Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:18, доклад
Банковские инновации всегда связаны с риском – прогнозной неизвестностью, принесёт ли вложение капитала прибыль или оно будет убыточным. Идеология инновационной деятельности требует профессионального подхода и самое главное – наличия спроса и окупаемости будущих инновационных проектов. Вопрос, встающий перед банками в связи с этим со всей остротой – будет ли востребован инновационный продукт, окупит ли он понесенные затраты?
На сегодняшний день существует множество классификаций банковских инноваций, однако большинство авторов придерживаются мнения, что в первую очередь указанные инновации делятся на продуктовые (основные) и обеспечивающие .
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
По состоянию на 01 октября 2012 года в Российской Федерации зарегистрировано 962 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковской деятельности (на 01.01.2012 – 978), в том числе, имеющих величину уставного капитала свыше 300 млн. руб. – 386 (на 01.01.2012 – 380)1. Вместе с тем, наблюдается рост числа кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале – с 202 в 2008 году до 230 – в 2012 году2. Наличие значительного числа банков на рынке является предпосылкой к усилению конкуренции между ними. В связи с этим кредитным организациям необходимо постоянно развивать и совершенствовать свою деятельность путём расширения спектра предоставляемых продуктов и услуг, методов их доставки до потребителей. Рынок и конкуренция ставят банки перед необходимостью поиска новых решений, разработки востребованных, эффективных и при этом доходных инноваций в целях удовлетворения потребностей клиентов.
Инновации в настоящее время — не просто одно из явлений, определяющих экономический рост и развитие. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле.
Термин «инновация» в экономическом смысле впервые употребил австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он разграничил понятия экономический рост и экономическое развитие. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится"3. Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет). Экономическое развитие — появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или - инновация.
В современной экономической науке инновация подразумевает под собой процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.
«Банковская инновация» - термин, толкуемый неоднозначно. Существует множество его трактовок, и понятие по-прежнему остаётся дискуссионным. В более конкретном толковании все определения сводятся к тому, что банковские инновации – это конечный результат инновационной деятельности банка, выраженный в форме нового банковского продукта, причём его новизну определяют следующими направлениями:
- продукт, самостоятельно
разработанный банком для
- продукт, уже имеющийся
в спектре услуг банка и
выведенный на новый рынок,
где у банков-конкурентов
- новый для России зарубежный банковский продукт.
Банковские инновации всегда связаны с риском – прогнозной неизвестностью, принесёт ли вложение капитала прибыль или оно будет убыточным. Идеология инновационной деятельности требует профессионального подхода и самое главное – наличия спроса и окупаемости будущих инновационных проектов. Вопрос, встающий перед банками в связи с этим со всей остротой – будет ли востребован инновационный продукт, окупит ли он понесенные затраты?
На сегодняшний день существует
множество классификаций
Продуктовые инновации определяют основную часть инновационной деятельности банка, поскольку его успех на рынке прямо зависит от предлагаемого им спектра продуктов и услуг. Они связаны именно с созданием новых банковских продуктов, разработкой новых услуг, а также с продвижением их на рынок, для которого они были созданы, а также комплексом мероприятий, позволяющих реализовывать уже созданные продукты на новых рынках, открывать для них новые сферы использования. Примером продуктовых банковских инноваций ХХI века может служить экспресс-кредитование.
Обеспечивающие инновации играют вторичную роль, поскольку они напрямую не связаны с основными функциями кредитной организации. Эта группа инноваций носит технологический и организационный характер и включает в себя инновационные преобразования управленческой структуры, методов организации основного производственного процесса, т.е. процесса оказания услуг и реализации банковских продуктов, совершенствования банковских технологий. Примером технологических инноваций, активно развивающихся на сегодняшний момент, являются банковские карты и интернет-банкинг. Пример организационных инноваций - программа lean (в переводе с англ. lean management – «бережливое управление»). В условиях финансового кризиса Сбербанк стал первым российским банком, начавшим в июне 2008 года ее внедрение. Lean – это методология, внедрение и использование которой в ежедневной работе дает возможность избавиться от непродуктивных процессов, действий, неэффективного использования пространства и времени сотрудников. Данная программа позволяет вдвое сократить время ожидания в очереди, сгладить пиковые «наплывы» клиентов за счет отмены обеденного перерыва и универсализации операционных окон, сократить время совершения операций. Например, процесс замены сберкнижки сократился с 20 обязательных операций, на которые тратилось 3,5 минуты, до 40 секунд, куда умещается пять действий5.
К сожалению, сегодня на российском рынке банковских услуг наблюдается значительная диспропорция между спросом и предложением. Банковские услуги, которые предлагаются на российском рынке, фактически ограничиваются перечнем банковских операций и сделок, представленных в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, высокая активность в использовании банковских услуг характерна лишь для четвертой части участников мониторинга6. Спрос на банковские услуги со стороны предприятий нефинансового сектора экономики стабильный и практически остаётся неизменным, однако из всего набора банковских услуг наиболее активно используются лишь расчётно-кассовое обслуживание, отдельные виды кредитования (разовое и кредитная линия), пластиковые карты и технологии удалённого доступа; невостребованными же остаются – доверительное управление, лизинг, факторинг и форфейтинг, гарантии банков, депозиты, операции по выпуску и купле-продаже ценных бумаг. При этом учитывая, что потребность предприятий в услугах выше, чем возможность их получения, можно говорить о наличии потенциала развития рынка банковских услуг.
Одним из наиболее перспективных
направлений внедрения
Список литературы
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс. 1982.
2. Красавина Л.Н. Проблемы конкурентоспособности российского финансового рынка в условиях глобализации экономики: вопросы теории // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика. 2009. С. 30.
3. Свиридова Н.И. Инновации
в российской банковской
4. Тулайков Н.В. Роль банковских инноваций в посткризисный период // Финансы и кредит. 2011. № 9. С. 32 – 37.
5. www.gks.ru. Сборник «Россия в цифрах – 2012»
6. www.cbr.ru.
7. www.banki.ru.
8. http://idea.alfabank.ru/.
1 www.cbr.ru.
2 Сборник «Россия в цифрах – 2012» www.gks.ru.
3 Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс. 1982.
4 Красавина Л.Н. Проблемы конкурентоспособности российского финансового рынка в условиях глобализации экономики: вопросы теории // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика. 2009. С. 30.
5 www.banki.ru.
6 Свиридова Н.И. Инновации в российской банковской системе //Банковское дело. 2011. С. 46 – 48.
Информация о работе Роль инноваций в развитии банковской системы России