Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
• Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

      Как и Служба Финансового контроля (СФК), ФКСВ осуществляет ревизии, инспекции и принуждает застрахованные банки к исполнению. В дополнение к исполнению ФКСВ тесно связана с вопросами слияния, открытия филиалов, и рассмотрения других ходатайств, зарегистрированных на уровне штатов, не являющихся членами банков, в отношении которых она имеет право контроля и инспектирования. В 1985 году таких банков было 8392. ФКСВ также контролирует взаимосберегающие банки – сберегательные учреждения, застрахованные ФКСВ, - и осуществляет ревизию совместно с Федеральной резервной системой (ФРС) и СФК. ФКСВ имеет собственные стандарты капитала, которые часто воспринимаются наравне со стандартами СФК и ФКС. При активах около 19 миллиардов долларов депозитный фонд составляет менее 1,2% от общей суммы застрахованных вкладов.

      Эта система находится под контролем. Недавно внимание было приковано к реформе, и в нескольких исследованиях были представлены новые схемы страхования, такие, как основанная на риске платы или основанный на поиске капитал. ФКСВ также стремится получить от конгресса более широкие полномочия по управлению.

      По  роду своей деятельности ФКСВ участвует  во многих регулятивных функциях, таких  как:

  1. Ревизия платежеспособности.
  2. Ревизия деятельности по доверительной собственности.
  3. Надзор за учреждениями зарегистрированными штатами.
  4. Исполнение законодательства о потребителях.
  5. Реализация законодательства о ценных бумагах.
  6. Надзор по антитрестовским вопросам.
  7. Страхование вкладов.

      Этот  орган имеет право издавать распоряжения о прекращении или приостановлении  деятельности.

      Все это производится в том случае, если было установлено, что:

  1. В данном банке или финансовом учреждении существовала небезопасная или неосновательная практика ведения деятельности, которая могла нанести вред клиентам.
  2. Нарушались законы, правила, инструкции или устав.
  3. Нарушения каких-либо условий, закрепленных в письменной форме в связи с одобрением ходатайства или иной просьбой учреждения или письменным соглашением по какому либо вопросу.

      Все свои действия ФКСВ должно предварять своевременными письменными уведомлениями о намерении принять процессуальные действия и если в установленный срок небыли предприняты надлежащие действия, то начинают принимать меры.

      Эти меры заключаются в том, что проводятся слушания для принятия решения об издании распоряжения о прекращении или приостановлении деятельности банка или его должностного лица. Это слушание проводят не менее чем через 30 дней и не позднее чем через 60 дней после направления уведомления.

      В настоящее время ФКСД является независимым  федеральным агентством, подотчетным Конгрессу и возглавляемым чиновникам (банки и другие кредитные организации не имеют право на участие в управлении системой). Для разрешения ситуаций с проблемными банками ФКСД применяла  и применяет на сегодня три основных метода:

      - санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (ФКСД содействует ликвидации «бесперспективных» активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);

      -    ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;

      -   выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада (в настоящее время – 100 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке) с ликвидацией банка.

      Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования вкладов можно считать:

      -     страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);

      -   государственная собственность и управление страховым фондом;

      -  гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;

      - значительная финансовая поддержка  государства; 

      - практически полный охват банковских  учреждений страны;

      - тесное взаимодействие ФКСД с  государственными органами банковского надзора.

      Следует подчеркнуть, что в настоящее время система защиты вкладов в США носит совершенно всеобщий, тотальный характер: системой страхования ФКСД охвачено до 98 % всех вкладов, составляющих свыше 99% активов страны.

      Таблица 3.1

Построение  системы страхования вкладов в России и США

 

 

Страна  Год создания  В чьей собственности находится  Кто принимает  решения  Взносы  банков  Взносы  правительства  Максимальные  выплаты на одного вкладчика
 в иностранной валюте  в рублевом эквиваленте (по курсу 1.01.2005 г.),

 в тыс. руб.

 США  1933  государственная корпорация  независимая корпорация  0,08% в год  от средней суммы вкладов за  год  нет, но при  необходимости предоставляет кредит до $3 млрд.  $100 тыс.  3 604
 РОССИЯ  2004  государственная корпорация  государственная корпорация (АСВ)  0,15 за квартал от суммы остатков средств на счетах по учету вкладов  имущественный взнос РФ (3 млрд. руб.)  100% суммы  вкладов в банке, но не более  100 тыс. руб.  100

 

Заключение

 

     Проведенный анализ процессов в денежно-кредитной  сфере России позволяет сделать следующие важные выводы, касающиеся политики Центрального банка РФ в данной области:

     Нынешняя  структура денежно-кредитной системы  стала в большой степени отражать потребности рыночного хозяйства  и все больше приспосабливаться  к процессу новых экономических реформ.

     В то же время процесс становления  кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли. Это один из важнейших выводов, которые должны быть сделаны из сравнительной характеристики денежно-кредитных систем России и США. Именно в развитии небанковского сектора видится дальнейшая перспектива реформирования денежно-кредитной системы России.

     Другой  важный пример денежно-кредитной системы США, который актуален для России, это независимость регулирующего органа от исполнительной власти. В России постоянно предпринимаются попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.

     Нельзя  обойти вниманием и тот факт, что  многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и  инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. В США можно наблюдать схожий процесс, однако у нас он осложняется отсутствием традиций в финансовой сфере, что зачастую ведет к мошенничеству и как результат к потере доверия со стороны населения ко многим кредитным институтам. Поэтому России нужно присмотреться к опыту законодательного регулирования парабанковской системы США.

     Следовательно, из анализа денежно-кредитных систем России и США можно сделать  следующие рекомендации по дальнейшему  совершенствованию денежно-кредитной системы России:

     - Дальнейшее развитие парабанковской системы и укрепление доверия к ее финансовым инструментам

     - Укрепление рубля, его реальная конвертируемость и вытеснение теневого хождения доллара на территории России.

     - Борьба с коррупцией и усиление открытости финансовых институтов.

     - Дальнейший рост независимости  Центрального банка России как  эмиссионного центра от исполнительной  и законодательной властей с  одновременным ростом значения  саморегулирующихся организаций  в финансовой сфере.

     Несмотря  на отдельные негативные моменты, налицо явное позитивное изменение в  состоянии российской банковской системы.

      В дальнейшем необходимым условием эффективного банковского бизнеса является выравнивание конкурентных условии для Сбербанка и других банков, хотя со стороны банков оно может возложить серьезное бремя на бюджет.

 

Список используемой литературы

 
  1. Закон Российской Федерации "О Центральном банке  РФ (Банке России)" от 27 июня 2002 г. с изменениями на 18 июля 2005 года.
  2. Письмо Минэкономразвития РФ от 28 июля 2000 г. N ЮБ-78/28 "О концептуальных основах развития банковской системы России".
  3. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Раздел 2.2.2
  4. Указание ЦБР от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" (с изм. и доп. от 8 июня, 21 декабря 2000 г.)
  5. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.)
  6. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Статья 6
  7. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.)
  8. Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2004
  10. Банки и банковские операции. /Под ред. Е.Ф.Жукова. — М: "ЮНИТИ", 2004.
  11. Банковское дело /Под ред. В.И.Колесниккова, Л.П.Кроливецкой - М: Финансы и статистика, 2003
  12. Банковское дело /Под ред. О. И. Лаврушина- М.: Финансы и статистика, 2003.
  13. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. //Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 2001.
  14. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  15. Дробозина Л.А. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: — М.: ЮНИТИ, 2003.
  16. Коровкин В.В., Кузнецова Г.В. Оформление валютных операций. — М.: Приор, 2003.
  17. Кочергин Д. А. Электронные деньги: теоретическая интерпретация и функциональный анализ. СПб.: ЛексСтар, 2003.
  18. Кочович Е. Финансовая математика: теория и практика финансово-банковских расчетов: Пер. с серб. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  19. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. Научное издание - М.: Финансы и статистика, 2004
  20. Макарова Г П. Система банковского маркетинга: Учеб. пособие.
  21. Масленников В.В. Зарубежные банковские системы. М.: ТД «Элит-2000», 2001.
  22. Масленченков Ю. С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. - Кн. 3, Технология финансового менеджмента клиента. - М: Перспектива, 2005.
  23. Маспенчепков Ю. С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. - Кн. 1. Фундаментальный анализ. - М.: Перспектива, 2004.
  24. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  25. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  26. Общая теория финансов: учебник для вузов по направлению «Экономика», спец. «Финансы и кредит» / Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Окунева и др.; под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, 2003.
  27. Портной М.А. и др. Финансы и кредит: Учебное пособие -М.:МЭСИ, 2003 стр. 82.
  28. Рассказов Е А. Управление свободными ресурсами банка. -М.: Финансы и статистика, 2004.
  29. Реструктурирование кредитных организаций в зарубежных странах / Под ред. А.Г.Грязновой и др. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  30. Тренёв Н.Н. Управление финансами — М.: Финансы и статистика.
  31. Уткин Э.А. Стратегический менеджмент: Способы выживания российских банков. - М.. Фонд Экономического Просвещения, 2005.
  32. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Нововведение в банковском бизнесе России - М.: Финансы и статистика, 2005
  33. Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Дробозиной. — М.: "ЮНИТИ",2004
  34. Финансы, деньги, кредит. / Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2004.
  35. Шавров А.В. Финансовое право. Учебно-практическое пособие. М.: Финансы и статистика ,2003.          
  36. Американский бюджет: структурный анализ // Экономика и управление в зарубежных странах. 2000. № 10.
  37. Банковская система. Статистика с 1996 по 2005 год //Обзор экономики России 2006 №1.с.236-247
  38. Блиндер А. Теория и практика функционирования центральных банков // Финансовый бизнес. 2001. № 1.
  39. Гузнов А.Г. Ближайшие перспективы развития российского банковского законодательства // «Аудиторские ведомости» 2003. №2.
  40. Дейкин А. Как устроен федеральный бюджет США? // Человек и труд. 2005. № 4.
  41. Ежемесячный теоретический научно-практический журнал « Деньги и кредит» 11/2004, 9/2004,Москва.
  42. Ежемесячный теоретический научно-практический журнал « Деньги и кредит» 4/2005, 2/2005,Москва.
  43. Кириченко Э., Марцинкевич В. США: наивысшая точка подъема? // Финансы. 2005. № 5.
  44. Крюков В. Состояние банковского сектора // "Экономист" №2, 2004 стр.29-33.
  45. Лузанов А. Региональные аспекты госрегулирования банковской системы: поучительный опыт США // Российский экономический журнал. 2000. №3.
  46. Марцинкевич В. США в процессе трансформации // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8.
  47. Матюшок А. Банковская система США //Вестник Ассоциации белорусских банков. 2005. № 17.
  48. Мехряков В. Развитие рынка банковских услуг после вступления России в ВТО Вопросы экономии № 8, 2005 стр. 96 - 102.
  49. Назарова Л., Банковские стратегии «ЭЖ» № 7,2005
  50. Петров В. Инструментарий промышленного регулирования // РИСК. 2000. № 3-4.
  51. Регулирование банковской деятельности США // Финансист. 2000. № 2. стр. 53.

 

Приложения

    Приложение 1

    Показатели денежной программы на 2006 год (млрд. рублей)

 
 
1.01.06

(оценка)

1.01.2007
вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5
Денежная база (узкое определение) 1740 2072 2140 2161 2195 2225
- наличные деньги в обращении (вне Банка России)

- обязательные  резервы

1662  

78

1975  

98

2040  

100

2060  

101

2092  

103

2121  

104

Чистые  международные резервы 3286 3541 3771 3883 4086 4325
- валовые международные резервные активы Банка России и Правительства Российской Федерации

- международные  резервные обязательства Правительства Российской Федерации

3387  
 

100

3605  
 

63

3834  
 
 

63

3946  
 

63

4150  
 

63

4388  
 

63

Чистые  внутренние активы -1546 -1469 -1631 -1722 -1891 -2100
Чистый  кредит расширенному правительству -871 -870 -991 -1052 -1165 -1327
- чистый кредит федеральному  правительству

- остатки  средств на счетах субъектов  Российской Федерации, местных  органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-743  

-128

-772

 

-98

-888

 

-103

-947  

-105

-1054

 

-111

-1211

 

-116

Чистый  кредит банка -558 -476 -521 -540 -590 -625
- валовой кредит банкам

- корреспондентские  счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

   
20

-578

60

-536

40

-561

28

-568

10

-600

5

-630

Прочие  чистые неклассифицированные активы -118 -123 -119 -130 -137 -147

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России