Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ валютной политики России и ее направлений, проблем валютного регулирования и путей его совершенствования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность валютной политики и валютного регулирования;
2) рассмотреть виды валютной политики и ее направления;
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА....................... 5
1.1. Понятие валютной политики, ее элементы.............................................. 5
1.2. Виды валютной политики и валютных систем........................................ 9
1.3. Роль валютной политики в экономике государства................................ 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ................. 16
2.1. Валютная монополия государства........................................................... 16
2.2. Становление валютных отношений в условиях рынка............................ 17
2.3. Валютное регулирование экономики в РФ на современном этапе......... 22
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ.................................................................................................................................. 26
3.1. Проблемы реализации валютной политики РФ....................................... 26
3.2. Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса.......... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................... 36
В истории системы фиксированных
валютных курсов (ФВК) можно выделить
три периода [8, 152-156]: 1) эра «золотого
стандарта» (1870-1914 гг. и 1925-1931 гг.); 2) система
«золотовалютного стандарта» (между 1
и 2 мировыми войнами); 3) Бреттон-Вудская
валютная система (1944-1971 гг.).
Первая и вторая системы - это системы
реально фиксированных курсов. Третья
- система договор фиксированных валютных
курсов.
При системе «золотого стандарта» все
национальные валюты имели фиксированное
золотое содержание. Например, I английский
фунт стерлингов с 1821 г. имел золотое содержание
равное 7,322385 граммам золота. 1 германская
марка - 0,385422 гр. золота (с 1873 г.). Валютный
курс определялся отношением золотого
содержания валют. В данном случае 1:20,3.
«Золотой стандарт» был системой твердых
валютных курсов по определению, т.к. базировался
на непосредственной связи с золотом.
При этой системе:
1)все страны поддерживали жесткое соотношение
между своими запасами золота и количеством
денег в обращении;
2) все национальные валюты имели фиксированное
содержание золота;
3) существовала свободная купля-продажа
золота.
Конвертируемость валют в золото и свободное
движение золота между странами приводили
к установлению фиксированных валютных
курсов для любых операций, обеспечивали
выравнивание дефицитов и активов ПБ.
Этот же механизм не позволял государству
финансировать свои расходы путем инфляции.
Такое положение обеспечивало стабильность
экономики. Но «золотой стандарт» имел
и недостатки: 1) при системе ФВК страны
должны отказаться от проведения независимой
денежной политики; 2) требования о фиксированных
валютных курсах могут выполняться страной
только при наличии золота в качестве
официальных резервов.
Основные принципы организации валютных
отношений при Бреттон-Вудской системе
заключались в следующем:
1) базирование на золотовалютном стандарте,
означающее, что некоторые валюты в международных
расчетах рассматривались как эквиваленты
золота и могли функционировать в качестве
валютных резервов;
2) фиксированные паритеты, согласованные
в рамках МВФ, на основе которых сравнивались
и обменивались валюты;
Чтобы обеспечить соответствие
действительного курса своей
валюты объявленному паритету каждая
страна могла:
а) или гарантировать конвертируемость
своей валюты в золото по официальному
паритету (в США в 1945 г. установлен паритет
35 долл. за 1 унцию золота);
б) или поддерживать на рынках курс своей
валюты по отношению к остальным в пределах
колебаний максимум в 1% паритета (выбрали
остальные страны).
Курсы валют отклонялись от своих паритетов
незначительно, поскольку они находились
под государственным и межгосударственным
воздействием. МВФ контролировал механизм
межгосударственных расчетов, прибегая
к валютным интервенциям, обычно в долларах
США. При фундаментальных нарушениях равновесия,
с согласия МВФ, проводились девальвации
и ревальвации валют развитых стран.
3) конвертируемость валют, свобода и многосторонность
платежей в текущих операциях.
Ямайская валютная система во многом отличается
от Бреттон-Вудской [12, 464]:
1) меняется носитель мировых денег. Бреттон-Вудская
система использовала в качестве конечного
средства расчетов золото и резервные
валюты, а новая система опирается на СДР
- коллективную валюту МВФ и Евро - коллективную
валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом
в структуре международной ликвидности;
2) новая валютная система разрешает как
фиксированные, так и плавающие валютные
курсы или смешанный вариант;
3) наличие замкнутых валютных блоков,
которые, с одной стороны, являются участниками
мировой валютной системы, с другой - внутри
них существуют особые отношения между
странами – участниками;
4) в Ямайской системе права МВФ по надзору
за валютными курсами расширены. МВФ выработал
основные принципы, которых должны придерживаться
страны - члены МВФ при проведении курсовой
политики, с тем, чтобы международная валютная
система в целом функционировала эффективно.
Суть этих принципов сводится к следующему:
а) экономически обоснованный валютный
курс. Страны должны избегать манипулирования
валютным курсом в целях недопущения необходимого
регулирования ПБ или получения несправедливых
конкурентных преимуществ;
б) осуществление интервенции в целях
сглаживания значительных хаотичных краткосрочных
курсовых колебаний;
в) учет интереса других стран при проведении
интервенции. Были также разработаны основные
критерии для определения выполнения
страной этих принципов.
1.3. Роль валютной политики
в экономике государства
На современном этапе развития мирового
хозяйства в системах регулирования экономики
(главным образом, в системах, где преобладают
рыночные методы) все более важное место
стала занимать валютная политика. Формирование
валютной политики государства тесно
связано с глубинными процессами, происходящими
не только в кредитно-финансовой сфере,
но и в экономике современного мирового
сообщества в целом. В числе этих процессов
следует выделить интернационализацию
производства и глобализацию капитала
на качественно новом уровне, стремительное
развитие информационных технологий и
связанную с этим структурную перестройку,
охватившую все промышленно развитые
страны, усиление государственного регулирования
экономических процессов, позволяющего
предотвращать или смягчать наиболее
разрушительные последствия действия
рыночных сил.
Под влиянием этих процессов валютная
политика из метода, ориентированного
в основном на применение во внешнеэкономической
сфере все в большей степени превращается
в один из наиболее значимых методов государственной
экономической политики вследствие усиления
ее взаимодействия практически со всеми
разновидностями внутриэкономической
политики.
В российской экономической литературе,
посвященной вопросам регулирования валютных
отношений, валютная политика государства
определяется как совокупность мероприятий
в сфере международных экономических
отношений, причем ее конкретные направления
и формы во многом зависит от положения
страны в мировом хозяйстве и задач, стоящих
пред национальной экономикой.
Направления и формы валютной политики
определяются валютно-экономическим положением
стран, эволюцией мировой валютной системы,
расстановкой сил на международной арене.
Юридически валютная политика оформляется
валютным законодательством – совокупностью
правовых норм, регулирующих порядок совершения
операций резидентами и нерезидентами
с валютными ценностями на территории
страны и резидентами за ее пределами,
в число которых входят и международно-правовые
нормы, закрепленные в межгосударственных
двух- или многосторонних валютных соглашениях.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях
рыночной экономики одновременно осуществляется
рыночное и государственное регулирование
международных валютных отношений. На
валютном рынке формируются спрос и предложение
различных валют, и их курсовое соотношение.
Рыночное регулирование подчинено закону
стоимости, а также закону спроса и предложения.
Действие этих законов в условиях конкуренции
на валютных рынках обеспечивает относительную
эквивалентность обмена валют, соответствие
международных финансовых потоков потребностям
мирового хозяйства, связанным с движением
товаров, услуг и капиталов. Кроме того,
посредством ценового механизма и динамики
валютных курсов валютный рынок выступает
в роли оперативного источника информации
о состоянии валютных операций.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ
ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Валютная монополия государства
Валютное регулирование в Российской
Федерации прошло в своем развитии несколько
этапов, которые можно обозначить следующим
образом:
Первый этап валютного регулирования
(1917 – 1987 гг.), начавшийся с момента образования
РСФСР (а затем СССР), характеризовался
полной централизацией валютных доходов
государством.
Государственная валютная монополия означала
исключительное право государства в лице
уполномоченных им органов на совершение
операций с иностранной валютой и другими
валютными ценностями, на управление валютными
ресурсами страны. Такая валютная политика
сводилась к перераспределению валютной
выручки и привлеченных иностранных кредитов
внутри страны в соответствии с валютным
планом, к переговорам о кредитах и финансовых
условиях торговых сделок, управлению
официальными золотовалютными резервами,
надзору за жестко ограниченными валютными
операциями физических лиц (у предприятий
таких операций вообще не могло быть).
Важнейшие решения принимались Советом
Министров СССР, и отдельные министерства
и ведомства имели ограниченную свободу
действий в данной области, даже по техническим
и самым мелким вопросам. Все, что специально
не разрешалось, было запрещено.
Валютная монополия являлась составной
частью государственной монополии на
банковское дело и выполняла ряд специфических
функций:
1) планирование платежного оборота с зарубежными
государствами путем разработки и контроля
за исполнением ПБ (сводного валютного
плана) и валютных планов отдельных министерств
и ведомств;
2) накопление золотовалютных резервов
и обеспечение их сохранности;
3) централизованное проведение и регулирование
всех международных расчетов, валютных
и кредитных операций в соответствии с
государственными планами;
4) защита экономики страны от воздействия
неприемлемых в тот период рыночных отношений
и от попыток монополистических кругов
использовать валютно-
кредитные инструменты для подрыва основ
социалистического хозяйства.
Все эти функции на протяжении всего периода
существования валютно-кредитной монополии,
несмотря на все внешние факторы и субъективные
трудности, строго и четко осуществлялись
на практике, защищая сложившуюся и действующую
в тот момент экономическую систему и
полностью ей соответствуя.
Валютная монополия приводила к тому,
что использование валютных доходов и
обслуживание международных расчетов
страны осуществлялось одним банком-монополистом
- Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком).
Верховный Совет СССР утверждал народохозяйственные
планы страны, в которых устанавливались
источники и объемы валютных поступлений,
накопления золотовалютных резервов,
направление и суммы расходов. Государство
в лице Госплана, Министерства Финансов,
Госбанка СССР определяло потребности
регионов и отраслей, а министерства, ведомства,
предприятия и местные органы власти расходовали
выделенные им валютные средства в пределах
установленных им лимитов.
Фактически валютное регулирование осуществлялось
в форме прямого государственного администрирования,
что проявлялось в установлении жесткого
курса рубля к иностранным валютам, ограничении
числа участников внешнеэкономической
деятельности, монопольного положения
одного банка в валютной сфере. Окончательно
валютная монополия оформилась в 1930-37
гг.
Лишь в 1987 г. правительство предоставило
предприятиям более или менее реальные
права оставлять себе часть валютной выручки
от экспорта и только в 1988 г. появились
первые признаки того, что власти готовы
ликвидировать государственную валютную
монополию [17].
2.2. Становление валютных отношений в условиях
рынка
Для перехода к рыночной экономике нашей
стране пришлось преодолевать огромные
трудности. Они связаны с тем, что между
стартом – абсолютной рыночной монополией
– и финишем – развитым рынком существует
огромная разница. Это наглядно показывают
данные таблицы [Приложение 2], в которой
сопоставлены важнейшие черты стартовых
и финишных позиций [2, 141].
На втором этапе развития валютного регулирования,
начавшегося в 1987 г., практически все участники
хозяйственной деятельности получили
право самостоятельно выступать на внешнем
рынке. Предприятия, учреждения, организации,
наряду с государством, стали получать
в свое распоряжение иностранную валюту
от участия во внешнеэкономической деятельности.
В это же время началась широкомасштабная
реформа банковской системы, выразившаяся
в создании большого числа независимых
от государства коммерческих банков, имевших
право открывать и вести валютные счета
клиентов и проводить валютные международные
расчеты.
Отражением своеобразия этого этапа являлось
отсутствие специального органа валютного
регулирования. Кроме того, источником
валютного регулирования являлись решения
Совета Министров СССР и нормативные акты
министерств и ведомств. Все это настоятельно
требовало разработки специального законодательства
по вопросам регулирования валютных отношений.
Третий этап развития валютного регулирования
в стране начался с принятия в марте 1991
г. Закона СССР «О валютном регулировании»,
который впервые ввел в юридическую практику
такие важные понятия как «валютные ценности»,
«валюта СССР», «иностранная валюта»,
«резиденты», «нерезиденты», «валютные
операции» и др. По Закону основным органом
валютного регулирования стал Государственный
банк[18]. В этот период ускоренное развитие
получает валютный рынок. Только в течение
двух лет (начало 1991 г. - начало 1993 г.) ЦБ
выдал лицензии на организацию и проведение
операций по купле-продаже иностранной
валюты шести специализированным межбанковским
валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской,
Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской
и Ростовской. В дальнейшем межбанковский
и биржевой валютный рынок развивался
еще более бурными темпами и стал важнейшим
и самым ликвидным сегментом финансового
рынка страны.
Развал СССР и провозглашение суверенитета
РФ поставил задачу скорейшей разработки
и принятия собственного валютного законодательства.
9 октября 1992 г. после повторного рассмотрения
в Верховном Совете был принят Закон РФ
«О валютном регулировании и валютном
контроле». С принятием этого Закона начался
новый этап валютного регулирования в
РФ.
Назначение данного Закона состояло в
определении основных правовых пара-
метров валютного регулирования и контроля
на территории России. В Законе изменена
структура, уточнены и развиты основные
понятия валютного регулирования, впервые
дано понятие «валюта РФ», введена новая
статья «Защита валюты РФ» (ст.2), с важнейшим
положением о том, что расчеты между резидентами
осуществляются в валюте РФ без ограничений
[18].
Значительно изменился в новом Законе
раздел о валютном контроле (раздел III
Закона), органами которого назывался
ЦБ РФ, ставший преемником Госбанка СССР,
и Правительство РФ. ЦБ приступил к подготовке
и изданию нормативных актов по отдельным
направлениям валютного регулирования
и валютного контроля.
Система валютного регулирования претерпела
радикальные изменения: был установлен
единый валютный курс по всем видам операций,
а сам он устанавливался дважды в неделю
по итогам аукционов на Московской межбанковской
валютной бирже (ММВБ) и носил статус официального
курса Банка России.
С мая 1996 г. Банк России отменил механизм
установления официального курса рубля
в форме привязки к курсу ММВБ и перешел
к объявлению ежедневных курсов покупки
и продажи долларов США по своим операциям
на межбанковском и биржевом валютных
рынках.
Последовательные реформаторские усилия
по достижению основных целей валютной
политики в конечном счете позволили России
с 1 июня 1996 г. принять на себя обязательства
по ст. 8 Учредительного соглашения (Устава)
МВФ, в соответствии с которыми полностью
снимаются все ограничения на валютные
операции по текущим счетам и переводам.
Этим был завершен переход к конвертируемости
рубля по текущим операциям, что являлось
одной из важнейших целей рыночных реформ
в России.
За пять лет реформ номинальный рыночный
курс рубля по отношению к доллару снизился
с 60 руб. в октябре 1991 г. до 6000 руб. в декабре1997
г., а после деноминации — до 24,0— 25,0 руб.
к середине 1999 г. Рыночный курс рубля к
августу 1998 г. максимально приблизился
к курсу, рассчитанному на базе паритета
покупательной способности: если в 1992
г. рыночный курс превышал курс на базе
ППС более чем в 12 раз, то в середине 1998
г. – всего в 1,5 раза. После девальвации
рубля в
августе 1998 г. разрыв с ППС увеличился
до трехкратного.
В начале рыночных реформ российское правительство
предполагало, что курс удастся контролировать
косвенным путем – за счет жесткой монетарной
политики и создания стабилизационного
валютного фонда. Общая схема взаимодействия
в связке «эмиссия – курс – объем валютных
операций» задумывалась следующим образом:
ограничение денежной массы – увеличение
спроса на рубли в экономике в целом и
рост предложения валюты на бирже – относительное
(с учетом инфляции) снижение курса доллара
– рост спроса на валюту – нарастание
объема биржевых конверсионных операций.
В условиях отечественной экономики эта
схема была существенно скорректирована.
Монетарная политика была не в состоянии
противостоять инерционной экономической
структуре. Поэтому контроль за ростом
денежной массы оказался неэффективным
ограничителем роста цен, который сопровождался
резким нарастанием объема взаимных неплатежей
между предприятиями.
Только с 1995 г. после того, как заявление
правительства о последовательном проведении
жесткой денежно-кредитной политики было
реализовано на практике, валютный курс
начал адекватно реагировать на ситуацию,
складывающуюся на российском денежном
рынке.
В июле 1995 г. ЦБ РФ объявил о введении «валютного
коридора», в рамках которого предполагалось
удерживать валютный курс рубля в течение
заданного периода времени. При стабильном
валютном курсе привлекательность рублевых
краткосрочных активов резко возросла,
началась реальная дедолларизация экономики
(снижались остатки на валютных счетах
и запасы наличной валюты на руках у физических
лиц) и увеличилось предложение валюты
на рынке. Удержание курса в рамках заданного
коридора потребовало огромных рублевых
интервенций Банка России на валютном
рынке, что привело к резкому росту его
валютных резервов.
«Горизонтальный валютный коридор» сохранялся
до июля 1996 г. и, исполнив свою стабилизирующую
функцию, был заменен «наклонным коридором»,
параметры которого, привязанные к прогнозируемым
темпам инфляции, устанавливались ежегодно.
После более чем трехкратной девальвации
рубля осенью 1998 г. Банк России принял
решение о серьезной корректировке своей
валютной политики в условиях глубокого
финансово-экономического кризиса в стране.
Он начал проводить свою политику в режиме
«плавающего» валютного курса без определения
границ его отклонений. При этом, используя
соответствующие инструменты денежно-кредитной
и валютной политики, стремился сглаживать
амплитуду резких курсовых колебаний
рубля к доллару, зависящих от спроса и
предложения валюты на рынке. В то же время
эффективность действий ЦБ РФ в этом направлении
определялась уровнем его золотовалютных
резервов (за 1998 г. они сократились на 31,3%),
а также возможностями государства договориться
с внешними кредиторами по своим долгам.
Формирование денежно-кредитной и валютной
политики происходило в условиях высокой
степени неопределенности и необходимости
в короткие сроки вывести страну из тяжелого
экономического кризиса. В связи с этим
ЦБ РФ оставил за собой право, в случае,
если этого потребуют фактически складывающиеся
условия, корректировки проводимой им
денежно-кредитной и валютной политики,
с тем чтобы она была адекватной экономической
ситуации.
На ММВБ в системе электронных лотовых
торгов была введена двухступенчатая
система проведения биржевых торгов, предполагающая
их разделение на утреннюю (спецсессия,
организованная, главным образом, для
обслуживания участников внешнеэкономической
деятельности) и дневную (купля-продажа
долларов, осуществляемая для иных целей)
торговую сессии. Установление Банком
РФ официального курса российской валюты
на следующий день осуществлялось по итогам
утренней спецсессии на ММВБ как средневзвешенный
курс по всем заключенным сделкам.
Для обеспечения стабильности российской
валюты и ограждения валютного рынка от
спекулятивных операций коммерческих
банков на утренней спецсессии Банк России
ввел дополнения в уже действовавшую систему
ограничений. Это ужесточение системы
валютных ограничений в краткосрочном
плане позволило стабилизировать валютный
курс, однако вступило в противоречие
с обязательствами России по снятию всех
ограничений по валютным операциям по
текущим счетам и переводам в соответствии
со ст. 8 Устава МВФ. Поэтому с середины
1999 г. была ликвидирована двухступенчатая
система проведения биржевых торгов и
вновь возобладала тенденция к снятию
значительной части валютных ограничений,
введенных в кризисной ситуации после
17 августа 1998 г.
2.3. Валютное регулирование экономики
в РФ на современном этапе
На протяжении периода 1999 г. до настоящего
времени осуществлялось формирование
рынка как социального института, что
являлось необходимым условием для функционирования
рыночной экономики. Движение к цивилизованному
рынку было начато с разработки множества
правовых норм и законов, регулирующих
рыночную экономику [2, 140]. Одним из основных
законов, принятых в это время является
Федеральный Закон №173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле от
10 декабря 2003 г., определяющий принципы
валютного регулирования и валютного
контроля в РФ в настоящем. Ими являются:
1) приоритет экономических мер в реализации
государственной политики в области валютного
регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной
политики РФ;
4) единство системы валютного регулирования
и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав
и экономических интересов резидентов
и нерезидентов при осуществлении валютных
операций [18].
Новая редакция Закона, вступившая в силу
в 2004 г. сняла большинство ограничений
на совершение сделок с нерезидентами,
что способствовало расширению операций
российских компаний на внешних рынках
и стало одним из факторов интернационализации
российской экономики в последние годы
[4, 45].
Таким образом, в задачи современной
валютной политики России входит: укрепление
валютно-финансового положения
У РФ существует 2 стратегии пути развития
валютной политики:
1) политика слабого рубля - сейчас в РФ,
т.к. у нас экспортно-ориентированная страна.
Преимущество: экспортёры получают преимущество
в конкуренции за счёт низкой стоимости
своей продукции. Недостатки: ведёт к застою,
т.к. происходит стагнация отечественного
производства, нет инвестиций. Чем ниже
курс национальной валюты, тем труднее
рассчитаться с долгами.
2) политика сильного рубля - снижает долговое
бремя. Благоприятна только для импортёра
- он будет свободно ввозить товары и экспортёр
не сможет конкурировать. Преимущества:
снижение внешнего долга и повышение национального
производства в связи с ужесточением конкуренции
на внутреннем рынке и завозом современных
технологий, импорт становится дешевле.
У России существует большая зависимость
экономики от внешних факторов: долговая
нагрузка и мировые цены на энергоносители.
В 2008 г. курсовая политика Банка России
проводилась с учетом необходимости сдерживания
инфляционных процессов и предотвращения
неоправданно резких колебаний в динамике
обменного курса рубля [20]. При этом реализация
режима управляемого плавающего валютного
курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической
конъюнктуры на состояние российской
финансовой системы в условиях сохраняющейся
нестабильности на мировых финансовых
рынках.
Состояние внутреннего валютного рынка
в первом полугодии 2008 г. определялось
динамикой потоков средств от внешнеторговых
операций и операций с капиталом. В условиях
благоприятной ценовой конъюнктуры на
мировых рынках энергоносителей наблюдался
устойчивый приток валютной выручки от
экспорта. Однако в I квартале 2008 г. увеличившееся
предложение валюты на внутреннем рынке
было в определенной степени компенсировано
чистым оттоком частного капитала, что
определило существенное снижение объема
валютных интервенций Банка России и повышение
волатильности рыночной стоимости бивалютной
корзины [Приложение 2]
Вместе с тем в апреле 2008 г. возобновление
чистого притока частного капитала обусловило
усиление тенденции к укреплению рубля
и, соответственно, активизацию операций
Банка России на внутреннем валютном рынке.
В целях совершенствования механизма
реализации денежно-кредитной политики
и формирования условий для введения режима
таргетирования (регулирование темпов
прироста денежной массы в определенных
пределах в соответствии с ростом ВВП)
инфляции Банк России с 14 мая 2008 г. приступил
к осуществлению операций по плановой
покупке иностранной валюты на внутреннем
рынке.
Плановые покупки иностранной
валюты проводятся Банком России в
дополнение к интервенциям на внутреннем
валютном рынке, направленным на ограничение
внутридневных колебаний
Проведение подобных операций создает
благоприятные условия для повышения
гибкости курсообразования, что в перспективе
позволит осуществить переход к плавающему
курсу рубля.
В рамках реализации указанной задачи
Банк России в июне-июле последовательно
расширял коридор допустимых колебаний
операционного ориентира курсовой политики
– рублевой стоимости бивалютной корзины.
Реализация указанных мер в условиях притока
средств по внешнеторговым операциям
и операциям с капиталом в июне-июле обусловила
последовательное укрепление рубля к
бивалютной корзине. Однако в августе
ситуация на внутреннем валютном рынке
существенно изменилась, основной причиной
чего являлся отток капитала с российского
финансового рынка на фоне нестабильной
внешнеэкономической ситуации, а также
снижение цен на нефть на мировых рынках.
В условиях активного вывода инвесторами
средств из российских активов и связанного
с ним повышения спроса на иностранную
валюту действия Банка России были направлены
на недопущение чрезмерного ослабления
рубля и удержание стоимости бивалютной
корзины внутри целевого коридора. В этой
связи Банк России в августе-сентябре
осуществлял продажи иностранной валюты
на внутреннем рынке (впервые с августа
2007 года) – объем нетто-продажи за два
месяца был равен 17,0 млрд. долларов США.
По итогам трех кварталов 2008 г. совокупный
объем нетто-покупки Банком
России иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке составил 82,0 млрд. долларов
США.
За январь-сентябрь 2008 года прирост реального
эффективного курса рубля по предварительным
данным составил 3,3%, при этом реальные
курсы рубля к доллару США и евро выросли
на 3,5 и 6,3% соответственно.
За три квартала 2008 года номинальный курс
доллара США к рублю повысился на 3,36% и
составил 25,3718 руб./долл. США, а номинальный
курс евро к рублю – на 1,58% – до 36,4999 руб./евро
по состоянию на 1 октября 2008 года.
Рост реального эффективного курса рубля
за 2008 г. может составить 3,5-5% из расчета
декабрь к декабрю [20].