Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности организации потребительского кредитования в РФ;
- рассмотреть современные развития потребительского кредитования;
- оценить современную систему состояния потребительского кредитования;
- выявить проблемы и рекомендовать перспективные направления развития потребительского кредитования в РФ.
Введение…………………………………………………………………………….
1.Кредит как экономическая категория…………………………………………
1.1 Понятие и сущность потребительского кредита, особенности кредитования потребительских нужд населения………………………………...
1.2 Приципы, формы и методы предоставления потребительского кредитования………………………………………………………………………
2.Особенности кредитования потребительских нужд населения в России. Современные условия развития потребительского кредитования……………...
2.1 Виды выдаваемых кредитов…………………………………………………
3. Роль потребительского кредита в развитии экономики страны и повышения благосостояния граждан……………………………………………
3.1 Проблемы и пути их решения в современных условиях…………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………….……….
Принцип платности кредита означает, что предприятие – заемщик должно внести банку – кредитору определенную плату за временное заимствование у него денежных средств. На практике этот принцип осуществляется с помощью механизма банковского процента. Банковский процент представляет собой плату, получаемую кредитором от заемщика за пользование заемными средствами. Она определяется размером ссуды, ее сроком и уровнем процентной ставки. Уплата процентов в условиях рыночного хозяйства есть не что иное, как передача части прибыли, получаемой заемщиком, своему кредитору. Естественное требование кредитора платы за заемные средства определяется тем, что он передает часть своего капитала должнику, таким образом, лишаясь возможности получить за время действия кредитной сделки собственную прибыль. Кредит на своей завершающей стадии - это возвращение стоимости, а процент - это приращение к ссуде. Ссудный процент, таким образом, представляет собой своеобразную цену ссуды, гарантирующую рациональное использование ссуженной стоимости и сохранение массы кредитных ресурсов. Одновременно платность кредита должна оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный расчет предприятий, побуждая к увеличению собственных ресурсов и экономному расходованию собственных средств.
Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекту ссуд, динамике, величине процента и сфере функционирования.
Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь слит с промышленным. Цель коммерческого кредита – ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. Передача этих капиталов возможна только в направлениях, определенных условием сделки: от предпринимателя, на предприятии которого производят средства производства, к предпринимателю, на предприятиях которого они потребляются, или от предпринимателя, производящего товары, к торговым фирмам, реализующим их.
Нужно отметить, что коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временным свободным капиталом) , имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.
Ограниченность коммерческого кредита преодолевается кредитом банковским. Банковский кредит предоставляется денежным капиталом, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Сделка ссуды здесь отделена от актов купли-продажи. Заемщиком может быть фирма, государство, личные сектор, а кредитором – кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента. Кредитодатель предоставляет ссудный капитал заемщику на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.
Как было отмечено выше, банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок. Сфера его использования шире: коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, банковский кредит – и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества.
Коммерческими банками практикуются
различные методы кредитования торговых
организаций под товары, проданные в кредит.
Так, международной банковской практике
известны:
- метод полного права обратного требования,
при котором торговые организации дают
полную гарантию банкам по всем обязательствам
продажи в кредит, то есть берут на себя
все права кредитополучателя: по срокам
погашения, сумме возврата, проценту и
т.д. Такой метод связан с меньшим риском
для банков;
- метод без права обратного требования,
предполагающий, что обязательства кредитополучателей
по товарам, проданным в кредит, продаются
торговыми организациями коммерческим
банкам и последние берут на себя риск,
связанный с погашением этих кредитов
покупателями товаров в кредит. Естественно,
что в этом случае банк учитывает обязательства
по ставкам (процентам за кредит) более
высоким, чем при первом методе;
- метод выкупа — разновидность соглашения
с ограниченным правом торговой организации
обратного требования обязательств кредитополучателей
у банка (или без такового), по которым
торговая организация при определенных
условиях может выкупить часть непогашенных
обязательств у банка.
ГЛАВА-II
2.Особенности кредитования потребительских нужд населения в России. Современные условия развития потребительского кредитования
Современные условия развития потребительского кредитования в России направлены на максимальное удовлетворение потребностей населения.
Данный сегмент начал активно развиваться в конце 90-х годов. Первым банком, который вышел с уникальными программами по предоставлению кредитов "на месте" является "Русский стандарт". Именно, данный банк можно с уверенностью называть первопроходцем отечественного потребительского кредитования. Наряду, с высокими процентными ставками (суммарные переплаты за кредит составляли порядка 70-80% в год),
"Русский стандарт"
предложил покупателю
Став первым банком, который не побоялся выйти на столь рискованный рынок, "Русский стандарт" дал развитие новому банковскому направлению.
Банк Русский Стандарт (Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2289 от 19 июля 2001 года) — закрытое акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую банковскую систему России и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Основным акционером Банка является группа компаний "РУСТ", представленная компаниями ЗАО "Компания Русский Стандарт" и ЗАО "РУСТ ИНК". Высшим органом управления является Собрание акционеров Банка. Всей оперативной деятельностью Банка руководит Председатель Правления Банка, назначенный Советом Директоров.
В марте 2000 года начинается реализация проекта кредитования физических лиц. Банк Русский Стандарт становится первым российским банком, который начал внедрять потребительские кредиты как массовый продукт. Благодаря независимой кредитной политике, профессионализму сотрудников и знанию рынка, менее чем за год Банк входит в число тридцати крупнейших банков страны и получает признание в России и за рубежом.
Особой динамикой развития отличается Программа потребительского кредитования населения. Проект потребительского кредитования Банка Русский Стандарт в основном ориентирован на сегмент, практически не охваченный такого рода услугами, — это учителя, врачи, рабочие, работники бюджетных сфер и т. д. Таким образом, программа Банка носит социально-ориентированный характер. В 2001 году Банк Русский Стандарт первым среди российских банков выпускает кредитные карты "Русский Стандарт — MasterCard".В ноябре 2002 года Банк Русский Стандарт удостаивается звания "Брэнд года/EFFIE 2002" в номинации "Банковские услуги". В октябре 2002 года Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) подписывает соглашение с Банком Русский Стандарт о выделении кредита на 10 млн. долларов, сроком на 3,5 года.
По мнению ряда западных специалистов, Банк Русский Стандарт — первый российский банк, развивающийся по классическим западным технологиям и имеющий высокопрофессиональную управленческую команду, сочетающую знание российского рынка и международные принципы управления. В августе Банк Русский Стандарт и ДжиЭм-АВТОВАЗ заключают соглашение, согласно которому Банк приступает к выдаче кредитов на покупку автомобилей Шевроле-Нива в салонах официальных дилеров марки. В сентябре Банк Русский Стандарт объявляет о выдаче миллионного экспресс-кредита. Таким образом, за три с половиной года работы на рынке потребительского кредитования Банком выдано частным лицам более миллиона кредитов на сумму, превышающую 530 млн. долларов.
Банк Русский Стандарт является независимым, устойчиво развивающимся банком высокой степени надежности, лидером на рынке потребительского кредитования и предоставляет лучший потребительский кредит в России:
1. Самый быстрый — занимает лишь 15 минут времени клиента.
2. Самый легкий — определение суммы кредита на основании анкеты банка, заполненной клиентом
3. Самый популярный — без поручительства
4. Самый простой — без обеспечения.
В 2005 году Банк более чем в 2,5 раза увеличил сумму активов, что почти вдвое превысило среднерыночные показатели; в полтора раза выросли собственные средства. Основными факторами динамичного развития бизнеса Банка стали значительное расширение представительства Банка в регионах, рост продуктового предложения и развитие сервисных функций. В 2005 году Банк Русский Стандарт существенно расширяет собственную сервисную сеть. В 2005 году Банк устанавливает в Москве и других российских городах более 60 новых банкоматов и более 190 приемных банкоматов с функцией cash-in. К 1 января 2006 года, более 50% всех платежей клиентов в Москве и более 70% в других российских регионах было совершено клиентами с использованием банкоматов с функцией cash-in, без привлечения кассира.
В первом квартале 2006 года Банк Русский Стандарт продемонстрировал высокую динамику роста ключевых финансовых показателей деятельности. Банк Русский Стандарт существенно нарастил объемы операций по всем ключевым продуктовым категориям в розничном секторе. В первом полугодии текущего года Банк выдал около четырех миллионов кредитов жителям России. Сумма предоставленных за этот период кредитов превысила два миллиона долларов США. Таким образом, за время реализации программы кредитования населения Банк Русский Стандарт выдал жителям страны более 17,5 миллионов кредитов на сумму, превышающую 7,5 миллиарда долларов США.
С 1 мая Банк Русский Стандарт фактически первым на рынке стал официально информировать всех своих клиентов о размере эффективной ставки по кредиту. Теперь расчет эффективной процентной ставки по кредиту включен в ежемесячный график платежей. При этом клиента ознакомят с ней до момента подписания каких-либо документов. С 15 августа этого года Банк прекратил взимать ежемесячные комиссии за расчетное обслуживание и комиссии за досрочное погашение по всем видам вновь выдаваемых потребительских кредитов. А в рамках всех кредитных договоров, заключенных до 15 августа 2007г., Банк прекращает взимание вышеуказанных комиссий и плат, начиная с 30 августа 2007г.
С первых дней работы Банка его деятельность основывается на таких принципах, как порядочность и обязательность, сочетание разумного консерватизма и прогрессивных взглядов, тщательная оценка риска при любых финансовых начинаниях. Идеология и принципы деятельности Банка Русский Стандарт выражены в его названии. Соответствие Русскому Стандарту в банковской деятельности означает развитие и адаптация современных стандартов финансового менеджмента применительно к российскому рынку и потребностям российской клиентуры. Сущность идеологии — декларирование и демонстрация новых стандартов бизнеса в России.
Основной финансовой отчетностью для проведения анализа финансового состояния банка является балансовый отчет, т.е. баланс коммерческого банка.
Для того чтобы вести кредитную деятельность кредитная организация должна владеть ресурсами, которые формируются за счет проведения пассивных операций. Проанализировать структуру ресурсной базы Банка Русский Стандарт и оценить влияние отдельных её составляющих в общей сумме пассивов можно с помощью данных таблицы 1.
Таблица 1. Состав и структура пассивов Банка Русский Стандарт
Виды пассивов |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Изменения за три года | ||||
сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
сумма, тыс. руб. |
% к итогу |
сумма, тыс. руб. |
% к итогу | |
ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ | ||||||||
1.Средства акционеров |
1 272 883 |
1,22 |
1 272 883 |
0,69 |
1 272 883 |
0,71 |
0 |
-0,51 |
2. Эмиссионный доход |
508 204 |
0,49 |
508 204 |
0,29 |
508 204 |
0,28 |
0 |
-0,21 |
3. Фонды и неиспользованная прибыль прошлых лет |
4 556 091 |
4,36 |
7 792 699 |
7,47 |
18 596 865 |
10,27 |
14 040 774 |
5,91 |
4. Прибыль (убыток) за отчетный период |
4 630 670 |
4,42 |
10 829 166 |
3,77 |
5 907 391 |
3,26 |
1 276 721 |
-1,16 |
5. Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты |
-1 464 181 |
-1,40 |
-2 622 803 |
-1,43 |
-3 556 572 |
-1,97 |
2 556 572 |
-0,57 |
Всего источников собственных средств |
9 503 667 |
9,09 |
17 780 149 |
9,67 |
22 728 771 |
12,55 |
13 225 104 |
3,46 |
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА | ||||||||
6. Средства кредитных организаций |
40 028 381 |
38,28 |
64 516 333 |
35,10 |
46 480 861 |
25,65 |
6 452 480 |
-12,63 |
7. Средства клиентов (некредитных организаций) в т.ч. |
39 249 027 |
37,53 |
74 286 223 |
40,42 |
82 014 324 |
45,26 |
42 765 297 |
7,73 |
7.1. Вклады физических лиц |
8 388 502 |
8,02 |
10 061 377 |
5,48 |
11 542 281 |
6,37 |
3 153 779 |
-1,65 |
8. Выпущенные долговые обязательства |
12 931 444 |
12,36 |
21 521 499 |
11,71 |
22 682 766 |
12,52 |
9 751 322 |
0,16 |
9. Обязательства по уплате процентов |
1 280 059 |
1,22 |
2 771 319 |
1,51 |
2 707 915 |
1,5 |
1 427 856 |
0,28 |
10. Резервы на возможные потери |
301 236 |
0,29 |
1 806 273 |
0,98 |
3 476 118 |
1,92 |
3 174 882 |
1,63 |
11. Прочие обязательства |
1 290 724 |
1,23 |
1 119 616 |
0,61 |
1 121 820 |
0,60 |
-168 904 |
-0,63 |
Всего обязательств |
95 080 871 |
90,91 |
166 021 263 |
90,33 |
158 483 804 |
87,45 |
63 402 933 |
-3,46 |
Всего пассивов |
104 584 538 |
100 |
183 801 412 |
100 |
181 212 575 |
100 |
76 628 037 |
- |