Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов кредитной политики банка.
В качестве объекта исследования кредитной политики банка на практике было выбрано отделение №69 Сбербанка России .
В связи с этим перед нами стояли следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета полученных кредитов Сбербанка России
Изучение работы банка по предоставлению кредита
выявить направления совершенствования кредитной политики предприятия
Выявление общих положений кредитной политики банка
Исследование конкретных примеров реализации кредитной политики Сбербанка России
Введение 3
1. Теоретические основы регулирования учета кредитов 5
1.1 Понятие, виды кредитов 5
1.2 Нормативное регулирование учета кредитов 7
1.3 Особенности учета кредитов 11
2. Организационно-экономическая характеристика отделения № 69 22 Сбербанка РФ
2.1 Организационно-правовая основа деятельности 22
2.2 Анализ основных экономических показателей 27
3. Учет и порядок кредитования физических лиц в отделении №69 Сбербанка РФ 30
3.1 Документы, предоставляемые физическими лицами для получения кредита 30
3.2 Расчет платежеспособности физического лица 30
3.3 Оформление кредитной документации 33
3.4 Порядок предоставления кредита 35
3.5 Порядок погашения кредитов и уплаты процентов 37
4. Совершенствование учета кредитования физических лиц в отделении №69 Сбербанка РФ 43
Выводы и предложения 45
Список литературы
В ст.5 указывается,
что общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации. Органы, которым
федеральными законами предоставлено
право регулирования бухгалтерс
В настоящем законе в ст.9 также говорится, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
2) Положение по бухгалтерскому учету «Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)
ПБУ 15/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредитам), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Помимо того, Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа. Причина изъятия беспроцентных договоров займа связана, во-первых, с тем, что указанный договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую 50-кратного установленного законом МРОТ, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон, т.е. не касается юридических лиц, для которых и установлены обязательные требования по организации ведения бухгалтерского учета. Во-вторых, по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (ст.809 ГК). Кроме того, указанные отношения не соответствуют одной из важнейших характеристик обычного займа, а именно "платности".
Согласно п.3 ст.817 ГК договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.
3) Закон Российской
Федерации “О банках и банковск
4) Закон Российской
Федерации “Об ипотеке (залоге
недвижимости)“ от 16.07.1998 г. №
102-ФЗ с изменениями и
5) Закон Российской Федерации «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.2004 г. с изменениями и дополнениями.
6) Федеральный Закон
от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О
страховании вкладов
7) Федеральный Закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 20.08.2004) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998)
8) «Положение об обязательных
резервах кредитных
9) «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» утв. ЦБ РФ 05.12.2002 N 205-П (ред. От 11.04.2005)
10) Унифицированные Правила и Обычаи для Документарных Аккредитивов, публикация международной торговой палаты в Париже № 500 1993 года (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits, ICC Publication № 500, 1993 revision).
11) Приказ Министерства финансов
РФ № 83н, Федеральной
12) Нормативные документы Сбербанка России, регламентирующие порядок проведения кредитных операций и оценку кредитного риска.
13) и иные внутренние нормативные документы отделения №69 Сбербанка России, регулирующие порядок кредитования физических лиц.
1.3 Особенности учета кредитов
Бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих организаций, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.
Бухгалтерский учет ведется банком непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчетам и т.д. находят свое отражение в бухгалтерском учете не только банков, но и предприятий, и других хозяйствующих субъектов. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и других счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка - по пассиву.
Проводимая в настоящее время в России банковская реформа - сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских банков в международное банковское сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции - повышение доверия иностранных партнеров к российским банкам. Поэтому переход российских банков на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом банковской реформы. Многие российские банки уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам. В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти множество примеров того, как меняется отношение к российским банкам со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по международным стандартам.
В связи с переходом российской банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности особый интерес представляет деятельность иностранных банков, которые уже много лет составляют свою отчетность в таком формате, причем используют для этой цели соответствующие программные продукты. Основная цель создания любой автоматизированной банковской системы (АБС) - повышение качества управления кредитной организацией. Управление банком представляет собой сложный процесс, характеризующийся целым комплексом различных функций, регламентирующих его деятельность, каждая из которых оказывает определенное управляющее воздействие на одну из сфер деятельности банка.
В условиях перехода всех российских банков на МСФО следует особенно тщательно изучить опыт тех банков, которые на протяжении многих лет осуществляют подготовку отчетности как в соответствии с РПБУ, так и по международным стандартам.
Переход российской банковской системы на МСФО позволяет не только сравнивать финансовую отчетность российских и зарубежных банков по единым стандартам, но и значительно упрощает процедуру подготовки ежегодной и ежемесячной отчетности. Согласно принятым в международной практике правилам отчетность готовится не с помощью таблиц соответствия российской и международной систем учета, а непосредственно из банковской операционной системы.
Кроме того, стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов составляет существо его кредитной политики. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику с учетом политических, экономических, организационных и прочих факторов.
При формулировании кредитной политики банк исходит из того, что ссудные операции приносят основную часть его прибыли.
Что же на деле представляет собой содержание кредитной политики банка? Кредитная политика Сбербанка России определяет стратегию и тактику работы Банка по операциям, несущим кредитный риск, и является основным инструментом реализации стратегии Банка в сфере проведения активных операций.
Стратегической (основной) целью кредитной политики Банка является эффективное использование кредитных ресурсов Банка для обеспечения его стабильного поступательного развития. Реализация основной цели кредитной политики осуществляется путем формирования качественного и доходного кредитного портфеля.
Для реализации основной цели кредитной политики Сбербанк России в первую очередь будет ориентироваться на:
а) привлечения новых ресурсоемких клиентов на комплексное обслуживание с применением современных банковских технологий,
б) развития розничного кредитования (кредитования физических лиц на потребительские цели, в том числе предоставление экспресс-кредитов, ипотечных кредитов, автокредитов),
в) развития кредитования клиентов, относящихся к малому бизнесу (критерии отнесения клиентов к малому бизнесу и технологии их кредитования определены соответствующими внутренними документами Банка).
при условии:
Для достижения указанной цели банком должны быть решены следующие задачи:
Учитывая сложившиеся клиентскую базу Банка и особенности текущей макроэкономической ситуации, приоритетными при кредитовании юридических лиц будут являться администрации субъектов РФ и муниципальных образований, предприятия и организации промышленности, оптовой и розничной торговли, строительной индустрии, в т.ч. кредитование на инвестиционные цели, ТЭК, лизинговых компаний на финансирование лизинговых сделок.
Кредитование физических лиц рассматривается в первую очередь как:
В других документах, раскрывающих содержание кредитной политики банков (кроме изложенного раньше), характеризуются те виды кредитов, предоставление которых запрещено или крайне нежелательно (заемщикам, платежеспособность и надежность которых вызывает сомнения, не предоставившим полный перечень документов и т. д.),
Четкое и подробное описание кредитной политики имеет важное значение для любого банка. В нем раскрывается содержание всех процедур кредитования и обязанности сотрудников банков, связанных с этими процедурами. Любые отступления от правил кредитной политики должны полностью документироваться, мотивироваться и носить исключительный характер. В то же время положения, характеризующие кредитную политику, должны быть достаточно гибкими, чтобы учитывать все основные изменения политических, экономических и правовых условий.
Принятие решений в сфере кредитных операций Банка осуществляется Кредитными/Лимитным Комитетами Банка, должностными лицами Банка и Кредитными Комитетами филиалов в рамках установленных им лимитов. Компетенция Кредитных/Лимитного Комитетов Банка по вопросам принятия Банком на себя риска при проведении кредитных операций и реализации основных принципов и направлений Кредитной Политики Банка определяется Положениями о Кредитных/Лимитном Комитетах Балтийского Банка, утвержденными Приказами Президента Банка. Лимиты самостоятельного принятия решений должностными лицами Банка/филиала по кредитным операциям утверждаются соответствующими Приказами Президента Банка.
Тарифы и условия Сбербанка России по проведению кредитных операций для юридических и физических лиц утверждаются Приказом Президента Банка после рассмотрения Кредитным/Лимитным Комитетом Банка.