Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:02, практическая работа
Составление сметы расходов и использования прибыли является одним из этапов построения финансового плана, который кроме показателей сметы должен определить также объемы доходов и расходов от проводимых операций банка.
Схема элементы финансового плана
Составление сметы расходов и использования прибыли является одним из этапов построения финансового плана, который кроме показателей сметы должен определить также объемы доходов и расходов от проводимых операций банка.
Процесс составления смет доходов и расходов, интегрируемых в итоговый баланс движения денежных средств, на основе которого проводится планирование прибыли банка, называют бюджетированием.
Бюджетирование не является продуктом законотворчества, определяющим единые правила и нормы работы для всех кредитных учреждений. Каждый банк самостоятельно разрабатывает формы финансовых планов, которые наилучшим образом отражают взаимосвязи в кредитной организации и понятны для менеджеров различных уровней управления.
Бюджет банка - это формализованный финансовый план, который в количественной форме показывает ожидания субъектов финансового менеджмента по поводу будущих доходов, расходов и финансового состояния банка. Бюджет содержит цели и задачи, выполняющие роль нормативов.
Схема этапы бюджетного цикла
Период времени, на который обычно разрабатывается бюджет, 1 год. Традиционный годовой бюджет делится на кварталы; первый квартал затем делится по месяцам, а другие три квартала оцениваются лишь итоговыми суммами на конец периода. По мере продвижения к концу года каждый следующий квартал также распределяется по месяцам.
Технология бюджетирования начинается с построения финансовой структуры банка и разработки плана статей доходов и расходов. Затем те или иные статьи доходов и расходов закрепляются за ответственными специалистами и руководителями, которые заполняют их при планировании и учете.
Консолидация бюджетных планов требуется в случае применения иерархической финансовой структуры банка. Таким образом, определяется состав участников процесса бюджетирования и распределяются их роли в этом процессе.
Конечная цель бюджетирования состоит в координации действий всех структурных подразделений для поддержания финансовой устойчивости банка.
СХЕМА Финансовая структура банка охватывает центры учета, затрат прибыли и бизнес-центры.
Финансовая
структура банка
Бизнес-центры определяются путем группировки банковских услуг и операций по признаку сферы деятельности либо общей клиентской базы. По каждому из бизнес-центров анализируются привлеченные и размещенные средства, операционные доходы, расходы и прибыль, накладные и общебанковские расходы, конечная прибыль, рентабельность деятельности бизнес-центра и рентабельность отдельных услуг и операций, осуществляемых бизнес-центром.
На втором этапе формируются центры более высокого уровня – центры ответственности (или центры прибылей): управленческий и обслуживающий. К управленческому центру относят подразделения, осуществляющие функции управления банком – планирования и анализа деятельности, бухгалтерского учета, работы с персоналом и т.д. К обслуживающему относятся подразделения, выполняющие вспомогательные функции, - транспортная служба, автоматизация и т.д. Эти подразделения не приносят прямых доходов и являются затратными. С помощью обоснованных расчетов осуществляется перераспределение затрат инфраструктурных подразделений по центрам ответственности, рассчитываются основные показатели деятельности центров ответственности – конечная прибыль, объемы привлеченных и размещенных средств, окупаемость инвестиционных проектов центра ответственности, которые могут включать несколько взаимосвязанных проектов уровня бизнес-центров.
Сводный бюджет банка (финансовый план, мастер-бюджет) составляется путем агрегирования всей совокупности бюджетов подразделений банка – бизнес-центров, центров ответственности, центров обслуживания. По содержанию этот план формирования доходов, расходов, прибыли, отчислений в государственные фонды (налоги), страховые фонды и фонды развития банка.
Вторая составляющая финансового менеджмента – анализ.
Финансовый анализ в коммерческом банке как система оценки экономической эффективности его деятельности и метод оценки качества управления им реализуется в работе в основном двух взаимоувязанных направлениях: анализе финансовых результатов и анализе финансового состояния банка.
Финансовое состояние банка - понятие, характеризующее величину и качество финансовых ресурсов (прибыли) и финансового результата (страховых фондов и фондов развития). Финансовое состояние банка может быть стабильное и нестабильное. Финансовая стабильность (устойчивость) банка характеризуется как постоянное, ежедневное, систематическое получение прибыли при условии выполнения обязательств перед государством, вкладчиками, заемщиками, учредителями; финансовая нестабильность - состояние, создающее угрозу государству, собственникам, клиентам, персоналу банка.
Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений банка и поэтому определяется совокупностью финансово-экономических и хозяйственных факторов.
СХЕМА Факторы формирования использования прибыли банка:
Анализ финансового состояния банка проводится на основе данных: