Состояние, проблемы и пути развития банковского сектора России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

Актуальность исследования перспектив развития банковского сектора определяется особой важностью этого компонента финансового сектора и рыночных основ функционирования экономики нашей страны. С помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими. Банковская система находится в центре любых экономических макропроектов государства, поэтому от ее состояния и динамики развития, политики государства в отношении банковской системы зависит судьба экономики страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Банковская система РФ на современном этапе развития…………….….....4
§2. Проблемы банковской системы и пути их решения……………………….5
§3. Пути развития банковского сектора РФ…………………………………….9
3.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы на период 2013-2015 годов……………………………………………..9
3.2. Основные задачи, связанные с реструктуризацией банковской системы России………………………………………………………………..…13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ДКБ.docx

— 35.28 Кб (Скачать файл)

Если в относительно сжатые сроки в России не будут реализованы  меры по повышению качества работы всего рынка банковских услуг и обеспечению дифференциации рисков, то скорее всего негативные тенденции, охватившие в 2011 г. страны Евросоюза, и прежде всего Грецию, окажут существенное негативное воздействие на банковскую систему России.

Однако финансовая ситуация в Европе уже оказывает негативное влияние на российский банковский сектор, который столкнулся с первыми проблемами нехватки ликвидных ресурсов еще во второй половине 2011 г. С середины 2011 г. большая часть банковских институтов, в том числе крупнейших, таких как ВТБ 24, Банк Москвы, Райффайзенбанк, Газпромбанк, Росбанк, Альфа-банк, «Уралсиб», МДМ Банк, Россельхозбанк и некоторые другие, стала повышать процентные ставки по вкладам с целью поддержания необходимого уровня ликвидных средств.

В январе 2012 г. ставки по депозитам увеличил Сбербанк в попытке избежать оттока привлеченных в конце года финансовых ресурсов, которые необходимы банку для удовлетворения увеличившегося на кредитные средства спроса. Максимальная ставка Сбербанка по депозитам в рублях составила 8%. До этого Сбербанк увеличивал процентные ставки в ноябре 2011 г. на 1,25 процентного пункта до 7,25%, как результат – рост объема привлеченных средств физических лиц на 76 млрд руб. до 5,28 трлн руб. [3].

Из приведенных данных видно, что финансовые затруднения  в Европе в целом и в Греции в частности несомненно приведут к ухудшению банковских балансов и повышению напряженности банковского сектора.

Но, несмотря на нестабильную ситуацию и большую волатильность финансовых рынков, государственные власти должны сконцентрировать свои усилия на реализации стратегических законодательных задач, которые будут способствовать формированию основы для создания в России конкурентоспособного финансового рынка.

Центральный банк Российской Федерации предусмотрел необходимые инструменты в ответ на возможный дефолт Греции, в том числе достаточный объем средств для рефинансирования банков, и разработал методы эффективного управления процентными ставками, способные смягчить последствия возможного кризиса для российской экономики, в первую очередь банковской системы [4], но конкретных мер представителями Центробанка названо не было.

Следует отметить, что в  проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов» [5] сказано, что для реализации денежно-кредитной политики будет осуществляться весь спектр имеющихся в распоряжении Банка России инструментов (главным образом регулирование нормативов обязательного резервирования и операции по предоставлению ликвидности). Однако в 2011 г. использование указанных инструментов не было достаточно эффективным. При этом процентная политика Банка России согласно данному проекту направлена на обеспечение интересов бюджета, а действующие в настоящее время инструменты рефинансирования не дают возможность качественного применения уже существующих и создания новых рычагов денежно-кредитной политики.

Более того, основные задачи денежно-кредитной и валютной политики на 2012, а также 2013 и 2014 гг., изложенные в указанном проекте, предусматривались ранее в аналогичном проекте денежно-кредитной политики на 2011 г., в соответствии с чем курс денежно-кредитной политики не изменится, а будет носить «преемственный характер» [6]. В данном случае вопрос заключается в том, что было сделано Банком России в прошедшем году, если большинство целей и задач повторяется в текущем году. К тому же в новом периоде (2012–2014 гг.) многие задачи скорее всего также решены не будут вследствие их первоначальной недостижимости.

Продолжающийся кризис в  Европе подрывает доверие ко всей финансовой системе. Российскому банковскому сектору в нынешнем виде устоять в преддверии новой волны кризиса помогут только высокие цены на нефть, которые держатся уже больше года. Однако летом 2011 г. банковские структуры, опасаясь столкнуться с нехваткой ликвидности, начали увеличивать резервы под возможное обесценение ссуд, а Центробанк вернулся к практике предоставления кредитов банковским организациям. Доступ к зарубежным финансовым рынкам для российских банков уже закрыт. Даже представители Сбербанка признали, что банк испытывает существенные трудности с привлечением ресурсов на внешнем рынке, следствием чего стало увеличение процентных ставок по вкладам с целью привлечения средств населения. Поскольку отечественным компаниям доступ к международному рынку капитала также закрыт, они стали привлекать средства российских банков, в результате чего в конце 2011 г. увеличились объемы кредитования.

При сохранении высоких цен  на нефть (свыше 100 долл. за баррель) российские банковские организации могут спокойно функционировать. Но при падении цены ниже 70 долл. за баррель вследствие ухудшающейся финансовой ситуации в Европе, темпы роста экономики будут близки к нулю и банковская система в ее современном состоянии не сможет избежать нового системного кризиса. Замедление темпов роста национальной и мировой экономики влияет на дальнейшее сокращение спроса на нефть и другие энергоносители и приводит к снижению цен на них, что для России будет означать обострение уже привычных проблем: сокращение доходов, дефицит бюджета, отток капитала, потери инвестиций, банкротство кредитных организаций.

3.2. Основные задачи, связанные с реструктуризацией  банковской системы России

В целях предотвращения второй волны кризиса или снижения степени  ее негативного воздействия на банковскую систему и всю национальную экономику Правительству Российской Федерации необходимо в максимально короткие сроки решить накопившиеся проблемы банковского сектора, а также создать условия для стимулирования производства внутри страны и стимулирования внутреннего спроса, что обеспечит оздоровление всей экономики и главным образом банковской системы как главного участника перераспределения финансовых ресурсов.

Для реструктуризации банковской системы России необходимо решить следующие задачи [7. С. 234]:

– проводить укрупнение банковского сектора, одновременно сохраняя возможность существования региональных банков;

– продолжать повышать минимальный  размер уставного капитала, при этом следует предусмотреть возможные источники финансирования увеличения капитала владельцами банковских организаций, в том числе возможность введения нулевой ставки налога на прибыль для банковских организаций в случае реинвестирования прибыли в капитал;

– провести реформирование законодательной базы с целью  повышения привлекательности разработок и реализации инновационных и инфраструктурные проектов;

– обеспечить привлекательный  финансовый климат в России для возможности привлечения более дешевых долгосрочных финансовых ресурсов в экономику страны;

– обеспечить создание венчурных  фондов как с государственным участием, так и без, создание специализированных банковских учреждений, главной задачей которых станет финансирование крупных инвестиционных проектов с инновационной составляющей;

– разработать и ввести в оборот новые банковские продукты, в том числе кредитные с целью диверсификации рисков и снижения уровня системного риска;

– создать общие базы кредитных досье и залогов;

– разработать процедуры  быстрой и эффективной диагностики банковских проблем;

– оптимизировать законодательную  базу в рамках вопроса сокращения сроков и упрощения процедуры банкротства банковских организаций.

Выполнение поставленных задач в короткие сроки должно способствовать предупреждению наступления кризиса банковской системы или в случае его возникновения – снижению его значения как для банковского сектора, так и для других отраслей российской экономики.

 

 

Заключение

В настоящее время российская банковская система находится в состоянии неустойчивой стабильности. Несмотря на преодоление кризиса и большей части его последствий, банковский сектор остается подверженным изменениям внешней конъюнктуры. С целью повышения его устойчивости и предупреждения в будущем негативного влияния тенденций европейского финансового рынка российским органам власти в сжатые сроки предстоит решить несколько важных задач, главными из которых являются совершенствование банковского законодательства, укрупнение банковского сектора, создание в России привлекательного финансового климата.

 

 

Список использованной литературы

1. Функционирование банковской  системы России в посткризисный  период // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2012. - №2(18). С. 100-107

2. Заявление Правительства  Российской Федерации № 1472п-П13 и Центрального банка Российской Федерации № 01-001/1280 от 05.04.2011 о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. URL: http://www.cbr.ru

3. Борисяк Д., Воронова  Т. Сбербанк копит деньги. Сбербанк  неожиданно повысил ставки по вкладам населения. Так он пытается избежать оттока привлеченных в конце года средств: они нужны ему для удовлетворения возросшего спроса на кредиты // Ведомости. 2012. 17 янв.

4. Швецов С. ЦБ сгладит  шок экономики РФ от дефолта  Греции // Российская газета. 2011. 2 нояб.

5. Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов (Утв. ЦБ РФ 28.10.2011) // Вестник Банка России. 2011. № 65. С. 3–35.

6. Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов (Утв. ЦБ РФ 12.11.2010) // Вестник Банка России. 2010. № 67. С. 3–29.

7. Глобальный финансовый  кризис: безопасность финансовой  сферы России / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Институт экономики РАН, 2011

 


Информация о работе Состояние, проблемы и пути развития банковского сектора России на современном этапе