Сберегательные кассы в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются особой категорией в жизни общества. Жизнь современного общества трудно представить без такого важного финансового инструмента, как деньги. Именно деньги обеспечивают людям возможность обменивать свои способности, умение, знания на все необходимое для того, чтобы организовать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о ней. Любой из нас задумывается не только о накоплении и преумножении своих доходов, но и о сохранности сбережении.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………………..4
История и понятия сберегательного дела в России………………………...5
История становления сберегательного дела в России…...………………...5
Основные понятия сберегательного дела………….……………………….7
Выводы по 1 главе……………..…………………………………………………...11
2. Этапы развития сберегательного дела…………………....……………..12
2.1 Первый и второй этап: конец XVII века – 1861гг и с 1862 по1895гг..…...12
2.2 Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)…….………18
2.3 Четвертый и пятый этапы : 1917-1988 и с 1988……………………………
Выводы по 2 главе……..…………………………………………………………...21
3.Особенности сберегательного дела и концепция развития сбербанка…….22
Особенности организации сберегательного дела в России…………….22
3.2 Концепция развития Сбербанка России до 2012 г. ………24
Выводы по 3 главе……..…………………………………………………………...27
Заключение…...……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………….………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 90.86 Кб (Скачать файл)

При Александре III наметилось реальное стремление правительства к расширению сберегательного дела и развитию российской сберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всех губернских и уездных казначействах и в важных торгово-промышленных центрах страны. При этом государственная политика в организации сбережений сводилась «к мобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшем использовались государством с целью облегчения конверсий внутренних государственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов».

Вкладчиками сберкасс в этот период стали миллионы жителей России. Что касается распределения вкладов частных лиц, то при оценке сберегательных операций, характерных для этого этапа, в распределении вкладов наблюдалось увеличение количества мелких взносов частных вкладчиков и изменения в профессиональном составе основных вкладчиков сберкасс.

Численность действовавших касс достигла четырехзначной цифры. Число сберегательных учреждений при казначействах возросло с 42 в 1884 г. до 614 в 1895 г., а при отделениях Государственного банка с 58 в 1882 г. до 125 в 1895 г..

Значительное увеличение количества сберкасс произошло после их учреждения при таможнях, фабриках и заводах и особенно при почтово-телеграфных конторах.  Данный этап развития сберегательной системы характеризуется  тем, что в это время сберегательные учреждения начинают воплощать в жизнь, выработанную Министерством финансов (совместно с Государственным банком) общегосударственную сберегательную политику, не только с точки зрения привлечения средств вкладчиков, но и с учетом дальнейшего размещения сберегательного фонда (осуществления инвестиционной деятельности). Так, по принятому Уставу в 1862 г., свободные суммы сберкасс могли направляться на следующие основные цели: вложения в банковские билеты различных выпусков и другие правительственные ценные бумаги, в том числе процентные облигации внутреннего займа, процентные конвертированные бумаги; покупка консолидированных облигаций российских железных дорог, гарантированных государством; вложение в выпуски свидетельств Крестьянского поземельного банка и в выпуски закладных листов Дворянского земельного банка.

Так, в этот же период (в 1865 г.) в Рождественской волости Костромской губернии возникло первое ссудо-сберегательное товарищество – специализированное сберегательное учреждение. Согласно уставу, задачи ссудо-сберегательного товарищества состояли в создании оборотного капитала для занятий его членов земледелием и промыслами. Вносимый пай составлял 50 руб. с правом на кредит в полуторном размере. Срочные вклады обеспечивались круговой ответственностью членов товарищества (уже к 1.01.1881 г. в России имелось уже 729 товариществ с числом членов более 183 тыс. человек с паевым и запасным капиталом в 5 млн. руб., вкладами в 3,1 млн. руб., займом в 3,4 млн. и ссудами – 11,2 млн. руб.).

Таким образом, с гигантским ростом сберегательных учреждений на рубеже 1880-1890-х гг. явственно обозначилась необходимость реформы Устава 1862 г. В подготовленном в 1893 г. проекте нового Устава высказывалась мысль о дополнительном расширении круга совершаемых операций сберкассами, о гарантиях сохранности привлеченных средств и хранении тайны вкладов, о прядке прохождения процесса открытия новых касс и т.д. Стало очевидным, что по мере развития сберегательного дела в России денежные накопления населения, хранившиеся в сберкассах, все активнее стали вовлекаться в развитие народного хозяйства (привлеченные средства населения инвестировались в железнодорожное строительство, в операции государственного земельного кредита и т.п.). Всем этим в совокупности, на мой взгляд, и ознаменовался новый этап развития российской сберегательной системы.

 

    1. Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)

 

Третий этап развития российского сберегательного дела (его временные границы - с 1896 г. по 1916 г.) можно определить как новый этап становления сберегательной системы, период реформирования сберегательного дела. Казенные сберкассы становятся основными аккумуляторами народных сбережений в Российской империи.

Прежде всего, данный этап характеризуется принятием нового Устава сберегательных учреждений. Новый Устав сберегательных касс был одобрен Государственным советом и 1.06.1895 г. утвержден Николаем II. По Уставу в основе деятельности сберкасс была заложена несколько скорректированная «французская сберегательная модель». При этом за сберегательными кассами официально закреплялся статус «финансового подспорья» правительства.

При разработке нового Устава министром финансов С.Ю. Витте был всесторонне изучен опыт развития некоторых европейских сберегательных систем с целью нахождения наиболее благоприятного варианта для российской экономики и базы развития российского сберегательного дела. Приемлемыми оказались системы пяти стран: Великобритании, Франции, Австрии, Италии, Германии (в этих странах эволюция сберегательного дела шла, по пути усиления роли государства на всех отрезках организации сберегательного процесса).

Так, в Англии, Франции, Австрии и Италии существовало два самостоятельных типа сберегательных касс: частные (общественные) и государственные. В Англии к первому типу относились так называемые «доверительные» кассы, второй был представлен введенными в 1861 году государственными почтовыми кассами. К 1900 г. в Великобритании действовало 1625 почтовых касс с привлеченными ресурсами в сумме 135 млн. фунтов стерлингов и 230 частных касс с привлеченными ресурсами в сумме 56 млн. фунтов стерлингов.

Во Франции подобным образом действовали как частные, так и введенные в 1881 году по примеру Англии, государственные почтовые кассы. К 1914 году в государственных кассах было сосредоточено около 1,8 млрд. франков, в неправительственных – 4,0 млрд. франков. Кассы в законодательном порядке обязаны были помещать собранные средства в государственную ренту, государственные ценные бумаги.

В Германии практически все кассы сохранили общественный характер управления и инвестирования капиталов, обладая правом вести активные операции, в том числе предоставляя различные виды кредитов. К 1900 году в Германии насчитывалось 2685 сберегательных касс с 8,6 млрд. марок вкладов и 8,9 млрд. марок активов. Размещая сбережения в кредиты, германские кассы приобретали характер народных банков (около 2/3 их капиталов было инвестировано в ссуды под залог недвижимости и 1/4  в процентные государственные ценные бумаги). Государство, не отвечало по обязательствам касс, потому не вмешивалось в их деятельность, предоставляя свободу в распоряжении своими средствами.

Таким образом, опыт Франции был наиболее удачным на взгляд С.Ю. Витте, поэтому основные характеристики сберегательной системы Франции легли в основу работы сберегательных учреждений Российской империи.

По Уставу 1895 года, российские сберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получали официальное название «государственных»; правительство гарантировало сохранность привлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались хранить тайну вкладов, о состоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или его наследникам и т.п. В административном отношении общее руководство кассами возлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимся одновременно одним их директоров Государственного банка. В соответствии с новым Уставом в круг основных операций сберегательных касс вошли:

-        прием  вкладов с одновременной выдачей  сберегательной книжки

-        приобретение  ценных бумаг по поручению  клиентов касс;

-       услуги  по переводу вкладов в другие  сберегательные учреждения;

-        предоставление  ссуд и другие операции.

Клиенты, имевшие вклады в кассах, делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридические лица).

Число вкладчиков в рассматриваемый период увеличивалось весьма неравномерно. Так, если до 1903 года наблюдалось постоянное увеличение и приток числа клиентов, то в 1905 году из-за политической нестабильности в стране рост организованных сбережений был прерван. Уже на протяжении 1906-1909 гг. ситуация изменилась, темп прироста денежных сбережений и количества сберегательных книжек был невелик. Так, прирост сберегательных книжек в 1909 г. составил 350 тыс., 677 тыс. в 1906 г. и 545 тыс. в 1907 г.

За первое десятилетие после принятия Устава 1895 г. вклады возросли на 119%, а по отдельным районам – от 113 до 192%: в Сибири – на 192%, в Средней Азии – на 162%, в Европейской России и на Кавказе – на 113%. Средняя сумма вкладов на одного жителя Российской империи возросла на 189%, а средняя сумма вклада на одну сберегательную книжку колебалась – наименьший размер вклада был в 1900 г. и составил 78 руб., а наибольший – в 1915 г. и составил 236 руб.

В составе вкладчиков по роду их занятий, на протяжении всего дореволюционного периода значительных изменений не произошло. Оценивая количественный и качественный состав действующих на данном этапе сберегательных учреждений, то, наряду со столичными кассами, кассами при учреждениях Государственного банка, при казначействах и др.,  в 1900-1902 гг. открылись кассы при станциях казенных и частных железных дорог. Их значение заключалось в том, что наряду с почтово-телеграфными, железнодорожные кассы дали возможность приблизить сберегательные операции к населению тех местностей,  которые были значительно удалены от городских центров. В 1902 г. были введены сберкассы на судах военного флота и при казенных винных складах, но на практике таких касс действовало мало. В целях развития и популяризации сберегательной идеи с начала 1900-х гг. учреждались кассы при низших и средних школах, заведовали которыми представители учительского коллектива.

За семь последних лет перед I мировой войной произошел громадный сдвиг в развитии сети сберегательных учреждений и масштабе их операций. Сеть сберегательных учреждений к 1914 году состояла из 1026 центральных касс с 1286 отделениями (при учреждениях Госбанка, казначействах, управлениях железных дорог), 5964 почтово-телеграфных касс, 111 фабрично-заводских и 166 волостных касс. С конца 1916 г. было открыто около 2000 приходских сберкасс под руководством приходского духовенства.

Защита и сохранение сбережений населения, хранящихся в государственных сберегательных кассах - были приоритетом государственной сберегательной политики этого этапа. Так, 30 мая 1905 года был принят закон "Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс", в котором предусматривалось страхование доходов и капиталов сберегательными учреждениями по желанию клиентов. Сберкассы приступили к страховым операциям с февраля 1906 г. Операции по страхованию для сберегательных касс ограничивались следующими видами:

1. Страхование вкладов  на случай внезапной смерти  до 5 тыс. руб.

2. Страхование пенсий  размером до 600 руб. в год.

Всего страхованием к 1.01.1916 г. занимались более 7,5 тыс. касс почти из 10 тыс. Процесс развития этого вида услуг шел достаточно медленно и до первой мировой войны не приобрел широкого распространения.

Сберкассы носили статус государственных учреждений. Регулирование со-здание сберегательных касс и их операционной деятельности является ос-новным направлением сберегательной политики государства. Это связано, с тем, что "стекавшиеся" в фонды сберкасс денежные средства населения и предприятий, играли одну из ведущих ролей в организации и поддержании государственного кредитования.

В этот период происходит событие, которое явилось  первым шагом по превращению сберегательных касс кредитные учреждения. В 1910 г. в законодательном порядке из сумм касс разрешалось отчислять до 20 млн. руб. ежегодно (с возрастанием этой суммы в зависимости от увеличения денежных вкладов) в ссуды учреждениям мелкого кредита на образование и увеличение их основных капиталов.

Развитие сберегательных касс на рубеже XIX - начала XX веков было отмечено опережающим темпом прироста операций по сравнению с численностью сберегательных учреждений, что является положительным моментом в развитии российской сберегательной системы. По некоторым оценкам темпы развития сберегательного дела в России в этот период опережали многие европейские страны.

В последствие период политической нестабильности (связанный с событиями русско-японской войны, первой российской революцией, началом первой мировой войны и пр.) отразился негативным образом на деятельности государственных сберегательных учреждений, что несколько притормозило и развитие сберегательной системы. В уровень развития сберегательного дела за анализируемый период можно оценить как удовлетворительный.

 

    1. Четвертый и пятый этапы : 1917-1988 и с 1988.

 

Четвертый этап в жизни российской сберегательной системы можно охарактеризовать как период временного распада системы - ее восстановление (уже в новой форме) - и вновь постепенное развитие и стабилизация.

Данный этап можно условно разделить на два "подэтапа": первый - это период с 1917 г. по 1921 г. (кризис сберегательного дела), второй - с 1922 г. по 1987-1988 гг. (выход из кризиса и дальнейшее развитие сберегательного дела). Период после прихода к власти большевиков и до окончания гражданской войны в стране (1917 - 1921 гг.) стал одним из самых драматичных в истории развития российской сберегательной системы и отечественного сберегательного дела. Уже в конце 1917 г. - начале 1918 г. под воздействием общенационального кризиса деятельность сберегательных касс практически замерла; они формально были сохранены, но операций практически не производили.

Запиской, принятой управлением Наркомата финансов в 1918 г. "О значении восстановления деятельности сберегательных касс в полном объеме для интересов трудового населения", была восстановлена операционная деятельность касс, находившаяся под ведением вновь воссозданного Управления сберегательных касс. Декретом ВЦИК "государственные" сберегательные кассы были переименованы в "народные" сберегательные кассы.

Информация о работе Сберегательные кассы в дореволюционной России