Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по предмету "Деньги, кредит, банки".
2.
На основании механизма
· двусторонние системы - возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);
· многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Express).
3. По виду проводимых расчетов:
· кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;
· дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для получения товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете;
· «электронный кошелек» - тип карт, предназначенный для использования наличных денег, внесенных на саму карточку, при оплате товаров и услуг. Платежная способность таких карт обусловлена определенной суммой, которую владелец карты предварительно вносит эмитенту этой карточки или его агенту. Схемы прохождения платежей при использовании кредитных и дебетовых карточек принципиально различаются, это 2 разных вида платежных инструментов, каждый из которых имеет собственные особенности и характеристики.
4. По характеру использования:
· индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»; последняя выдается лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривает множество льгот для пользователей;
· семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
· корпоративная карта выдается организации (фирме), которая на основе этой карты может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.
· карточки туризма и развлечений - карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т. д.
· чековые гарантийные карты. Эти карты выдаются владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карта базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту.[7, c.93]
5. По принадлежности к учреждению – эмитенту:
· банковские карты, эмитент которых – банк или консорциум банков;
· коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями;
· карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно являются эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.
6.По территориальной принадлежности:
· международные, действующие в большинстве стран;
· национальные, действующие в пределах какого - либо государства;
· локальные, используемые на части территории государства;
· карты, действующие в одном конкретном учреждении.
7.По времени использования:
· ограниченные каким – либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
· неограниченные (бесрочные).
8.По сфере использования:
· универсальные карты – служат для оплаты любых товаров и услуг;
· частные коммерческие карты – служат для оплаты какой – либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций
21. Виды межбанковских расчетов в РФ
Межбанковские платежи и расчеты - кровеносная система экономики любой страны, и ей присущи все те характерные черты, которые определяют состояние общества в целом.
Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики.
В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между
банками, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий и некоторыми другими факторами.
Существует два основных вида межбанковских расчетов. Преобладающей формой межбанковских расчетов в нашей стране являются расчеты, совершаемые в порядке прямых переводов причитающихся денежных средств (межбанковских переводов). Они осуществляются по поручениям банков - корреспондентов через посреднические звенья - учреждения Центрального банка России, клиринговые палаты, коммерческие банки-респонденты.
Более прогрессивная форма расчетов - зачет взаимных требований и обязательств между банками (межбанковский клиринг).
Обе эти формы межбанковских расчетов предполагают открытие участникам расчетов разного рода корреспондентских счетов - собственно корреспондентских счетов либо клиринговых счетов, являющихся разновидностью корреспондентских счетов. В ряде случаев, например, при двустороннем клиринге обычный корсчет может выполнять функции клирингового счета.
Между указанными формами расчетов имеется определенная взаимосвязь. Во - первых, наличие большого числа корсчетов и совершение по ним множества переводных операций предопределяет необходимость использования
межбанковского клиринга. Во-вторых, расчеты посредством последнего сочетаются с прямыми переводами денежных средств, используемыми для погашения конечного сальдо не зачтенных взаимных платежей.
22. Сущность, формы проявления и причины инфляции
Инфляция - сложный многофакторный социально - экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства:
1) Накоплением и потреблением
2) Спросом и предложением
3) Доходами и расходами государства
4) Денежной массой в обращении и потребности хозяйства в деньгах
Формы проявления инфляции:
1. Повышение товарных цен
2. Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам
3. Увеличение цены золота, выраженного в национальной денежной единице.
Внутренние и внешние причины инфляции:
Внутренние:
- денежные
- неденежные
Денежные факторы:
1) Несбалансированность государственных доходов и расходов, дефицитность бюджета.
2) Использование внутренних займов для покрытия бюджетного дефицита.
3) Выпуск в обращение не полностью контролируемых государством платежных средств.
4) Чрезмерность инвестиции, которые способствуют перепроизводству одних товаров и дефициту других.
5) Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.
Неденежные факторы:
1) Деформированность структуры экономики
2) Милитаризация экономики.
3) Монополизация в экономике.
4) Неординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера.
5) Ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной и ценовой политики государства.
Внешние:
1. Приток иностранной валюты в обмен на национальную
2. Мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный).
3. Нелегальный экспорт золота и валюты.
Инструментом измерения инфляции является индекс потребительских цен – это соотношение между совокупной ценой строго определенного набора потребительских товаров и услуг для текущего периода времени и совокупной ценой того же набора для базового периода.
В зависимости от причины различают два типа инфляции:
- инфляция спроса,
- инфляция предложения.
Инфляция спроса возникает при избыточном спросе (много денег ри малом количестве товаров). Она обусловлена следующими факторами:
• Рост денежных доходов работников
• Рост прибыли предприятий
• Приток иностранной валюты в страну
• Характерна полная занятость
Инфляция издержек вызвана ростом цена на факторы производства, что приводит к росту издержек производства и, следовательно, к росту цен на выпускаемую продукцию. Причины:
• Снижение производительности труда
• Высокие косвенные налоги
• Повышение заработной платы в результате активной деятельности профсоюзов
• Расширение сферы услуг
Разновидностью инфляции издержек является инфляция предложения, которая связана с недоиспользованием производственных мощностей предприятия, в связи с проведением модернизации.
Виды инфляции. В зависимости от темпа роста цен выделяют три вида инфляции:
1) Ползучая (умеренная) - 10% в год
2) Галопирующая – среднегодовой рост цен от 10 до 50%
3) Гиперинфляция – на 505 в месяц
Формы инфляции:
1. По способу возникновения:
1) Административная (социальная) - вызвана административно устанавливаемыми и управляемыми ценами.
2) Импортируемая – рост импортных цен.
3) Индуцированная – вызвана искусственно: рост тарифов на платные услуги.
4) Кредитная – увеличение масштабов предоставления кредитных ресурсов.
2. По характеру протекания:
1) Подавленная (скрытая) – административно-командная экономика, рост цен может не наблюдаться, проявляется в дефиците товаров.
2) Открытая – рост цен, характерна для рыночной экономики.
3. По степени предсказуемости:
1) Ожидаемая
2) Непредвиденная – уровень инфляции выше уровня ожидаемой инфляции, внезапный скачок цен.
4. По степени сбалансированности:
1) Сбалансированная – умеренный рост цен на большинство товаров и услуг.
2) Несбалансированная.
23. Методы борьбы с инфляцией.
Цель антиинфляционной политики – установить над инфляцией контроль и поддержать сравнительно невысокий рост цен.
Методы антиинфляционной политики:
1. Политика доходов: замораживание заработной платы, приводит к ограничению спроса на потребительские товары; применяется редко.
2. Политика «дорогих» денег или дефляционная политика: ограничение денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы:
• Повышается процентная ставка
• Повышаются налоги
• Снижаются государственные расходы.
Замедление экономического роста и снижение деловой активности.
3. Политика налогового стимулирования производства:
- прямое стимулирование бизнеса
- косвенное стимулирование
4. Политика замедления скорости обращения денег: достигается путем увеличения инвестиций.
По срокам выделяют краткосрочную и долгосрочную антиинфляционную политику.
Направления долгосрочной политики:
1) Погасить инфляционное ожидание населения, которое приводит к нагнетанию текущего спроса.
2) Меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
3) Установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.
4) Ослабление влияния внешних факторов (сократить краткосрочные кредиты и займы правительства у других государств).
Краткосрочная политика (несколько месяцев) предполагает:
1) Расширение ставок предложения без увеличения совокупного спроса (льготы предприятиям).
2) Уменьшение текущего спроса при неизменном предложении (новые процентные ставки по вкладам, ценным бумагам).
Таргетирование инфляции – публичное объявление целей по инфляции, за соблюдение которых несет ответственность ЦБ.
В основе политики таргетирования лежат два принципа:
1. Инфляция становится главной
переменной, на которую в долгосрочном
перспективе нацеливает
2. С целью избежать излишнее колебание экономической активности ЦБ должен вести предсказуемую политику с четкими целями и пользоваться доверием населения.
Особенности таргетирования инфляции:
• Важнейшей задачей денежной политики в стране является низкая и стабильная инфляция в долгосрочном плане.
• Целевые показатели инфляции выражаются количественно.
• ЦБ самостоятельно устанавливает значения процентной ставки или других инструментов денежной политики, которые используются для таргетирования инфляции.
• ЦБ обязан отчитываться за результаты своей денежной политики.
24.Необходимость
и сущность кредита, основные
этапы развития кредитных
Кредит – это экономическая категория, которая представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости в денежной и товарной формах.
Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемый на условиях срочности, платности возвратности.
Субъектами кредитных отношений являются:
• Кредитор – собственник денежных средств,
• Заемщик – получает денежные средства в пользование, обязан возвратить в срок, платит проценты.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Деньги, кредит, банки"