Современная кредитная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:41, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ структуры современной кредитной системы России и перспектив ее развития.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие и раскрыть функции кредитной системы;
- дать характеристику основных элементов кредитной системы;
- раскрыть этапы становления кредитной системы;
- проанализировать особенности структуры и развития кредитной системы РФ;
- описать банковскую систему РФ, ее состояние;
- охарактеризовать небанковские кредитные организации;
- проанализировать зарубежный опыт регулирования кредитной системы;
- предложить пути совершенствования российской кредитной системы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность кредитной системы и ее роль в экономике страны
1.1. Понятие и функции кредитной системы
1.2. Характеристика основных элементов кредитной системы
2. Состояние кредитной системы РФ
2.1. Особенности структуры и развития кредитной системы РФ
2.2. Банковская система РФ, ее состояние
2.3. Небанковские кредитные организации
3. Перспективы развития кредитной системы РФ
3.1. Зарубежный опыт регулирования кредитной системы
3.2. Совершенствование российской кредитной системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ОИД РЕФЕРАТ.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.

2. Состояние кредитной  системы РФ

Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:

- процентные ставки по  операциям Банка России;

- нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров  роста денежной массы;

- прямые количественные  ограничения.

2.2 Банковская  система РФ, ее состояние

В настоящее время в России сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. Основная функция центрального банка состоит в эмиссии кредитных денег - банкнот и регулировании денежного обращения. Центральные банки превратились в "банки банков", т.е. их клиентурой стали коммерческие банки. Центральный банк является банкиром государства. Он выполняет важную функцию по эмиссионно-кассовому исполнению государственного бюджета, а также обслуживает государственный кредит - размещая облигации государственных займов на денежном рынке.

Основные цели деятельности Банка России:

1. Защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам. Во исполнение этой цели "главный российский банк" монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег, организацию их обращения  и изъятия из обращения; во  взаимодействии с правительством  разрабатывает и проводит единую  государственную денежно-кредитную  политику и т. д.

2. Развитие и укрепление  банковской системы РФ. Центральный  банк является органом банковского  регулирования и надзора за  деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор  за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства. Главная  цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности  банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов.

3. Обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов. Центральный банк  координирует, регулирует и лицензирует  организацию расчетных, в том  числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления  безналичных расчетов.

2.3 Небанковские  кредитные организации

Сегодня в России активно обсуждается вопрос о возможном переходе от двухуровневой банковской системы к трехуровневой. Один из вариантов предполагает сделать это через реформу существующей системы лицензирования банковских учреждений. Другой - предполагает дальнейшее развитие института небанковских кредитных организаций (НКО).

До настоящего момента НКО были не столь распространены в нашей стране, хотя старейшие из них ведут свою историю с 1993 г. Причина тому - скудный набор услуг, которые они могут оказывать своим клиентам. В подавляющем большинстве он ограничивается расчетными или инкассаторскими операциями. В целом такой подход к регулированию НКО соответствует мировой практике.

 Небанковские кредитные организации - относительно новый для России финансовый институт, в настоящее время практически неизвестный широкому кругу предпринимателей и руководителей. Несмотря на то что понятие НКО появилось в российском банковском законодательстве достаточно давно, реально востребованы они оказались только после банковского кризиса 1998 г.

В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг. НКО могут производить расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, а также кассовое обслуживание юридических лиц и операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. Главное различие между НКО и коммерческим банком состоит в том, что НКО не имеет права размещать денежные средства от своего имени и заниматься инвестиционной деятельностью. Основная специализация российских НКО - осуществление быстрых и качественных расчетов (валовых платежей) между юридическими лицами.

В российской банковской системе небанковские кредитные организации специализируются пока в сфере расчетов. Однако богатый зарубежный и исторический опыт показывает, что возможны и весьма перспективны для развития различные формы НКО, такие как кредитные кооперативы, союзы и товарищества.

В зарубежных системах денежные расчеты на рынке ценных бумаг тесно связаны с депозитарной деятельностью. Специализированные кредитные институты небанковского типа предоставляют широкий спектр депозитарно-клиринговых услуг. В российской банковской практике только крупные банки совмещают депозитарные и банковские операции, работая главным образом с юридическими лицами.

Перспективными направлениями развития НКО может являться межбанковский клиринг, представляющий собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований. В практике развитых зарубежных банковских систем клиринг охватывает значительную долю межбанковских расчетов. Также рассматривая перспективы развития небанковских кредитных организаций, целесообразно допустить для них совмещение расчетной и депозитарной деятельности. В то же время есть мнение, что расширение сферы деятельности небанковских кредитных организаций может серьезно повлиять на банковский бизнес в целом. Считается, что в этом случае НКО получат необоснованное конкурентное преимущество перед коммерческими банками. Однако, по моему мнению, вследствие развития системы небанковских кредитных организаций возникнет здоровая конкуренция, которая является основным признаком развитого межбанковского рынка.

3. Перспективы  развития кредитной системы РФ

3.1. Зарубежный  опыт регулирования кредитной  системы

 
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Если вексель предусматривает обязательство уплаты в 1000 долл., то ЦБ покупает его, например, за 950 долл. Тогда учетная ставка составит 5%. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Его основными функциями являются:

1) денежно-кредитное регулирование  экономики;

2) эмиссия кредитных денег;

3) контроль за деятельностью кредитных учреждений;

4) аккумуляция и хранение  кассовых резервов других кредитных  учреждений;

5) кредитование коммерческих  банков (рефинансирование);

6) кредитно-расчетное обслуживание  правительства;

7) хранение официальных  золотовалютных резервов;

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена на Западе только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в расчетах населения - обычно менее 5 - 10%.2 Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически “продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты - простые векселя до востребования - могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в производство. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972 - 1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%.1 В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30%, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по сберегательным - 10%. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6%.2

Другой инструмент кредитного регулирования - политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 20-х годах. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Как оно должно осуществляться?

Для ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту стран с развитой двухуровневой банковской системой. Центральные банки на Западе, помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.), располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы, основными составляющими которого являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Регулирование кредитно-финансовых процессов на внутристрановом уровне решает двуединую задачу - осуществление широкого макроэкономического воздействия на народное хозяйство, сочетаемого с возможностью оперативной корректировки проводимых мероприятий.

На рынке ссудных капиталов государство выступает кредитором и заемщиком, может устанавливать общие правила функционирования рынка и контролировать их выполнение, проводить официальную денежно-кредитную политику и т.д. Влиянием государства обусловливаются основные тенденции развития рынка.

Информация о работе Современная кредитная система РФ