Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:18, аттестационная работа
Для предотвращения экономического спада необходимо обеспечить возможность соответствия Российских банков внедряемым нормативам. Только взаимосвязанное пошаговое внедрение Базельских рекомендаций способно вывести банковскую систему России на новый уровень, не нанося ей вреда.
Решением этой проблемы может стать разделение Российских банков на 2 группы:
1. Федеральные – те банки, которые будут внедрять «Базель III»;
2. Локальные – те банки, которые не будут его внедрять и сосредоточат свою деятельность на локальных рынках, не привлекая иностранного капитала.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФИНУНИВЕРСИТЕТ)
эссе по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» на тему:
«Реформирование банковской системы россии»
студентка группы Н3-6а
КислинскаяДарья Александровна
Ситуация, сложившаяся в результате финансово-экономического кризиса, потребовала совершенно иного подхода к ведению бизнеса и резко растущим требованиям к качеству управления. Не смотря на кризисные явления, в экономике России сохраняются перспективы роста, правда, они более ограничены по сравнению с периодом до кризиса. Аналитики прогнозируют темп роста равный 5%1.
В 2012 году было повышено требование к уровню минимального размера собственного капитала банков до 180 млн.руб., что повлекло резкое сокращение количества кредитных организаций, не сумевших удовлетворить новые требования2.
Также нельзя проигнорировать
тот факт, что в России стремительно
растет количество банков с
участием иностранного
Несмотря на то, что за последние годы российская банковская система развивается в положительном направлении, этого развития недостаточно, чтобы достойно конкурировать с другими развитыми странами.
Экономисты выделяют несколько причин низкого уровня развития банковской системы:
Существует много концепций, которые могут быть использованы для того, чтобы стабилизировать нашу банковскую систему. Однако, лично я являюсь сторонником методов Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision)5. За время своего существования, им были подготовлены 3 документа – «Базель I», «Базель II», «Базель III», направленные на улучшение деятельности банковского сектора и отражающие единые стандарты, и подходы регулирования банковских систем стран-участниц.
На современном этапе развития банковской системы немаловажным аспектом является внедрение Базельских требований – «Базель III» в банковскую систему Российской Федерации. Необходимыми становятся долгосрочные стратегические задачи России: войти в банковское сообщество и не потерять экономическую самостоятельность и надежность российских банков.
Как уже неоднократно указывалось, банковский сектор больше всего пострадал от мирового финансового кризиса 2008 года: уменьшение кредитного потенциала коммерческими банками, рост процентной ставки, окончание отчетных периодов с отрицательными показателями или в лучшем случае без прибыли.
Данные неурядицы не обошли также и страны, уже давно использовавшие самую современную нормативную регуляцию под названием Базель II.
Прежде чем объяснять значимость внедрения Базельских рекомендаций, необходимо отметить, что для России они не являются новшеством. Если присмотреться к «Федеральному закону о Банках и Банковской Деятельности», появившемуся в 90-х годах в России, можно обнаружить сходства его принципов с Базельскими рекомендациями первого выпуска. То есть имеет место предположение о том, что Российские специалисты того времени могли руководствоваться именно Базелем I. Также Россией приняты рекомендации Базеля II по имплементации, упрощенный стандартный подход к оценке кредитных и рыночных рисков и другие.
Очевидно, что Россия вовлечена в систему Базельских рекомендаций, однако она никогда не стремилась слепо следовать всем ее стандартам, так как Банк России всегда стремился построить такую банковскую систему, которая более или менее не будет подвластна западному влиянию. Сложившаяся ситуация, заставляет очень сильно задуматься о том, как же войти в мировое сообщество, не потеряв своей самостоятельности. Однако внедрение Базельских стандартов не предполагает альтернатив, так как оно будет направлено на качественно улучшение банковской системы России, которое позволит банкам выйти на международный уровень, повысив их эффективность. Возможность стать полноценными игроками такого уровня укрепит доверие иностранных инвесторов и партнеров, являющееся особенно ценным в настоящее время.
Россия, являясь страной-участницей Базельского комитета международного банковского регулирования, подтверждает свое намерение постепенно изменить свое законодательство, чтобы соответствовать стандартам Базельского комитета. В связи с изменениями на глобальном банковском рынке, внедрение третьей части Базельских рекомендаций обязательно.
В одном из интервью бывший президент РФ Д. А. Медведев отметил, что российские банки в состоянии выдержать стандарт «Базель III» и более того, практически все российские банки ведут свою отчетность и работают по международным стандартам, поэтому внедрение «Базель III» не предвещает больших проблем.
Однако следует отметить, что такой оптимистический настрой экс президента не отражает реальную ситуацию: надобность соответствия международным стандартам, есть только у тех банков, которые непосредственно работают с западными партнерами.
Не смотря на такое одобрение и поддержку данной системы руководством страны, очевидно, что внедрение «Базель III» в России займет намного больше времени, чем в других странах, так как такая резкая попытка реформирования банковской системы может быть неэффективной: следует дать банкам время приспособиться к новым условиям. Все предыдущие новации должны быть успешно приняты, чтобы создать благоприятную почву для нововведений.
Российские финансовые эксперты считают, что малое количество банков способно удовлетворить требования «Базель III»: только те банки, которые занимали и занимают деньги на зарубежных финансовых рынках и чьи акции торгуются на биржах. Они утверждают, что для большинства российских банков, переход на «Базель III» будет возможен лишь к 2019 году, однако к тому времени возникнет вопрос, смогут ли они выдержать новые нормы банковского регулирования.
Российская банковская система не настолько сильно развита, как западная, и исходя из их различий, России придется внедрять дополнительные механизмы, способные улучшить состояние российского финансового рынка.
Банковский сектор России находится в процессе трансформации, которая сможет позволить ему приблизиться к Базельским стандартам в будущем. Однако стоит отметить, что за последние несколько лет количество российских банков снизилось на 8%. Справедливо предположение о том, что введение Базельских стандартов возможно еще больше сократит их количество. Одним из новых требований станет увеличение собственного капитала кредитных организаций со 150 до 300 миллионов рублей к 2015 году, однако даже на сегодняшний день не все банки обладают 150 миллионами рублей.
В будущем можно предугадать, что уменьшение на рынке российских игроков, станет причиной увеличения процентного соотношения в кредитных организациях доли иностранного капитала. С одной стороны – это благоприятно отразится на стремлении иностранного инвестирования и партнерства, но с другой – быстрые темпы роста иностранного капитала могут стать угрозой потери влияния на своем рынке. В то время как государственные банки по-прежнему будут удерживать лидирующие позиции, средним и мелкам банкам будет очень тяжело конкурировать с их более крупными коллегами.
При нынешних темпах роста экономики (6-7%), сокращение числа кредитных организаций будет сопровождаться ростом прибыльности банков, оставшихся на рынке. Стремясь сохранить текущую прибыльность, выдача высоко-рискованных кредитов будет невозможна, в соответствии с ужесточенными требованиями «Базель III». Следовательно, для сохранения прибыльности банки будут вынуждены увеличивать цены на предоставляемые услуги, что в свою очередь может привести к замедлению экономического роста.
Информация о работе Реформирование банковской системы России