- выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведутся тем же подразделением, которое выпускает банковские карты для физических лиц. Эквайринг банковских карт по сути является частью расчетно-кассового обслуживания, но в силу ряда технологических причин относится к компетенции подразделений по банковским картам, т. е. розничным подразделениям.
- Розничные операции с VIP-клиентурой (private banking). В более точном смысле термин private banking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиента, например недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и т. п. Однако в том виде, как это описано выше, private banking существует только в крупных зарубежных инвестиционных банках. В отечественной практике услуги по доверительному управлению денежными средствами и бумагами - это предоставление услуг в режиме максимального удобства для клиента по тарифам, отличающимся в лучшую сторону по сравнению со стандартными. Критерием различия между «стандартным» и VIP-клиентом выступает сумма средств, которой оперирует клиент и которая, по мнению банка, является интересным «объектом обслуживания» [7, c.81].
Согласно второй
классификации технологического подхода
различают:
- Операции без счета. К этой группе относятся все операции, совершаемые между клиентом и банком единовременно. Иными словами, это операции типа «сделка». Например, наличный обмен валюты, отправление перевода, получение наличных в банкомате и т. д. Операции без счета ограничены во времени, как правило, одним банковским днем.
- Операции со счетом. Характеризуются наличием долговременных отношений клиента и банка. При этом речь может идти как о совершении одной операции (срочный вклад), так и о разнообразных множественных операциях, совершаемых в течение длительного промежутка времени.
Любая услуга, в
том числе банковская, удовлетворяет
какие-то потребности клиентов, за которые
они готовы платить. Согласно маркетинговому подходу виды розничного бизнеса
классифицируются на основе выделения
групп финансовых услуг, необходимых потребителям
— физическим лицам:
- Сберегательный бизнес - услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств в различных валютах на счетах физических лиц либо операции с долговыми инструментами с физическими лицами, например со сберегательными сертификатами и облигациями. Конечно, депозитными услугами пользуются и юридические лица, но мотивация и отношение к размещаемым ресурсам совершенно иные, поэтому это другой бизнес.
Следует учитывать,
что население сберегает средства
с различными целями. Это может
быть сбережение в форме отложенного спроса,
с инвестиционными целями, для накопления
определенной суммы средств в целях осуществления
крупной покупки или вынужденное сбережение.
Основная часть
средств населения привлекается
во вклады. Вкладные операции можно
также разделить на приходные и расходные
операции, операции по начислению и выплате
процентов по вкладам и другие.
Депозитные
услуги можно классифицировать по срокам
привлечения средств на срочные
депозиты и вклады до востребования, с учетом начисленных
процентов и без учета процентов. Срочные
вклады можно подразделить на краткосрочные
и долгосрочные, с использованием ценных
бумаг (сберегательных сертификатов и
облигаций) и без них.
- Кредитование. Выдача кредитов физическим лицам представляет собой сложную маркетинговую и технологическую задачу. Самый удобный способ классификации кредитов заключается в группировке по целям предоставления. В зависимости от целей предоставления можно выделить следующие кредиты физическим лицам:
- для покупки особых товаров или оплаты услуг;
- на развитие личных хозяйств;
- целевые кредиты отдельным социальным группам;
- на нецелевые потребительские нужды и др.
Кроме классификации
по целевому характеру выделяют кредиты:
- по субъектам кредитных отношений - банковские и небанковские кредиты;
- по способу организации предоставления ссуженных средств - кредиты организованные и неорганизованные, прямые и косвенные;
- по формам выдачи - товарные и денежные кредиты;
- по степени покрытия кредитом стоимости потребительских товаров, услуг - кредиты на полную стоимость или частичную их оплату;
- по способу погашения кредита - погашаемые постепенно или разовым платежом;
- по срокам выдачи – краткосрочные и долгосрочные.
Обычно выделяют
три сегмента розничного кредитования:
Кредиты на приобретение товаров
длительного пользования для массового клиента,
ипотеку и автокредитование [15].
- Расчеты и кассовые операции. Все виды расчетов для физических лиц как с открытием, так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных и коммерческих чеков, иных расчетных инструментов для физических и юридических лиц.
- Валютный обмен. Услуги по наличным и безналичным конверсионным операциям для физических лиц. Часто этот вид бизнеса функционально и организационно совмещен с межбанковскими банкнотными операциями.
- Хранение и перевозка ценностей. Предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т. д.
- Операции с использованием пластиковых карточек. Пластиковые карточки могут быть разделены на традиционные банковские, являющиеся инструментом доступа к счету, и карточки электронных денег, которые сами являются носителем определенной денежной стоимости. С точки зрения бизнеса карточные операции можно одновременно отнести ко всем из указанных видов обслуживания [7, c.84].
С точки зрения
организационного подхода розничные
операции можно разделить в соответствии
имеющимися отделами в банке и
их функциональными обязанностями.
Например:
- розничные операции, которые включают депозитные услуги, расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, операции с пластиковыми карточками, валютно-обменные и другие посреднические операции, находящиеся в ведении отдела розничных услуг и его секторов;
- кредитные операции, осуществляемые отделом кредитования физических лиц.
Существуют
и другие классификации розничных
услуг.
Во-первых, это
выделение традиционных услуг населению
и нетрадиционных, новых по сравнению
с периодом существования всего
банковского бизнеса.
К традиционным
розничным услугам можно отнести
такие услуги как:
- кредитные;
- депозитные;
- продажа - покупка наличной иностранной валюты, ее конверсия,
- продажа дорожных, коммерческих и банковских чеков,
- прием банкно<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size: 14pt; text-decoration: none