Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование РЦБ охватывает всех его участников:
эмитентов;
инвесторов;

Файлы: 1 файл

РЦБ КР.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

 

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает всех его участников:

  • эмитентов;
  • инвесторов;
  • профессиональных фондовых посредников;
  • организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников. 

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ, или саморегулирование рынка
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение;  в конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Система регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части:

    • создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;
    • создание органов регулирования рынка;
    • организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;
    • контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;
    • разрешение споров между участниками рынка.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового РЦБ.

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов  ценных бумаг так называемых  инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются  массово, сериями (траншами) и могут  быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип реализуется  через неприятие регулятивных  документов, делающих преференции  отдельным участникам рынка. Все  субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При Разделении полномочий  между регулирующими органами  следует исходить из того, что  нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество  нормотворчества и его объективность;

7. Оптимальное распределение функций  регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг следующим образом:

        а) принцип  единства нормативной правовой  базы, режима и методов регулирования  рынка на всей территории Российской  Федерации; распределение полномочий  по регулированию рынка между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

     б) принцип минимального  государственного вмешательства  и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации  затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

     в) принцип равных  возможностей, означающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

       г) принцип преемственности  государственной политики на  рынке ценных бумаг, означающий  последовательность государственной  политики и ее приверженность  складывающейся российской модели  рынка ценных бумаг;

      д) принцип ориентации  на мировой опыт и учета  тенденции глобализации финансовых  рынков, а также предполагающий  разработку взвешенной политики  по отношению к иностранным  инвесторам и иностранным участникам  российского рынка ценных бумаг.

Существуют две модели регулирования рынка ценных бумаг.

Регулирование фондового рынка — преимущественно функция государственных органов управления. И лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующим организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), которые на основании предписаний закона, согласований и переговоров осуществляют свою деятельность. Такая система сложилась в Великобритании, Японии и получает развитие в России.

Опыт зарубежных стран с развитым фондовым рынком показывает, что государство должно выполнять следующие функции:

разработку концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;

совершенствование и разработку законодательных акций для развития рынка ценных бумаг;

разработку норм функционирования рынка и периодическое их обновление;

контроль за финансовым состоянием инвестиционных институтов;

создание системы страхования участников фондового рынка;

непосредственное регулирование рынка государственных ценных бумаг с целью погашения задолженности бюджетов разных уровней.

Практически процесс регулирования рынка ценных бумаг распространяется на первичный и вторичный рынки.

Задача государственного регулирования на первичном рынке состоит в поддержании единых требований при выпуске ценных бумаг в обращение и их регистрации.

На вторичном рынке задачи органов государственного регулирования значительно увеличены. Они включают в себя аттестацию профессиональных участников рынка и выдачу квалификационных аттестатов; выдачу лицензий на право работы на фондовом рынке.

К методам регулирования рынка ценных бумаг можно отнести:

регистрацию выпусков проспекта эмиссии;

лицензирование субъектов;

аттестацию специалистов инвестиционных институтов;

аудиторский контроль финансового состояния эмитентов;

формирование информации о рынке ценных бумаг и их эмитентах;

проверку законности фондовых операций.

Основные правила регулирования представлены в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Закон в первую очередь определяет виды профессиональной деятельности на фондовом рынке. Для того чтобы заниматься этими видами деятельности, необходимо, как уже отмечалось, лицензировать профессиональных участников рынка. От уполномоченного лицензирующего органа зависит очень многое. Поэтому необходимо установить четкие объективные критерии, по которым уполномоченный орган мог бы подтвердить объективность принятого им решения.

В настоящее время существует несколько органов, осуществляющих регулирование фондового рынка. Так, в составе Государственной Думы имеется подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании. Этот подкомитет включает экспертный совет, который формирует концепции новых законодательных актов и предложения по совершенствованию инфраструктуры.

Государственные органы, регулирующие рынки ценных бумаг, включают также:

Федеральную службу по финансовым рынкам;

Министерство финансов;

Федеральное казначейство;

Государственный комитет по управлению государственным имуществом;

Центральный Банк РФ;

Российский фонд имущества;

Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Из указанных органов регулирования рынка ценных бумаг необходимо выделить Комиссию по ценным бумагам. Ее роль в развитии рынка ценных бумаг состоит в разработке основных правил и инструкций, обязательных для исполнения всеми участниками, а также постоянное совершенствование нормативных документов.

Существует также в Правительстве РФ несколько министерств, которые выпускают нормативные акты: Министерства финансов и экономики, Государственный комитет по управлению имуществом РФ, Российский фонд федерального имущества, Государственный антимонопольный комитет.

Министерству финансов РФ предоставлены большие права по регулированию рынка ценных бумаг путем лицензирования, регистрации, контроля, бухгалтерского учета операций, а также выпуска государственных ценных бумаг.

Министерство экономики РФ разрабатывает концепцию инвестирования в экономику страны и тем самым участвует в регулировании рынка ценных бумаг.

Правила продажи акций приватизированных предприятий и проведения аукционов разрабатывает Российский фонд федерального имущества. К его сфере деятельности относится регулирование создания холдинговых компаний, реорганизация и ликвидация предприятий.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

 

2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. При проведении фундаментального  инвестиционного анализа изучению  подлежит:

А. Уровень инфляции и безработицы в стране.

Б. Динамика цен на продукцию и котировок ценных бумаг предприятия.

В. Экономическая ситуация в стране, отрасли и на предприятии.

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации