Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:41, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение типов банковских систем и особенностей их развития на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотрение понятия и структуры банковской системы, характеристика нормативно-правовой базы функционирования банковской системы;
анализ современных типов банковских систем и особенностей развития западных и мусульманских типов банковских систем;
определение проблем и перспектив развития банковской системы России.
Вместе с тем, сегодня
исламские банки выполняют
Финансовые инструменты, не основанные на кредитном проценте, отвечают требованиям исламской этики и могут быть классифицированы следующим образом (рис. 2.2):
Рис. 2.2. Беспроцентные финансовые инструменты12
Анализ характеристик традиционных и исламских (беспроцентных) финансовых инструментов позволяет сделать вывод о том, что специфика исламского финансирования главным образом связана с отсутствием процентной ставки на вложенный капитал, независимо от результатов его использования. Аналогичный подход частично практикуется в европейских финансовых институтах, например, при венчурном финансировании, оперативном лизинге и др.
Очевидно, что роль банков в финансировании деятельности предприятия первостепенна. Главное же отличие исламских банков от традиционных (европейских) состоит в использовании партнерских схем взаимоотношений между банком и его клиентами, что стимулирует поиски этических разрешений возникающих проблем, а также существенно содействует росту экономики в целом. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проектах банка и тем самым контролировать использование своих средств. В таких условиях растет уровень доверительности партнерских отношений13.
В свою очередь, банковская система Малайзии является уникальной и единственной в своем роде, т.к. в ней параллельно успешно функционирует традиционная и исламская банковские системы. Морфологическая структура банковской системы Малайзии включает: Центральный банки Малайзии (Банк Негара Малайзия), исламские банки, традиционные банки, банковскую инфраструктуру и клиентов исламских и традиционных банков.
Тенденции в развитии рассмотренных типов банковских систем складываются под влиянием современной глобализации мирохозяйственных связей, интеграции всех типов банковских систем в современную мировую экономическую систему и особенно более быстрым в последние годы вовлечением в эти процессы банковских систем развивающихся, в том числе мусульманских стран. Развитие банковской системы любой страны, будь то переходная, развивающаяся, мусульманская или западная происходит в своем индивидуальном русле, обусловленное историческими, географическими, экономическими, политическими, социальными и культурными причинами. Однако это не приводит к уходу от складывающейся тенденции в мировой экономике, одновременно с вовлечением в мировое хозяйство происходит развитие как общепринятых и общеустановленных международных стандартов, так и традиционных для конкретной страны.
Выделим следующие основные тенденции, характерные для современного западного типа банковской системы14:
Развитие мусульманской и западной моделей банковских систем происходит по-разному, но это не дает оснований предполагать, что у них нет общих черт. Обе модели развиваются под влиянием общемировой тенденции, хотя мусульманские страны видят свой особенный путь. Однако это не мешает развитию сближения между странами в области экономической и культурной интеграции, а наоборот, способствует взаимопониманию и поиску его новых форм сотрудничества, как на межгосударственном, так и на межкорпоративном уровне.
Анализ банковской системы мусульманских стран выявил следующие специфические тенденции в их развитии:
В свою очередь, развитие банковской системы в России происходило под влиянием национально-исторических факторов, экономических, политических, социальных и культурных особенностей страны, которые складывались с момента ее зарождения. Россия в своем историческом развитии имела не одно потрясение, которые имели место и в сфере финансово-экономических отношений, а именно, за последние полтора столетия Россия трижды переживала периоды существенных преобразований в банковской системе, которые были связаны с изменением ее институциональных основ. Причем эти реформы, которые проводились в 50-х — 60-х гг. XIX в., в 20-х — 30-х гг. XX в. и с середины 80-х гг. по настоящее время, каждый раз происходили в условиях переходного периода.
Формирование банковской системы в России показывает, что она не раз находилась на переломных этапах, и каждый раз наблюдались определенные сходства в развитии, которые позволяют говорить о необходимости учета накопленного исторического опыта в теории и практике банковского дела для последующего поступательного и эффективного функционирования российской банковской системы.
В развитии отношений между банками и их клиентами особая роль отводится правилам банковской практики, соблюдение которых, как это отмечается в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», позволяет раскрыть сущность банка как кредитной организации. Характер этих правил сводится к следующему:
1. Банк не может выполнять отдельные банковские операции в тот или иной момент, тогда как каждый отдельный клиент может пользоваться ограниченным кругом услуг, но от этого конкретный банк не перестает быть банком. Сущность банка абстрактна, выражает совокупную характеристику своей реальной деятельности. Поэтому сущность банка, его отношения с клиентами целесообразно рассматривать с учетом его роли в развитии экономики в целом.
2. Отношения банка с клиентами должны быть объективными: независимо от многообразия форм и типов самих банков (коммерческий, эмиссионный, специализированный, универсальный и т.п.).
3. Сущность банка, его отношения с клиентами требует определения присущих ему специфических черт, особенностей, отличающих его от других экономических объектов.
В этом смысле банк является таким предприятием, которое производит продукт отличающийся от любого другого продукта сферы материального производства. Банк производит не просто продукт, а товар особого рода в виде денег. Деньги, выпущенные банком как единственным монополистом среди многих хозяйствующих субъектов, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления и тем самым способствуют развитию денежно-кредитных отношений с клиентами.
Во всех этих сферах банк выполняет операции и услуги, направленные на увеличение банковской продукции, реализация, сбыт которой требует изучения различных сегментов рынка, где могут быть реализованы банковские продукты.
К ним относятся:
В рамках каждого сегмента рынка изучается клиентская база, состоящая из юридических и физических лиц, банковских корреспондентов и различных учреждений. При этом банк выделяет наиболее интересующие его группы предприятий, населения или правительственных учреждений и работает с ними для максимального привлечения вкладов, наилучшего размещения кредитов, продажи наибольшего количества прочих услуг.
Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в России? Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.
Важное значение для каждого банка имеют также единицы географической сегментации, расположенные в различных районах и зонах. Банк изучает, прежде всего, возможности близлежащих сегментов рынка и укрепляется на них.
Во всех этих случаях банк может расширить свою клиентскую базу за счет многочисленных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам, осуществляющим турпоездки, путешествия, предпринимательскую, хозяйственную или финансовую деятельность.
В процессе эволюционного развития рынка банковских услуг возникают и реализуются три типа кредитных отношений15:
Исторически и логически первым, простейшим типом кредитных отношений являются непосредственные отношения между кредитором и заемщиком, когда обладатель временно свободных средств и носитель временной потребности в дополнительных средствах вступают в контакт друг с другом без участия каких бы то ни было третьих лиц. Хотя это наиболее простые, примитивные отношения, они содержат в себе внутренние противоречия, которые служат источником дальнейшего развития кредитных отношений.
Аналогичную структуру должен иметь и кредитный механизм. Он должен включать:
В результате установления
кредитных отношений между
По мере развития кредитных отношений у банков появляются многочисленные обязанности, аккуратное выполнение которых способствует увеличению объема банковских услуг. Например, банк обязан:
1. Выполнять специальные поручения клиента, например такие, как приказ о регулярных платежах.
2. Погашать чеки клиентов. При этом чеки должны быть аккуратно выписаны и не просрочены. На оплату чеков не должны быть запреты судебных органов.
3. Банк не должен распространять информацию о состоянии дел клиента.
4. Периодически или по просьбе клиента банк обязан выдавать ему выписку из банковского лицевого счета, инкассировать общепринятые банковские инструменты, до закрытия счета выслать клиенту обоснованное уведомление.