Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка
1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.
2.производное
от первого св-ва-выступать ср-ом платежа
с одной стороны и ср-ом оплаты товарных
продуктов с др стороны-рын сделка осущ в двух вариантах-одномоментно-продаве
В рамках этого вар-та
св-во денег выступать ср-ом купли
тов продуктов несколько
9. Свойства
денег, обуславливаемые их
Находясь в частной собственности деньги имеют и выполняют следующие св-ва:
1. быть мерой
специфической ценностью товарн
2. быть ср-ом
возрастания самих себя-
10. Виды цены денег.
Если цены товаров выр в деньгах, то цены денег выр в товарах. Деньги имеют возможную и действительную товарную цену. Возможная тов цена опред кол-ва денег выр-ся в том ассортименте товар прод-тов, кот на них можно приобрести.
Из всех возможных вариантов владелец денег выбирает тот продукт, кот интересует его в текущ момент более всего и приобретает его. Приоритетный тов продукт на данное кол-во денег будет представ собой их действит тов цену. Процесс выбора и акт приобретения тов продукта - это процесс и акт перехода тов цены опред кол-ва денег из возможной в действительную.
Определение этих видов цен является частным делом каждого владельца денег. Для каждого они будут иметь свою цену. Вместе с тем, для равновесного функционирования рынка большое значение имеет опред-е тов цены одной нац ден ед-цы, кот явл обеспеч-е равновесного развития не только самого себя, но и рынка нац капиталистич организма в целом.
Гос-во призвано
определить вел-ну тов цены
нац ден ед-цы в целях
Эл-тами, определяющими рын обеспеч-е нац ден ед-цы явл след:
1)нал-е прир ископаемых(
2)численность и плотность нас-я, его расположение, менталитет нации, ур-нь проф подготовленности наемных работников, историч культурные духовные традиции нации.
3)ур-нь развития технич
оснащенности компаний всех
4)ур-нь развития соц инфраструктуры, разв-е здравоохр-я, спорта, соц защ-сти.
5)ур-нь разв-я МХК.
6)ур-нь кач-ва услуг, оказываемых гос-вом нас-ю и компаниям, ур-нь внутриполит стабильности.
7)ур-нь и состояние
разв-я внеш рын отн-й,
Перечисл эл-ты
определяют именно рын
Кроме того, тов обеспеч-е ДС обуславливают те цен бумаги, кот обращаются на фондовых площадках.
Рын же обеспечение денег кроме названного включает в себя весь потенциал гос-ва, рын инфраструктуру, соц инфраструктуру, прир рес-сы и др, т.е.все то, что непоср-но не нах-ся в рын обороте, но потенциально в нем нах-ся и тем самым обеспечивать нац ДС.
Частные лица знают только то, что их интересует на рынке и то, что определяет возможную тов цену того кол-ва денег, которым они располагают.
Дело же гос-ва состоит в том, чтобы знать всю полноту инфы о рынке, рын потенциале, кот обуславливает рын обеспечение нац ден ед-цы.
Если раньше ден ед-цы
имели известное обеспеч-е
11. Обменный
курс национальной валюты. Элементы,
влияющие на величину
Между тем, несмотря на то, что совр тип ден системы действует уже неск десятилетий, вопрос о том, что именно входит(должно входить) в состав рын обеспеч-я нац валюты , в эк науке до сих пор не решен и даже активно не обсуждается. Устанавливается же обмен курс в совр усл-ях просто эмпирически в рез торгов, происходящий в частности в нашей стране на межбанковской валютной бирже(МВБ).
В рез этих торгов, где частные лица преследуют свои интересы, обмен курс нац валюты(рубля) установлен по оценкам специалистов на заниженном ур-не, причем по утверждению (рук-ля эк банка) правит-ва именно такой(заниженной) обмен курс рубля выгоден для страны. Объясняет оно это след: при заниженном обмен курсе рубля отеч товары за пределами страны имеют относит низк цены и тем самым явл более конкурентоспособным.
В то же вр импортные товары в нашей стране не имеют( при относит заниж обмен курсе рубля) относит выс цены, что делает их менее конкурентоспособными по сравнению с отеч товаропроизводителями. Однако при этом правит-во не учитывает след обстоят-ва: из Р.экспортируется не просто товар высокотехнологич отраслей нац эк-ки, а преимущ-но сырьевые рес-сы. Эти товары(сырье) экспортируются в др страны, на самом деле не конкурируют с аналогич товарами, экспортируемыми др добывающими странами, они просто пополняют рынок стран-импортеров теми товарами, которых нет у них и добыча которых в мировом хоз-ве имеет естеств ограничения. Поэтому размер цены на такие(сырьевые) товары не влияет на ур-нь конкуренции, т.е.не может сделать их менее конкурентоспособными в случае повышения размера их цены.
С др стороны, импортные товары в нашей стране не испытывают большой конкуренции со стороны отеч товаропроизводителей просто потому что таковых в Р.почти нет.
Вследствие этих обстоятельств отеч экспортеры сырьевых ресурсов, продавая по относит низким ценам свои товары за рубежом, фактич недополучают часть валют выр-ки в то вр, как иностр импортеры вследствие относит заниженного курса рубля получают в Р.относит завыш доходы.
Т.к.отеч экспортеры
для осущ-я своей деят-ти
Паритетный обмен курс
нац валюты считается тот, при
кот рын обеспечение
Для установления обмен курса нац валюты, соответствующего нац интересам, необходимо активное вмешат-во гос-ва. Оно посредством переговоров с др странами должно определять на послед финн год(вместе с принятием гос бюджета, установлением прожит минимума) вел-ну обмен курса нац валюты со всеми странами, с кот имеются внеш рын отн-я; а не отдавать этот вопрос на откуп т.н.рын стихии, где на самом деле господствуют те, кот располагают наиб эк возможностями.
12. Последствия
диспаритетного обменного
При девальвации национальной валюты экспорт становится более выгоден, а импорт менее выгоден для фирм данной страны. Но падение курса скажется на торговом балансе в несколько отдаленной перспективе, так как в близком будущем остаются в действии старые контракты, используются уже существующие запасы сырья и еще не произошло падение спроса на импорт (девальвация делается в условиях падения платежного баланса, но первое время после нее спрос на импорт еще остается высоким, а цена его из-за обменного курса уже поднялась).
Если экспорт преобладает в структуре внешней торговли страны, то это означает избыточное поступление иностранной валюты в страну, следовательно, рост спроса на национальную валюту и рост обменного курса этой валюты.
Падение обменного курса национальной валюты теоретически невыгодно импортерам. Рост обменного курса ведет к увеличению внутренних цен на импортные товары, что может привести к резкому снижению круга потребителей и уменьшению товарооборота. Но практически повышение внутренних цен не приводит к сколько-нибудь значительному сокращению объемов импорта, особенно если отсутствует возможность импортозамещения.
13. Сущность
денег в теории меркантилистов,
физиократов и английской
Больше всего научных исследований было посвящено именно деньгам. В свое время возникла даже такая дисциплина как история экономической мысли, которая классифицировала различные подходы школ экономической мысли по поводу тех или иных аспектов денег.
Систематизацию этих школ можно провести как в историческом аспекте, т.е. в зависимости от исторической последовательности их возникновения и существования, так и в концептуальном отношении, т.е. в зависимости от того, как именно определяли те или иные аспекты денег различные школы экономической мысли.
Деньги встали в центр исследования экономической науки собственно с самого начала ее становления, т.е. приблизительно с середины 15века. С тех пор и до наших дней истории экономической мысли известны такие школы как: 1) Меркантилизма 2) Физиократов 3) Английская школа политэкономии 4) Марксистская (трудовой стоимости) 5) Кейнсианская 6) Нелиберальная школа (неолиберализм), в ее рамках существует монетаризм.
Исторически первая школа (меркантилизма) полагала, что деньги представляют собой золото, и являлась активным сторонником сначала денежного, а потом торгового баланса. Она полагала, что страна богатеет вследствие разницы между количеством ввезенного и вывезенного из страны золота. Чем эта разница больше, т.е. чем больше золота в стране, тем страна богаче.
15-16 вв характеризуются большим количеством открытий и притока золота у стран - портов морских держав. Другие страны, не имевшие выход к морю, решили развивать свою промышленность и, вследствие, являлись богаче, чем морские державы.
Следующая школа – физиократов. Они полагали, что деньги – это золото. Особенность того времени: в Европе стали появляться бумажные денежные средства. Физиократы их появление приняли без понимания, настороженно.
Представители: Кене, Тюрго. Они не знали, в каком количестве должна быть эмиссия, считали ее стихийной. Предполагали, что банкноты быстро выйдут из оборота вследствие того, что они не разбирались в эмиссии, не понимали.
Третья школа - английская школа политэкономии также утверждала, что наиболее подходящий денежный материал – золото (серебро). В это время начала складываться некая культура эмиссионной деятельности. Смит и Риккардо выступали апологетом банковского дела.