Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:16, курсовая работа
Описание работы
Деньги являются особой категорией в жизни общества. Жизнь современного общества трудно представить без такого важного финансового инструмента, как деньги. Именно деньги обеспечивают людям возможность обменивать свои способности, умение, знания на все необходимое для того, чтобы организовать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о ней. Любой из нас задумывается не только о накоплении и преумножении своих доходов, но и о сохранности сбережении.
Содержание работы
Введение….…………………………………………………………………………..4 История и понятия сберегательного дела в России………………………...5 История становления сберегательного дела в России…...………………...5 Основные понятия сберегательного дела………….……………………….7 Выводы по 1 главе……………..…………………………………………………...11 2. Этапы развития сберегательного дела…………………....……………..12 2.1 Первый и второй этап: конец XVII века – 1861гг и с 1862 по1895гг..…...12 2.2 Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)…….………18 2.3 Четвертый и пятый этапы : 1917-1988 и с 1988…………………………… Выводы по 2 главе……..…………………………………………………………...21 3.Особенности сберегательного дела и концепция развития сбербанка…….22 Особенности организации сберегательного дела в России…………….22 3.2 Концепция развития Сбербанка России до 2012 г. ………24 Выводы по 3 главе……..…………………………………………………………...27 Заключение…...……………………………………………………………………..28 Список использованной литературы…………….………………………………..31
- Банк внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк СССР);
- Промышленно-строительный
банк (Промстройбанк СССР);
- Агропромышленный банк
(Агропромбанк СССР);
- Банк жилищного хозяйства
и коммунального строительства
СССР;
- Банк трудовых сбережений
и кредитования населения (Сбербанк
СССР).
В рамках проводимой реформы
банковской системы, объектами сбережений
наряду с Государственными трудовыми
сберкассами, преобразованными в Сберегательный
банк СССР как государственный специализированный
банк по обслуживанию как физических,
так и юридических лиц, начинают создаваться
и функционировать коммерческие банки,
как своего рода новый тип сберегательных
учреждений.
К началу 1988 г. в систему Сбербанка
СССР входили 15 республиканских банков,
166 краевых, областных и городских управлений,
4,1 тыс. отделений с 50,7 тыс. филиалов и 22,1
тыс. агентств, коммерческих и кооперативных
банков насчитывалось к концу 1988 г. не
более 43.
В 1990 г. в связи с распадом СССР
бывший Российский республиканский банк
Сбербанка СССР был объявлен собственностью
России, и после принятия Закона РСФСР
"О банках и банковской деятельности"
в декабре 1990 г. Сбербанк России был преобразован
в акционерный коммерческий банк.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Первый этап связан, во-первых,
с принятием ряда государственных законопроектов,
на основании которых намечалась будущая
работа сберегательных учреждений и, непосредственно,
с образованием в России первых сберегательных
институтов – сберегательных касс, во-вторых,
с определением основного функционального
назначения сберегательных касс в Российской
империи – «прием небольших сумм на сохранение
для приращения процентов» от мелких вкладчиков
– населения.
Второй этап, с 1862-1864 гг. стал
временем реформы Устава сберкасс, который
был утверждён и подписан Александром
II 16 октября 1862 г. и, одновременно, временем
принятия Положения о городских (муниципальных)
банках, при которых с 1864 г. разрешалось
открывать и сберегательные учреждения.
Третий этап развития российского
сберегательного дела (с 1896 г. по 1916 г.)
можно определить как новый этап становления
сберегательной системы, период реформирования
сберегательного дела. Казенные сберкассы
становятся основными аккумуляторами
народных сбережений в Российской империи.
Основные характеристики сберегательной
системы Франции легли в основу работы
сберегательных учреждений Российской
империи.
В период связанный с событиями
русско-японской войны, первой россий-ской
революцией, началом первой мировой войны
отразился негативным образом на деятельности
государственных сберегательных учреждений,
что несколько притормозило и развитие
сберегательной системы.
Четвертый этап с 1917по 1988 можно
охарактеризовать как период временного
распада системы - ее восстановление (уже
в новой форме) - и вновь постепенное развитие
и стабилизация.
Преобразования сберегательной
системы и ее "модернизация", вызванные
проводимыми радикальными экономическими
реформами конца 80-х - начала 90-х годов,
обусловили пятый этап ее формирования
и развития с1988 г.
В начале 1988 г. произошла реорганизация
банковской системы, в результате которой
начала действовать новая система банков:
Государственный банк СССР (Госбанк СССР),
специализированные государственные
банки.
3.Особенности сберегательного
дела и концепция развития сбербанка
3.1 Особенности организации
сберегательного дела в России
Организацией оборота сбережений
занимаются институты сберегательной
системы страны. Сберегательное дело можно
рассматривать как со стороны его организационно-экономической
структуры, так и со стороны тех отношений,
которые возникают между населением и
сберегательными учреждениями, а также
отношений между институтами сберегательной
системы.
Сберегательное дело в России
возникло 160 лет назад, кода были организованы
первые сберегательные кассы. По уставу
1841 г. сберкассы создавались для приема
небольших сумм на хранение с целью предоставления
городским низам возможности накопления
сбережений для будущих расходов. Уставом
определялась также величина минимального,
максимального и единовременного вклада.
Ответственность за сохранность внесенных
сумм несли государственные кредитные
учреждения, при которых создавались сберегательные
кассы. Уставом 1862 г. впервые была установлена
связь сберегательных учреждений с государственным
кредитом, таким образом, все поступающие
в кассы суммы за исключением необходимых
текущих расходов переводились в Государственный
банк, приобретавший на них пятипроцентные
облигации государственных займов. Разница
между процентами по вкладам и доходам
от государственных фондов составляла
источник финансирования деятельности
касс.
Возникнув первоначально как
учреждения скорее благотворительные,
нежели кредитные, кассы приобрели к концу
ХIХ в. большое финансовое и общеэкономическое
значение при осуществлении важнейших
государственных операций, прежде всего
конверсионных. По уставу 1895 г. российские
кассы, будучи правительственными по существу,
получили официальное название «государственных».
Центральное руководство сберегательным
делом предполагалось сосредоточить в
особом Управлении сберегательных касс
Министерства финансов. В то время как
на денежные вклады устанавливался жесткий
лимит, обращение сбережений в ценные
бумаги сопровождалось предоставлением
ряда льгот. Такая практика преследовала
не столько цель преумножения накоплений
малоимущих вкладчиков, сколько распространение
среди публики долговых обязательств
казны. Сформировались две основные функции
сберегательного дела: с одной стороны,
сбережение и увеличение накоплений лиц,
живущих своим трудом, с другой – аккумуляция
средств, необходимых для решения важнейших
государственных проектов.
В ХХ в. имело место дальнейшее
развитие структуры и функций сберега-тельного
дела. В начале XX века в России, как и в
других странах Европы, общей тенденцией
развития сберегательного дела стало
превращение сберегательных касс в универсальные
кредитные учреждения, когда наряду с
вкладными и кредитными операциями сберкассы
занимались страхованием капиталов, доходов
и жизни вкладчиков. В соответствии с Уставом
1948 г. главной целью государственных трудовых
сберегательных касс стало предоставление
населению возможности надежного хранения
свободных денежных средств и совершения
денежных расчетов, содействие накоплению
денежных сбережений и их использованию
в интересах развития народного хозяйства
СССР. Таким образом, сберегательное дело
оформилось в мощную централизованную
структуру Государственных трудовых сберегательных
касс, в управлении которой преобладали
административные методы. Банковская
реформа 1987 г., направленная на ликвидацию
монополии государства в использовании
сбережений населения, преобразовала
Государственные трудовые сберегательные
кассы в Сберегательный банк СССР.
В 1990 г. Сбербанк был преобразован
в акционерный коммерческий банк. В соответствии
с Уставом Сбербанка его учредителем выступает
Центральный Банк РФ, который владеет
контрольным пакетом (51%) его акций. В настоящее
время Сберегательный банк уполномочен
совершать весь спектр операций, разрешенных
коммерческим банкам законодательством
РФ. Он получил право принимать участие
своими денежными средствами в деятельности
других финансово-кредитных институтов
и предприятий. Традиционно уделяя основное
внимание выполнению операций, связанных
с организацией сбережений населения,
Сбербанк по характеру своей деятельности
из специализированного превращается
в коммерческий, приобретает универсальный
характер. Другой важной особенностью
Сбербанка является исторически обусловленная
максимальная приближенность к населению
и местному хо-зяйству благодаря самой
развитой в сравнении с другими коммерческими
банками сети филиалов. В связи с этим
государство отводит Сбербанку важное
место в осуществлении крупных социально-экономических
программ.
Сравнительный анализ организационно-экономических
форм и функций исторически конкретных
сберегательных систем позволяет раскрыть
сущность сберегательного дела и закономерности
его развития. Сущность всякого дела в
наиболее отчетливой форме проявляется
в той цели, которая преследуется при его
организации. На всех этапах своего развития
сберегательное дело преследовало своей
целью сбережение и увеличение доходов
тех, кто живет своим трудом. Для достижения
этой цели с помощью сбережений необходимо
было зарабатывать средства. В отличие
от большинства европейских стран, где
сберегательные кассы создавались и управлялись
главным образом частными предпринимателями
и их объединениями, в России сберегательное
дело исторически являлось прерогативой
государства. Это существенно рас-ширяло
возможности его развития, позволяло преодолевать
ограничения, обусловленные нехваткой
средств в стартовый период функционирования
вновь создаваемых сберегательных учреждений.
Не менее важным преиму-ществом государственной
принадлежности сберкасс служили привлекательные
для вкладчиков государственные гарантии
сохранности их сбережений. Вместе с тем
«огосударствление» сберегательного
дела имело и отрицательные последствия,
связанные с отсутствием рыночного механизма
эффективного распределения ограниченных
ресурсов для решения важнейших общеэкономических
проблем.
Стабильная деятельность Сбербанка
России в период кризиса 1998 г. значительно
повысила доверие населения к сберегательным
учреждениям со стороны вкладчиков и корпоративной
клиентуры, укрепила их позиции на всех
сегментах финансового рынка. После 1998
г. Сбербанк России существенно расширил
деятельность по кредитованию реального
сектора экономики. Наиболее крупные инвестиционные
кредиты были предоставлены предприятиям
газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей
промышленности, химии и нефтехимии. Осуществлялось
кредитование черной и цветной металлургии,
судостроительной, авиационной, и пищевой
промышленности. Значительное внимание
уделялось также предприятиям телекоммуникационных
отраслей, а также экспортным проектам
оборонной промышленности.
Доходы населения, вложенные
в реальный сектор экономики, создают
новые рабочие места и новые доходы, вызывая
мультипликационный эффект. Увеличение
доходов потребителей является необходимым
условием развития рыночной экономики.
Институты сберегательной системы вносят
свой вклад в организацию денежного обращения
страны, в регулирование инфляционных
процессов, в преодоление кризисной ситуации
в стране. Таким образом, развитие сберегательного
дела России является основой экономического
роста, преодоления структурных дисбалансов
в экономике и в обществе в целом, а также
служат источником для изменения качества
жизни населения страны.
Концепция развития Сбербанка
России до 2012 г.
Сберегательный банк Российской
Федерации ведет свою историю от сбере-гательных
касс.В 1895 г. был принят новый Устав сберегательных
касс. Сберегательные кассы стали называться
государственными, что обуславливало
ответственность государства за целостность
денег, вверяемых кассам.
Если рассмотреть расцвет банковской
системы и банковских реформ то пе-ренесемся
в 90-е годы ХХ столетия. Во второй половине
80-х гг. страна претерпевала очередной
социально - экономический кризис, что
существенно влияло на деятельность сберегательных
касс.
Важным методом оздоровления
экономики должна была стать кредитная
реформа, направленная на реорганизацию
государственных банковских структур
в акционерные коммерческие банки, ликвидацию
искусственной монополии государства
на использование сбережений населения.
Банковская реформа, проводимая в России
в конце 80-х гг., предусматривала переход
к двухуровневой банковской системе: центральные
банки - специализированные банки. Государственные
трудовые сберегательные кассы были преобразованы
в Сбербанк СССР как государственный специализированный
банк по обслуживанию населения и юридических
лиц.
Итак, рассмотрим концепцию
развития Сбербанка на современном этапе.
Прежняя концепция развития
СБ РФ определяла развитие банка на период
2001-2005 гг. и была успешно реализована: рыночная
капитализация в три раза превысила величину
собственных средств, а совокупная доходность
акций составила в среднем за пять лет
123% годовых. Новая концепция формулирует
основные задачи в развитии бизнеса Сбербанка
и дает ориентиры его финансовой эффективности.
Реализовывать концепцию придется новому
менеджменту, она уже утверждена правлением
банка и комитетом наблюдательного совета
Сбербанка по стратегическому планированию.
Концепция содержит ряд революционных
изменений для бизнеса Сбербанка: он полностью
меняет структуру управления и продуктовый
ряд. Внести изменения в работу Сбербанк
вынужден в связи с обострением конкурентной
борьбы. Кроме того, отмечается в документе,
растет и конкуренция между продуктами
и услугами Сбербанка с другими формами
сбережений и инвестиций (прежде всего
на фондовом рынке, а также в части пенсионных
и страховых услуг). Основная цель Сбербанка
заключается в сохранении лидерства на
рынке финансовых услуг путем изменения
всех бизнес-процессов.
Сбербанк сохранит ориентацию
на рынок розничных массовых услуг и при
этом изменит управленческие и технологические
процессы. Сейчас клиентский бизнес представлен
в правлении директорами кредитного управления
и управления корпоративных клиентов.
Теперь согласно концепции на базе управлений,
занятых в обслуживании клиентов, будут
сформированы три бизнес-блока: корпоративный,
розничный и блок управления активами.
Сейчас Сбербанк лишь косвенно присутствует
на рынке управления активами благодаря
собственному НПФ, в прошлом году вышедшему
на рынок обязательного пенсионного страхования.