседних государств, что позволит увеличить объем перевозок в экспортно-импортном сообщениях, объем транзитных перевозок через территорию Республики Казахстан.

В частности, создано  предприятие ТОО «РОСКАЗЖЕЛДОРТРАНС» в г. Москва (Россия). Проводятся переговоры по созданию совместных предприятий на территории Китая, а также рассматриваются предложения по созданию совместных предприятий с ОАО «РЖД» для осуществления контейнерных перевозок и экспедирования транзитных перевозок через территорию Республики Казахстан.

В перспективе будут  рассмотрены варианты создания совместных предприятий как на территории Казахстана, так и на территориях других стран, в частности европейских. По итогам встречи с представителями компании Deutsche Bahn AG (Берлин, Германия) была оговорена возможность рассмотрения вопроса о совместном участии АО «Қазтемiртранс» и Deutsche Bahn AG в реализации проекта по строительству мультимодальных терминалов на территории Республики Казахстан.

В переходном периоде  по формированию полноценного перевозчика грузов, АО «Қазтеміртранс» будет стремиться осуществлять:

      • сотрудничество с ОСЖД по вопросам, касающимся деятельности рабочих органов ОСЖД: (I Комиссия – Транспортная политика и Стратегия развития, II Комиссия – Транспортное право, III комиссия – Грузовые перевозки и V комиссия – Инфрастуктура и подвижной состав; постоянных и временных рабочих групп);
      • сотрудничество с Советом по железнодорожному транспорту государств участников содружества Латвии, Литвы, Эстонии.

 

 

2.3 Тарифная политика АО «Қазтеміртранс»

 

Тарифная политика АО «Қазтеміртранс» (далее — Общество) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, а также правил и методов в деятельности Общества в сфере предоставления в аренду железнодорожного подвижного грузового состава, оперирования грузовыми вагонами, железнодорожных перевозок.

Основной целью проводимой Тарифной политики является обеспечение  сбалансированности интересов Общества и потребителей услуг. Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма тарифного (ценового) регулирования, позволяющего:

  1. оценивать и принимать обоснованные решения в области тарифов (цен);
  2. обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития Общества;
  3. устанавливать приемлемый уровень цен (тарифов) на услуги;
  4. проводить экономически обоснованную инвестиционную политику;
  5. строить долгосрочные прогнозы развития, заключать долгосрочные контракты и договоры, формировать перспективу своего развития.

Тарифы на услуги АО «Қазтеміртранс» по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава

В соответствии с итогами работы Межведомственной рабочей группы по совершенствованию инвестиционной и тарифной политики в железнодорожной отрасли протоколом заседания Правительства Республики Казахстан от 29 января 2011 года № 2 одобрена Инвестиционная программа с тарифной политикой на 2011–2012 годы акционерных обществ «НК »Қазақстан темір жолы» (далее — АО «НК «ҚТЖ»), «Локомотив» и »Қазтеміртранс».

Информация о работе Развитие и экономическая эффективность акционерного предприятия