Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:21, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить различные точки зрения и подходы к определению экономической сущности рынка розничных банковских услуг;
2) рассмотреть классификацию розничных банковских услуг;
3) проанализировать основные факторы, которые оказывают влияние на развитие изучаемого сегмента рынка;
4) выявить основные тенденции развития современного рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь;
5) наметить возможные направления и пути совершенствования розничного банковского рынка в стране.
Введение
4
1.
Рынок розничных банковских услуг: понятие, значение
1.1.
Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг, Виды розничных банковских услуг и их значение
1.2.
Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг
2.
Практические аспекты анализа рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь
2.1.
Депозитно-кредитные розничные услуги белорусских банков.
2.2.
Расчетные операции с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси.
2.3.
Прочие розничные услуги.
3.
Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Наличие спроса и предложения на различные банковские услуги привело к формированию рынка розничных банковских услуг, который рассматривается в качестве сегмента рынка банковских услуг. Основными участниками данного сегмента выступают банки и население.
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг
На текущее состояние рынка розничных банковских услуг оказывает воздействие ряд факторов. Условно их можно разделить на макроэкономические факторы и факторы, определяемые состоянием банковской системы. Последние, определяя развитие отечественного розничного рынка, в свою очередь, находятся под воздействием макроэкономических факторов.
На макроуровне существенное влияние на развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь оказал ряд следующих факторов.
Эффективность общественного производства определяет такие важные параметры банковской системы, как ее ресурсная база, управленческий и кадровый потенциалы, состояние инфраструктуры, способность банков развивать новые технологии, повышать качество и снижать издержки, связанные с оказанием банковских услуг. Экономический рост повышает общий объем доходов населения и, соответственно, спрос на розничные банковские услуги. В связи с этим высокие темпы экономического роста являются необходимым условием последовательного развития розничных банковских услуг. [3, с.24].
Темпы инфляции и динамика обменного курса белорусского рубля являются следующим важнейшим макроэкономическим фактором, так как развитие рынка розничных банковских услуг во многом зависит от уровня стабильности в стране, включая последовательность финансовой и денежно-кредитной политики. В наибольшей степени уровень стабильности влияет на средне – и долгосрочные сбережения населения, являющиеся потенциально основным источником ресурсов для расширения активных операций розничного банковского бизнеса и для банковской системы в целом. При этом если общее влияние факторов стабильности формирует склонность к сбережениям, то сложившийся уровень и ожидания темпов инфляции определяют объем и структуру новых сбережений. [3, с.25]
Уровень совокупных доходов физических лиц и их распределение по группам населения также влияет на состояние розничного банковского рынка. Рост доходов населения определяет рост платежеспособного спроса на кредиты, обеспечивает приток средств во вклады. В свою очередь, степень концентрации (или, наоборот, диверсификации) доходов физических лиц существенно влияет на перспективы развития розничного банковского рынка и может служить как индикатором для его участников, так и целевым ориентиром для разработчиков программ развития розничных банковских услуг [3, с.25].
Таким образом, рост доходов населения при сохранении допустимого уровня их концентрации позволят в перспективе расширить спрос физических лиц на банковские услуги и, соответственно, повысить уровень рентабельности розничных операций для банков.
На развитие рынка розничных банковских услуг оказывают влияние и факторы, определяемые состоянием банковской системы.
Позитивная динамика финансового потенциала банковской системы (повышение уровня капитализации банковской системы, рентабельности банковской деятельности, рост объема и оптимизация структуры ресурсной базы банков и т.д.) является одним из важнейших условий как увеличения объемов и расширения спектра розничных услуг, предоставляемых банками, так и улучшения их качества.
Правовое обеспечение банковской деятельности – один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков. Основным документом, регулирующим сферу банковских услуг, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный документ определяет систему отношений в банковской системе в целом, устанавливает перечень операций, относящихся к банковским,, регламентирует права и обязанности участников банковских операций.
Кроме того, регулирование отношений в сфере банковских услуг осуществляется рядом иных законодательных актов, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных правовых актов, принимаемых Национальным банком совместно с другими государственными органами. Порядок совершения отдельных банковских операций определен нормативными правовыми актами Национального банка.
Неразвитость
Таким образом, можно сделать вывод, что на текущее состояние рынка розничных банковских услуг оказывает воздействие ряд факторов: макроэкономических и факторов, определяемых состоянием банковской системы. Развитие рынка розничных банковских услуг во многом зависит от уровня экономической стабильности в стране, законодательной базы банковской деятельности, состояния банковской системы. При финансовой стабильности и экономическом росте в стране, розничные банковские услуги пользуются высоким спросом.
2. Практические аспекты
анализа рынка розничных
в Республике Беларусь
2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги белорусских банков.
На протяжении последних лет в Беларуси наблюдался экономический рост, что сказывалось на доходах населения. Стабильность экономики и белорусского рубля вызвали у населения спрос на такие банковские услуги, как депозиты и кредиты. У людей появилась уверенность в завтрашнем дне и соответственно желание улучшить свои условия жизни. Те граждане, у которых на руках оставались свободные денежные средства вкладывали их в депозиты с целью сохранения и получения прибыли. У населения появилась возможность пользоваться дорогостоящими благами при помощи получения кредитов на различные цели.
В настоящее время банки Беларуси предлагают следующие кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс-кредиты, в том числе на покупку товаров непосредственно в магазинах), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек.
В последние десять лет в Беларуси очень активно развивался такой сегмент кредитного рынка, как потребительское кредитование населения, наиболее востребованный и распространенный вид кредитования со стороны населения. К настоящему времени развитие банковского потребительского кредитования в Беларуси прошло несколько этапов (стадий), которые можно проследить по динамике количественных параметров рассматриваемого явления.
Первый этап (2002-2004гг.) характеризовался интенсивным ростом количественных показателей банковского потребительского кредитования (среднегодовые темпы роста задолженности населения по потребительским кредитам измерялись несколькими сотнями процентов), созданием локальных правовых актов, регулирующих потребительское кредитование в банках, постепенным структурированием банковского потребительского кредитования (формированием подвидов потребительских кредитов). Задолженность населения по потребительским кредитам банков в указанный период увеличилась на 632,6 млрд.бел.руб. ( 18,4 млрд.бел.руб. на 01.01.2002 г. до 651 млрд.руб на 01.10.2005).
На втором этапе (2005-2007гг.) произошло первичное насыщение рынка банковского потребительского кредитования данного рода услугами, что проявилось в постепенном снижении темпов роста задолженности населения перед банками. Так, в 2007 году увеличение задолженности по потребительским кредитам составило 45,1%, что близко к значению прироста кредитного портфеля банков в 2009 году (47,4%). Рынок банковского потребительского кредитования в указанный период приобрел структуру, которая в последующем не претерпела существенных изменений с точки зрения «продуктового» ряда. Около 95% задолженности по потребительским кредитам представляли собой долгосрочные кредитные ресурсы (со сроком погашения от одного года и более), выданные банками физическим лицам на приобретение товаров длительного пользования. Наибольшим спросом у населения пользовались кредиты, предоставляемые на приобретение автомобилей, бытовой и компьютерной техники, мобильных телефонов, отдых и туризм, медицинские услуги, обучение и другие потребительские нужды. Хорошо структурированный и безопасный рынок потребительского кредитования в Беларуси привлек внимание иностранных инвесторов, которые с конца 2007 года начали создавать в нашей стране новые банки или покупать контрольные пакеты акций в уже действующих банках.
Активизация проникновения иностранного капитала в белорусский банковский сектор стала началом третьего этапа (2007-2008гг.). Данный этап характеризовался нарастанием межбанковской конкурентной борьбы и формированием сетей центров банковских услуг (ЦБУ), охвативших все регионы Беларуси. Как следствие, предложение банками услуг по потребительскому кредитованию нарастало, что сказалось на динамике роста задолженности по этим кредитам. За январь-октябрь 2008 года задолженность физических лиц по потребительским кредитам банков увеличилась на 2 084,5 млрд.бел.руб., или на 59,9%. Для сравнения: за такой же период 2007 года прирост задолженности по потребительским кредитам банков составил 792 млрд.руб., или 33,1%. К 1 ноября 2008 года кредитованием населения на потребительские цели занимались 27 из 29 банков нашей страны, функционировавших в нормальном режиме. Наиболее крупными игроками на этом рынке на протяжении многих лет являются два системообразующих банка: ОАО «АСБ Беларусбанк» (31% задолженности) и «Приорбанк» ОАО (18% задолженности). Ведущие позиции указанных банков объясняются значительной ресурсной базой, разветвленной сетью отделений и филиалов, традиционной ориентаций на работу с физическими лицами.
Однако в последние месяцы 2008 года под воздействием глобального финансового кризиса экономические условия в Беларуси для развития потребительского кредитования ухудшились. Это привело к временному сжатию объемов рынка рассматриваемых услуг и его последующей структурной трансформации.
Четвертый этап (ноябрь 2008г. – октябрь 2009г.) характеризуется корректировкой рынка банковского потребительского кредитования под влиянием дефицита ликвидности и переоценки валютного и кредитного рисков.
Со стороны физических лиц сформировалось неприятие валютного риска по кредитным операциям. Это обусловилось тем, что проведенная в Республике Беларусь девальвация белорусского рубля реализовала валютные риски по ранее принятым обязательствам физическими лицами перед банками по кредитам в иностранной валюте. В результате рублевая доходность валютных кредитов (процентная ставка в иностранной валюте, скорректированная на темпы девальвации) весной 2009 г. поднялась до уровня 45-50% годовых. В сравнении с докризисным периодом (например, сентябрь 2008г.) обслуживание валютных кредитов для физических лиц подорожало в 4-5 раз. Процентная ставка по потребительским кредитам в белорусских рублях, несмотря на дефицит у банков ресурсов в рублях, показала более слабую динамику. В марте она составила 19,7 % годовых, увеличившись по отношению к сентябрю 2008г. на 2,3 процентного пункта. Оценивая реакцию населения на удорожание валютных кредитов, следует учитывать, что к началу девальвационного процесса национальной валюты физические лица накопили перед банками существенный объем задолженности по потребительским кредитам в иностранной валюте. На 1 октября 2008 года он был равен 2,14 трлн.бел.руб, что составляло 40,2% от всей задолженности населения по потребительским кредитам банков. К началу 2008 года эта задолженность возросла более чем на 1 трлн.руб., или на 89,4%, при укреплении белорусского рубля на 1,8%. Доля обязательств в иностранной валюте в задолженности населения по кредитам на потребительские цели за январь-сентябрь 2008 г. увеличилась на 77 процентного пункта.
Названные высокие показатели роста обязательств населения по кредитам в иностранной валюте в январе-сентябре 2008 года связаны с укреплением национальной валюты по отношению к доллару США. В указанный период валютные кредиты обходились физическим лицам в среднем в полтора раза дешевле кредитов в белорусских рублях, что стимулировало спрос на них.
Для динамики потребительского кредитования существенную роль сыграло и расширение льготного кредитования населения на цели жилищного строительства, что в условиях ограниченных возможностей по формированию ресурсной базы привело к сужению границ потребительского кредитования, например в ОАО «АСБ Беларусбанк». За первые десять месяцев 2009 года этот банк выдал льготных кредитов на строительство жилья в 1,94 раза больше, чем в аналогичный период 2008 года. Такой рост льготного жилищного кредитования, при общей тенденции сокращения на 36,1 выдачи банками кредитов физическим лицам, связан с государственной политикой стимулирования экономического роста через развитие строительной отрасли Беларуси. (Банковский вестник февраль 2010г.С.Кисель «Банковское потребительское кредитование как экономическое явление»)
В числе важных направлений развития потребительского кредитования – развитие конкуренции банков в области процентной политики, которая ведет к сокращению стоимости потребительского кредитования. В Беларуси были приняты меры по предотвращению недобросовестной ценовой конкуренции банков в сфере потребительского кредитования. В частности, Национальный банк ввел в банковскую статистику понятие «полной процентной ставки», отражающей помимо выплачиваемых клиентом процентов и комиссионные сборы. Кроме того, был рекомендован состав комиссионных сборов и иных платежей по кредитам и принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2007 года № 75 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления национального банка Республики Беларусь от 19 января 2006 года № 6», обязывающее банки до заключения кредитного договора представлять кредитополучателю информацию о суммах ежемесячных платежей, подлежащих уплате в соответствии с кредитным договором, включая платежи по возврату кредита, уплату процентов и плату (комиссионные и иные платежи) за пользование кредитом.
Следствием принятых мер, наряду с активной антиинфляционной монетарной политикой, стало снижение в 2007 году уровня полных процентных ставок по кредитам в национальной валюте, выдаваемым банками физическим лицам. (Полегошко стр.10)