Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и её эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ современной антиинфляционной политики и её эффективность.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 4
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия 4
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики 9
2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции 13
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства 13
2.2. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 17
3. Идеология антиинфляционной политики 22
3.1 Антиинфляционная стратегия 22
3.2 Антиинфляционная тактика 26
Особенности инфляции и основные направления антиинфляционной политики в России. 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

курсач ДКБ.docx

— 190.18 Кб (Скачать файл)

3. Норма обязательного  резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

4. Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

5. Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный  банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих  в экономике активов. Можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

- Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

- Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

- Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия  на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного  предложения затрагивает по цепочке  производственных связей весь хозяйственный  комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом, монетарными методами, воздействующими на экономику в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост.

Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после  отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при  ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка  и перевод открытой инфляции в  подавленную.11

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. При этом в первую очередь  экономисты пытаются найти ответ  на вопрос: каким образом ликвидировать инфляцию, как уменьшить её?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Идеология антиинфляционной политики

3.1 Антиинфляционная стратегия

 

 

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение  психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Это возможно сделать при соблюдении некоторых условий:

 всемерное укрепление  механизмов рыночной системы,  которые способны снизить цены  или хотя бы замедлить их  рост. В этом случае вероятно  изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных  мотивов. Потребитель должен быть  уверен, что колебания цен на  сравнительно небольшое количество  товаров и услуг происходят  под влиянием спроса и предложения;

 существование правительства  национального согласия, пользующегося  доверием большинства граждан  и проводящего антиинфляционную  политику. Правительством ставятся  определенные, осуществимые и проверяемые  антиинфляционные задачи,  и правительство  информирует население о них.

Например, сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого  темпе роста денежной массы. Если обещания выполняются в течение  определенного количества времени, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители  становятся уверены, что правительство  борится с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.

Экономическое поведение  людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен.

Для того, чтобы денежная политика была антиинфляционной, указанный предел надо удерживать в течение некоторого времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть определяющую роль.

Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие  современной банковской системы, где  центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить  антиинфляционную денежную политику непросто. Это объясняется тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, отклонялось от намеченного  антиинфляционного курса, прибегало  к закачиванию в экономику  избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили проблему уменьшения инфляции.

Необходимо заметить, что  как только денежные ограничения  стабилизуют темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем  слабее ожидания, тем выше склонность к сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные  проблемы, в частности финансировать  дефицит, все меньше прибегая к кредитам Центрального Банка. Центральному Банку  становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего позитивного осуществления, т.е. представляет собой усиливающийся процесс по борьбе с инфляцией.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов  и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам.

Совершенствование налоговой  системы можно превратить в элемент  антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную  стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному  процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. С точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы  в Центральном Банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот  стал реальностью, подоходное налогообложение  должно строиться на основе прогрессивной  шкалы, а снижение ставок распространяться, прежде всего, на лиц с высокими доходами, так как у них склонность к  сбережению выше, чем у малоимущих.

Стоит заметить, что антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Именно поэтому основная нагрузка, связанная  с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных  расходов. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен  стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета, так как возможна ситуация противоположная - увеличение дефицита, ускорение инфляции.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в  следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. То есть прекращение чрезмерного  вмешательства государства в  инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному  наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими  мерами – государственным стимулированием  научно-технического прогресса, структурной  перестройкой экономики, ориентацией  инвестиций на производство потребительских  товаров, конверсией военной экономики  и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям  и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной  экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые  и кредитные регуляторы, государство  способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена  так, чтобы свести к минимуму воздействие  на экономику со стороны внешних  инфляционных импульсов. Особенно это  связано с перемещением через  границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

Это основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой проявятся  по прошествии некоторого времени.

 

3.2 Антиинфляционная тактика

 

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется незамедлительно  предпринять меры антиинфляционного  регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, объяснения ее механизмов, они носят экстренный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования  не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение  без соответствующего повышения  спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие антиинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Информация о работе Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и её эффективность